Только на сайте

Летом – работайте, на стажировки – соглашайтесь, или как пробиться молодому специалисту

Как выиграть в конкурсе на вакансию; семь правил офисного этикета; когда и как просить повышения зарплаты… Сайт Career.ru, созданный крупнейшей российской рекрутинговой компанией HeadHunter для ищущих работу студентов и молодых специалистов, дает ответы не только на эти вопросы, но и, собственно, помогает работу найти.

На I Международном молодежном форуме труда (он прошел в Санкт-Петербургском государственном университете) директор по Северо-Западному региону HeadHunter Юлия САХАРОВА рассказала, почему полезно не забывать тему диплома, даже если в работе она не пригодится, чему барышням-соискательницам нужно поучиться у соискателей-юношей и многое другое, не менее полезное.

Летом – работайте, на стажировки – соглашайтесь, или как пробиться молодому специалисту | Фото предоставлено СПбГУ

Фото предоставлено СПбГУ

В цене высокий потенциал

– В 2015 году был кризис (хоть и не такой резкий, как в 2008-м), и это сказалось на рынке труда, но – хорошая новость: в 2016 году количество вакансий стало расти, увеличился спрос и на молодых специалистов.

Конкуренция на рынке труда в Петербурге «не смертельная», но среди студентов она выше, чем в целом по рынку. Например, в феврале 2017 года на одну вакансию приходилось 15,5 резюме от молодых. Это в среднем: понятно, что на работу по техническим специальностям конкуренция ниже, а по гуманитарным — значительно выше. То есть студенты более активно ищут работу, чем работодатели ищут их. Если в целом по рынку на одну вакансию откликались в среднем 55 человек, то среди студентов и молодых специалистов – в среднем 76 откликов на одну вакансию.

К тому же учтите: уже 50% из тех, кто ищет работу в Интернете (а это не только студенты, но и ваши мамы-папы, и люди в возрасте), заходят на рекрутинговые сайты не со стационарных компьютеров, а со смартфонов. Мобильные устройства всегда под рукой – значит, и поиск работы ведется постоянно.

Притом что на рынке труда конкуренция среди молодых высока, крупные мультинациональные компании гоняются за «Хай-по», Hi-Po (от high potential, «высокий потенциал». – Ред.). Это молодые люди, которые думают шире, знают больше, проявляют активность, хорошо коммуницируют с другими и готовы брать на себя почти неограниченное количество задач. Таких людей всего 2–7%.

70% компаний готовы пригласить молодых специалистов

Студенты и молодые специалисты думают: «Меня никто не возьмет, потому что у меня нет опыта». Молодая мама жалуется: «Меня дискриминируют, боятся, что часто буду сидеть на больничном с ребенком». Девушка опасается: «Меня не возьмут на работу, потому что я могу уйти в декрет»... Однако мы опросили работодателей – и почти 70% из них берут на стажировку и работу молодых специалистов. Примерно 12% – планируют брать, 14% – пока не планируют, но потенциально готовы. И только 7% не готовы принимать молодых специалистов.

Почему берут молодых? Первый по популярности ответ работодателя – «пластичность». Есть представление, что проще адаптировать к задачам компании молодого человека, чем специалиста со сложившимися взглядами. Вторая причина – дефицит специалистов с опытом. Третья – молодым можно меньше платить. И молодцы, если соглашаетесь даже на бесплатные стажировки: это ваше конкурентное преимущество. Крупная компания, где решаются интересные задачи, где вас нагрузят по полной, будет готова взять на работу умницу и активного студента. Тем более на бесплатную стажировку. А для вас это опыт и возможность заявить о себе в хорошей компании. Четвертая причина – молодая энергия и незамыленный взгляд. И только на последнем месте – «берем молодых для рутинной работы».

О чем говорит тема диплома?

У студентов и молодых специалистов опыта работы нет или он очень невелик, а потенциальному работодателю нужно понять, что за человек перед ним. Для этого работодатель может поискать вас в социальных сетях: в каких группах состоите, с кем дружите, что пишете. Помните: «Большой брат следит за вами». Если вы собираетесь быть профессионалом – никаких «расчлененных енотов», кровищи, фашистских знаков, резких высказываний. Подписывайтесь на интересных людей – лидеров инновационных движений, преподавателей бизнес-школ, директоров венчурных фондов и т. д.

Если у молодого сотрудника так мало опыта работы, что и спросить его особенно не о чем, работодатель может поинтересоваться, какая у него была тема дипломной работы. Отличный прием. Некоторые, окончив вуз год назад, уже не помнят тему диплома. О чем это говорит пытливому уму? Либо не писал, либо сдул, либо ему назначили эту тему и он просто отписался. Человек, который придумал тему, бился за нее, проводил исследование, «родил» этот диплом – уже зарекомендовал себя как умный растущий специалист. И не важно, какую оценку он получил.

Не пытайтесь сдержать зарплату

Летом работодатель продолжает размещать вакансии, а студенты уходят «в пампасы» – на моря, на отдых. И не ищут работу. Если вы хотите попасть в хорошую компанию, идите наперекор рынку. Все уезжают отдыхать – а вы начинайте активно искать работу.

Подавая резюме, всегда думайте о другой стороне в переговорах. Потенциальный работодатель получает 500 откликов, рекрутер тратит всего 5–7 секунд на просмотр резюме, и либо он успел увидеть что-то конкретное, либо нет.

Нельзя писать: «Ищу перспективную работу для развития своих талантов» – это ваша личная проблема. Писать нужно конкретно (например: «Стажировка в отдел маркетинга»), в том числе о том, чем занимались на прежнем месте работы («Проводил анализ массива данных»). Используйте цифры, чтобы были понятны объемы проделанной работы. Грамматические ошибки в резюме – это то, чего работодатель терпеть не может.

Если вы хотите в конкретную компанию, пишите туда напрямую и сделайте сопроводительное письмо. Не шаблонное. Объясните, почему вы откликнулись на вакансию именно этой компании и в чем возможная польза от вас. Вы должны мотивировать другую сторону к вам обратиться.

Желаемую зарплату – писать. Чтобы был ориентир. Замечено, что женщины более скромно позиционируют себя на рынке труда: и по зарплате, и по откликам на руководящие вакансии. У мужчин ситуация обратная: на вакансию по отделу маркетинга откликаются и шоферы, и токари-расточники. И не смущаются. Дорогие женщины, не пытайтесь сдержать свою зарплату, справедливо оценивайте свои возможности: сравните описание вашего опыта с описанием опыта других. Учитесь у мужчин – они не стесняются.

1диаграмма.jpg



#форум труда #студенты #вакансии

Комментарии