Культурно поговорили

Положение русскоязычных театров в ближнем зарубежьеобсуждали в Главном штабе Эрмитажа на «круглом столе» «Содружество культур - содружество наций». Организаторыэтой части V Петербургского международного культурного форума сострили: разговор пойдет «по законам современной режиссуры»,то есть можно самовыражаться свободно. Так и получилось,что прозвучали и оптимистичные речи о содружестве - и фраза «Все эти доклады о сотрудничестве и высокие слова меня мало интересуют».

Культурно поговорили | Иллюстрация Elnur/shutterstock.com

Иллюстрация Elnur/shutterstock.com

«Нас не засвистывают»

В этом году исполнилось 25 лет Содружеству Независимых Государств. Когда принимался устав СНГ, страны договаривались «сохранять и развивать культуры»: в 1992 году появился Совет по культурному сотрудничеству государств - участников СНГ. Искусство и, в частности, театр - хорошие парламентеры.

Недавно с фестиваля в эстонском Пярну вернулся театр «Санкт-Петербург-опера». Как не без удивления констатировал его худрук Юрий Александров, эстонцы пригласили на фестиваль оперу «Не только любовь» Родиона Щедрина. Она вообще-то про жизнь советского колхоза - вроде бы не самая милая сердцу эстонцев тема, а вот ведь.

Александров считает, что «надо пользоваться этой возможностью»: людей искусства в отличие от политиков «не перебивают, не засвистывают».

В 2007 году народный артист Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей (СТД), попросил у президента Путина «господдержки» русского театра за рубежом. Был услышан; наши деятели начали давать выездные мастер-классы в русских театрах стран СНГ и Балтии, а то и целые спектакли ставили. В Международной театральной летней школе в Звенигороде молодые актеры из полусотни стран внимали Льву Додину, Марку Захарову, Анатолию Васильеву, Вячеславу Полунину, Григорию Козлову.

В Петербурге на площадке театра-фестиваля «Балтийский дом» уже 18 лет проходит фестиваль русскоязычных театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России», а в Нарве уже несколько лет - фестиваль современного искусства «Мост дружбы». Инициатива принадлежала гендиректору «Балтдома» Сергею Шубу, а в этом году, по словам мэра Нарвы Тармо Таммисте, эстонский минкульт выделил средства, и «мы уже думаем о новом именно театральном фестивале».

То есть русский театр будет гостить в Эстонии чаще. Андрейс Жагарс (Латвия) - актер, режиссер, продюсер, худрук мастерской в ГИТИСе, утверждает: лучшие спектакли Риги идут на сценах России, а Латвия в курсе работ Кирилла Серебренникова и Константина Богомолова.

Вообще, если прочитать скороговоркой, вдохновляет: в этом году в Россию приезжали театры из Казахстана, Грузии, Армении, Национальный театр имени Горького из Минска; Минкульт поддерживает театры Донецка и Луганска (суммы не сообщаются); Малый театр России был с гастролями в Ташкенте, Театр имени Маяковского - в Азербайджане, МХТ имени Чехова - в Казахстане...

Но, по словам Геннадия Смирнова, зампреда СТД, программа поддержки взаимных гастролей «во многом свернута». Минкульт, правда, выделяет средства «на программы по взаимодействию театров ближнего зарубежья», но из-за кризиса «на этот год средства были срезаны ровно на 50%», как признает Антон Прохоров, гендиректор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности.

Правда, Александр Калягин вновь обращался к президенту и, по словам Геннадия Смирнова, в бюджете 2017 года «можно наблюдать существенные повышения субсидий СТД».

Театр на снос

В 2011-м была разработана концепция сотрудничества СНГ в сфере культуры. Сейчас готовится проект конвенции сохранения культурного наследия СНГ.

А между тем...

- Русский драматический театр в Душанбе уничтожен, - констатирует режиссер и драматург из Таджикистана Барзу Абдураззаков.

Сейчас он - худрук алма-атинского театра Байтена Омарова «Жас Сахна», а вспоминает о прежнем своем Русском драматическом театре им. Маяковского, в здании которого в годы войны в эвакуации работал Евгений Шварц.

Абдураззаков говорит, что видел слезы своих актеров дважды: когда театр сгорел («актеры и сотрудники падали в обморок, ведь часть своей жизни они потратили на сбор и изготовление костюмов, декораций») и когда здание театра снесли, «приехали трактора, и все, кто там работал, плакали, писали письма о том, что здание 1929 года - первый государственный театр в моей стране!»

Барзу Абдураззаков и сказал, что «доклады о сотрудничестве и высокие слова меня мало интересуют». По его словам, куда они только ни обращались - «никто не помог».

- К сожалению, сегодня на просторах СНГ, и не только СНГ, это не единичный случай, - комментирует Иосиф Райхельгауз, режиссер, худрук московского театра «Школа современной пьесы». - Можно снести бульдозером, а можно не дать помещение, можно выгнать, можно не дать денег.

Это Райхельгауз называет цензурой - не в буквальном смысле, а «на экономическом уровне».

В кишиневском Государственном русском драматическом театре им. А. П. Чехова (театру 83 года) сейчас идет «Бесприданница» в постановке петербургского режиссера Натальи Индейкиной - проект посольства РФ, Россотрудничества и правительства Петербурга. Но в целом, по словам Константина Харета, директора театра, «приходится вариться в собственном соку». А если выезжать на фестивали, то только в формате малых форм, поскольку «за свой счет», причем за руль садится сам директор театра.

На этом фоне рижский Русский театр имени М. Чехова (театру 133 года) вроде бы благополучен. Но режиссер Игорь Коняев не исключает, что русский театр может «раствориться, потому что некому будет выходить на сцену».

Коняев сейчас главный режиссер петербургского Театра музкомедии, а в прошлом руководил как раз рижским театром имени М. Чехова. Рассказывает: набрал молодежь, которая, как оказалось, по-английски говорит лучше, чем по-русски, а о Москве и Петербурге только слышала. «А мне надо ставить Островского, Чехова. Что я могу? На словах рассказать о Петербурге или Москве?»

Спасает, говорит Коняев, фестиваль «Встречи в России» и еще один проект «Балтдома» - петербургская Летняя театральная школа для молодых актеров русских театров бывших союзных республик (мастер-классы, лекции, спектакли).

Но «Балтдом» каждый год кулачки держит: выделят ли на школу деньги.

Ассоциативный ряд

Модератор «круглого стола» Александр Платунов, художественный директор фестиваля «Встречи в России», искал «позитивные примеры». Кое-какие нашлись.

- Вы говорите о Театре имени Маяковского в Таджикистане? - переспросила у Барзу Абдураззакова Наталья Метелица, директор Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. - У нас есть материалы о вашем театре! Если у вас все сгорело, давайте мы попробуем что-то восстановить.

В музее материалы о театрах не только русскоязычных, но и вообще о театрах бывших союзных республик.

Николай Буров, директор музея-памятника «Исаакиевский собор», рассказал, как обходится не столько госпомощью, сколько «человеческими связями»:

- Мы заключили прямые договоры с музеем президента Казахстана, с Фондом Нурсултана Назарбаева - расходы (на выставки и гастроли камерного хора музея. - Ред.) сократились вдвое.

Иосиф Райхельгауз привел пример того, что может сделать один человек: эстонец Меэлис Кубитс «сам по себе каждый год устраивает межчеловеческое общение». Три года назад собрал деньги у богатых людей и придумал Дни Таллина в Ереване (участвовал и русскоязычный театр), потом привез эстонских и российских актеров в Одессу - «три дня читали стихи, пели песни на всех языках». Это уже после трагических событий.

...Вообще-то театральные деятели собрались, чтобы договориться о создании Ассоциации русскоязычных театров СНГ и Балтии. В ее необходимости ни у кого сомнений не возникло. Как сказал Сергей Шуб, на очередных «Встречах в России» в апреле 2017-го «будем принимать документ». На межгосударственные договоренности о сотрудничестве театры надеются, конечно. Но уже не всецело.


#форум #СНГ #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (5856) от 21.12.2016.


Комментарии