Квота на таланты

Петербург немного напрягся, когда наши школьники, многократные победители бог знает скольких математических олимпиад, вдруг взяли лишь третье место на Кубке памяти Колмогорова. В напряженном состоянии Петербург пребывал до Всероссийской олимпиады по математике. Олимпиада состоялась. Если вкратце: любимый город может немного расслабиться.

Квота на таланты  |

Если не вкратце, то за по­дробностями мне предложи­ли обратиться почему-то к де­путату Госдумы Сергею По­пову. Я и спросила: «Почему к депутату?». Оказалось, не­задолго до олимпиады в Москве кипели невероятные организационные страсти, и будто если бы не депутат По­пов, убедительная победа на­ших школьников не была бы столь убедительной.

Такое заявление интригу­ет, кроме того, всегда полез­но встретиться с народным избранником, особенно если встреча происходит в твоем родном районе, в парке на­против твоего родного дома и ты с депутатом долго выис­киваешь в этом парке отдыха хотя бы одну скамеечку, что­бы побеседовать. И — не на­ходишь, и депутат делает вы­вод: «Надо дать знать в вашу районную администрацию, что у вас тут людям сидеть негде» (и я, признаться, уже как-то рассчитываю на появ­ление скамеечек напротив моего дома). Но это к слову.

«В петербургской команде на Всероссийской олимпиа­де было 12 ребят, при этом особенно отличились 23 петербургских школьника, — начал Сергей Алексеевич и, заметив, что калькулятор в моей голове не может вычислить, как из 12 человек могут отли­читься аж 23, пояснил, что помимо членов ко­манды на олимпиаду обычно приглашают персонально и тех, кто в прошлом году получил дипломы I и II степеней. Кто ж вино­ват, что таких у нас на­бралось почти столь­ко же, сколько и соб­ственно членов ко­манды».

И вся эта компания с математическим уклоном на минувшей Всероссийской олим­пиаде получила шесть дипломов I степени и по семь — II и III сте­пеней. Из этих 20 дип­ломов 15 завоеваны учащимися физико- математического ли­цея № 239, о котором мы не раз рассказыва­ли (отличились также учени­ки физико-технической шко­лы и школ № 627, 261, 533), и из 20 дипломантов 19 зани­маются в Петербургском ма­тематическом центре, о кото­ром мы рассказывали не меньше.

«Столь выдающегося вы­ступления петербуржцев могло не быть, — утвержда­ет Сергей Попов. — Дело в том, что незадолго до олим­пиады Министерство образо­вания и науки приняло реше­ние, согласно которому со­став команды должен быть пропорционален численнос­ти населения субъекта Феде­рации. При таком раскладе команда Петербурга состоя­ла бы не из двенадцати, а из шести человек. Московская команда, кстати, тоже должна была ограничиться такой квотой.

Сделано это было вроде бы «ради справедливости», но на деле это означало, что в Петербурге дети, которые показывают действительно выдающиеся математичес­кие способности, не смогли бы поехать на олимпиаду только потому, что они живут в Петербурге. То есть в рав­ные условия ставились субъ­екты Федерации, а не школь­ники.

Между тем математический уровень в субъектах разный: например, попасть на Всесо­юзную олимпиаду от Ленингра­да всегда было жутко сложно, по себе знаю — я же в 239-й школе учился. И эта слож­ность, эта высокая конкурен­ция остается в Петербурге и сейчас.

И ведь, понимаете, я совер­шенно не исключаю, что в дру­гом субъекте Федерации луч­ше, чем в Петербурге, идет ка­кой-то другой школьный пред­мет, и будет справедливо, ес­ли на олимпиадах по другим предметам остальные субъек­ты Федерации не будут в свою очередь связаны какими-то квотами».

В общем, узнав о намечен­ных «квотах на таланты», дирек­тор Петербургского математи­ческого центра Сергей Рукшин, донельзя возмущенный, обратился к депутату Попову — не потому, что Попов отве­чает за школьные олимпиады (вообще-то он член Комитета ГД по конституционному зако­нодательству и государствен­ному строительству), а потому, что когда-то Рукшин уже обра­щался к Попову (в то время — зам. председателя комиссии по образованию в Ленсовете) по тому же вопросу, по которо­му и сейчас, спустя много лет, ежегодно обращается и к влас­тям, и к коммерсантам: нужны были деньги на поездку юных математических талантов на очередное состязание.

О результате обращения ди­ректора матцентра к депутату можно догадаться: если от Пи­тера задачки решали не 6, а 12 человек — стало быть, от квот в министерстве отказались. Спрашиваю депутата: «Легко было этого добиться?». Депутат отвечает: «Об этом надо спросить губернатора Петер­бурга Валентину Ивановну Матвиенко и мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова. Я просто послал им правительст­венные телеграммы, а уже от глав обеих столиц довольно быстро последовала реакция».

Любопытно было бы узнать, в каких словах выражалась ре­акция глав обеих столиц (как известно, столиц-конкурентов, в том числе и на математичес­ких олимпиадах), если квоты в считанные дни отменили.

В общем, все хорошо, и, мо­жет быть, всего этого закулисья юношеских олимпиад и раскры­вать не стоило, если бы не не­сколько «но». Да, квоты отмени­ли — НО только на год; не ис­ключено, что в следующем го­ду от Питера на олимпиаду по­едут не столько талантливых детей, сколько у нас есть, а про­порционально численности на­селения. Да, все 23 петербург­ских школьника с прошедшей олимпиады привезли либо дип­ломы, либо похвальные грамо­ты, НО это отнюдь не означает, что учителя самых талантливых юных математиков страны бу­дут как-то поощрены. Да, по ре­зультатам Всероссийской олимпиады в сборную России для участия в Международной математической олимпиаде из шести человек войдут четыре (!) петербуржца — Александр Глазман, Павел Затицкий, Алек­сей Катышев, Тимофей Образ­цов, НО это не означает, что ди­ректору матцентра Сергею Рукшину не придется самостоя­тельно искать деньги на буду­щую поездку.

Таланты, как видим, — вещь довольно обременительная. Было бы талантов меньше — и забот бы убавилось. Как ни кру­ти, а в квотах есть что-то раци­ональное...

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 88 (3635) от 19 мая 2006 года.

#олимпиады #математика

Комментарии