Мягкие навыки

На онлайн-платформах, где размещают вузовские лекции, немалая доля посетителей не студенты, а школьники. Это главный ответ на вопрос, который обсуждали на площадке Охта Lab: нужна ли ребенку наука, если у него нет амбиций стать нобелевским лауреатом.

Мягкие навыки | Иллюстрация michaeljung/shutterstock.com

Иллюстрация michaeljung/shutterstock.com

- Самая растущая область - информационные технологии. И зачем этим специалистам знать Первый закон Ньютона? - заострил тему Евгений Смирнов, один из основателей нескучного портала о школьном образовании Newtonew.

Спикеры тут же сориентировались.

- Когда мы занимаемся компьютерами, мы рассуждаем в горизонте нескольких лет. Наука заставляет поднять глаза к более широким горизонтам, мыслить другими категориями, - считает Яков Сомов, создатель образовательной онлайн-платформы «Лекториум» (на ней в бесплатном доступе - лекции российских вузов).

- Главное, что дает «исследовательское» образование, - это способность строить научную картину в любой точке своего бытия, - говорит Леонид Илюшин, доктор педагогических наук, эксперт Школьной лиги Роснано.

Не важно, чем ребенок займется, когда вырастет, но он будет действовать «научно» во всем: это будет последовательное системное познание мира и изучение источников. А не слепое доверие авторитетам - как, скажем, в вере (при всем уважении).

Между тем в школе именно что дают факты, которые нужно некритически принять, сожалеет Ирина Воронова, представитель одного из интерактивных технических музеев. В начальной школе и подавно «катастрофический дефицит исследовательских практик», согласна Анастасия Азбель, эксперт Школьной лиги Роснано, психолог. Петербург стоически не вводит вторую смену, но классы заполнены под завязку, и у учителя просто нет возможности ставить хотя бы простейшие эксперименты:

- Мы в очередной раз будем просто перебирать факты: кто какой закон открыл (не вдумываясь, зачем) и когда случилось такое-то исторические событие - не задумываясь о его причинах и о том, что не последнюю роль играла история научно-технического прогресса.

Ребенок рождается с огромным базовым любопытством, говорит Анастасия Азбель. Это эволюционный механизм, он нам дан для выживания. Но он вступает в противоречие с другим механизмом - «обереганием». А он чаще всего связан с родительским эгоизмом: проще дать ребенку айпад, чем позволить чаду скатиться с горки. И потом дивимся: почему у семилетнего глаза не горят?

Впрочем, участники «круглого стола» оперативно уговорились, что ныть по поводу несовершенства школ бессмысленно. Надо думать, где взять знания помимо школы. Как компенсировать нехватку.

Леонид Илюшин полагает, что «в этом отношении мы живем гораздо лучше, чем жили». Количество и качество ресурсов в городе велико (правда, сосредоточены они в центральных районах, тогда как в Москве создают технические центры на периферии).

Навскидку. В Петербурге уйма кружков, и множество - бесплатные. В одном только Президентском физматлицее № 239 более двух сотен кружков, куда ходят дети со всего города.

Только нужно «перенастроить родительский мозг». Ожидать, что после «лабораторного» кружка ребенок станет физиком/химиком (а иначе вроде как и незачем) - все равно что рассчитывать, что из туристского кружка чадо выйдет инструктором. На самом деле «научные» кружки дают т. н. «софт скилс». Или мягкие навыки. Они в отличие от навыков профессиональных пригодятся везде: это умение говорить и договариваться, умение системно мыслить.

Дальше. В «Российской электронной школе» размещено 12 тысяч уроков от лучших учителей России, а в Интернете выложены научно-популярные фильмы ВВС и «Дискавери» на русском (отличный повод для семейного просмотра).

Можно задаться целью попасть в образовательный детский центр «Сириус» в Сочи (это бесплатно, но для детей, преуспевших в науках и искусствах).

Не игнорировать каникулярные школы. В России едва ли не самый короткий учебный год в мире: четыре месяца дети «типа отдыхают». Между тем настоящий отдых - это смена деятельности, и за пять дней в каникулярной школе ребенок получит те самые мягкие навыки.

Смотреть шире. Может, родительскому комитету не зацикливаться на привычных сборах денег на Филармонию и Эрмитаж, а скинуться на какой-нибудь курс в «Университете детей» в Политехе.

Анастасия Азбель как психолог уверена, что вопрос «зачем?» (в нашем случае - зачем ребенку наука) - «всегда психологический»:

- Образованному легче находить смыслы жизни. Проще выбираться из возрастных экзистенциальных кризисов, которые постигают большинство из нас.

Правда, Яков Сомов предупредил об опасности однобокого образования. Несколько десятилетий назад в Германии «очнулись»: полно прекрасных инженеров, но лидеров среди них маловато, а вот самоубийств - многовато. Выяснилось, что технарей с детства/юности «кормили» исключительно наукой прикладной, технической. Дело пошло на поправку, когда в технические школы-вузы привнесли искусство, литературу и прочее гуманитарное.

Как бы то ни было, выступавшие уверены: будет все больше различий между детьми. Но не между теми, кто учится в школе плохо и теми, кто хорошо. А между теми, кто учится только в школе - и не только в ней.


#компьютеризация #студенты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 022 (5884) от 07.02.2017.


Комментарии