Кто чего стоит на деле

Пока бизнесмен Владимир Потанин в режиме телепроекта учит жизни юных дельцов, стремящихся к годовой зарплате в три миллиона рублей (см. шоу «Кандидат»» на канале «ТНТ»), бизнесмен Владимир Потанин (он же) семь лет выплачивает лучшим студентам российских вузов стипендии. В Большом университете прошла деловая игра «Студенческий квартал», в которой участвовали самые «продвинутые» студенты Северо-Запада.

Кто чего стоит на деле | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Кроме как «продвинутые» их не назовешь. Быть просто «актив­ным» мало: для соискателей «по­танинской» стипендии обяза­тельное условие — одни пятер­ки за последние две сессии. Быть просто отличником — тоже недостаточно: непрактичные умники, в народе именуемые «бо­таниками», или «ботанами», сти­пендии не удостоятся, — надо всячески проявлять инициативу.

К тому же не тот человек По­танин, чтобы назначить лучшим студентам 67 вузов страны сти­пендию в 2500 рублей ежеме­сячно в течение года — и успо­коиться. «Потанинцам» (так за годы действия программы ста­ли именовать стипендиатов, ко­торых уже семь с половиной ты­сяч) нужно еще собраться каж­дым, отдельно взятым, регио­ном и посмотреть, кто чего сто­ит на деле. В данном случае — сыграть в деловую игру.

Не знаю, кого было больше в последний из трех дней дело­вой игры в актовом зале СПбГУ — собственно студентов (160 человек из 8 вузов Северо-Запа­да) или представителей петер­бургских фирм, от менеджеров по персоналу до директоров. В принципе как маститому худож­нику полезно посещать выстав­ки детского рисунка (там уйма свежих идей), так и бизнесме­нам хорошо бы засылать на та­кие деловые игры «казачков». Особенно в этом году, когда у студентов было задание приду­мать прибыльный проект.

Эксперты курсировали от стенда к стенду и выслушивали, как молодежь бойко рапортова­ла о своих достижениях.

— Да вы топчите пальму, топ­чите! — жизнерадостно разре­шил мне молодой человеку стен­да, на котором было написано «Студенчество. Вспомнить все». Тут же притулилась гитарка, тут же — бревна для костра и не­сколько бутылок из-под чего-то, как ни странно, безалкогольного. Я пристыженно сошла с несчаст­ного листа пальмы, лежащего на полу и, наверное, символизиру­ющего нескошенную траву сред­ней полосы России.

— Скажите, вы хотели бы вернуться в свои сту­денческие годы? — про­должал, сияя, молодой человек.

— Нет, не хотела бы, — сказала я и сама себе по­казалась одной из тех противных клиентов, ко­торые одним выражени­ем лица способны пре­сечь всякий диалог. Ста­раясь ободрить юношу, стала рассказывать о своей тяжелой жизни: —

Понимаете, не было у меня сту­денчества, я со второго курса на заочный перешла, так что ни гу­лянок, ни общежития...

— А! — молодой человек опе­ративно предпринял движение с другого фланга. — Тогда хотели бы вы узнать, что такое студен­чество, которого у вас не было?! Мы предлагаем необычный тур: специально устраиваем спецсе­минары, лекции, экзамены, про­живание в общежитии, походы... Скажите, какую сумму вы гото­вы потратить на такой студен­ческий тур?

— На такой студенческий тур я готова потратить студенчес­кую сумму, — уверенно заявила я.

Молодой человек мужественно продол­жал улыбаться, но за­метил, что тур — для тех, кто наелся кипрами и египтами: 14 дней обойдется при­мерно в 3700 долла­ров. «На такой пре­красный подарок мо­гут скинуться ваши коллеги!».

...Мои коллеги не готовы скинуться на такую сумму даже ра­ди того, чтобы я рабо­тала, — что уж гово­рить об отдыхе. По­плелась к следующе­му стенду. Где две ба­рышни практически убедили меня в том, что нет бо­лее взаимосвязанных вещей, чем библиотека и спортзал. В едином комплексе «Smart-центр» можно позаниматься на тренажере, а потом посидеть в библиотеке (благо искать нуж­ную книгу нетрудно — есть элек­тронный каталог). Сказали, инте­рес проявила аж Российская На­циональная библиотека, а с од­ной из районных библиотек даже подписан договор о будущем со­трудничестве. Слоган проекта — «Качай и перелистывай!»

У другого стенда (проект Kislorod) меня напоили кислород­ным коктейлем. Потом призна­лись, что вообще-то это минералка («Пусть бросит в нас камень тот, кто докажет, что в минерал­ке нет кислорода!»). Но пообеща­ли, что в задуманном релаксцентре с ароматотерапией, дэнс-терапией и прочими тера­пиями будут предлагать действи­тельно кислородный коктейль, причем бесплатный («Себестои­мость стакана коктейля, мы по­считали, всего 50 копеек»).

Команд было 10. Причем по условиям игры команды были межвузовские, где перемеша­лись, допустим, медики из Мур­манска, экономисты из Новгоро­да и математики из Петербурга.

Приведу здесь еще несколько затей. Можно было примерить на себя чужую профессию (хоть ди-джея, хоть космонавта; хоть на час, хоть на месяц). Дать воз­можность выплеснуть эмоции: побить специально заготовлен­ные глиняные горшки; порвать специально припасенные листы бумаги («Это мы в американских фильмах видели: человек в нервном состоянии рвет бумагу на тонкие полоски. Мы даже го­товы листы надрезать — чтобы рвать было удобно»). Организо­вать локальную радиостанцию для студенчества — с темати­ческой информацией. Устраи­вать школьникам и абитуриен­там экскурсии по разным вузам города...

Эксперты весьма активно за­давали вопросы, самым актуаль­ным из которых мне показался такой: «А вы не боитесь, что сейчас мы вас послушаем, придем в свою контору — и сами же во­плотим ваш проект в жизнь?». Студенты, недолго думая, отве­тили: «Пожалуй, мы на всякий случай снимем со стендов наши бизнес-планы».

Тем не менее кое-кто из сту­дентов уже нашел потенциаль­ных партнеров среди «взрос­лых».

За тот или иной проект голосо­вали примерно 60 экспертов из петербургских фирм. Победила команда «Hi-Tech шоу», за кото­рую я и болела, поскольку их идея казалась самой толковой: на базе петербургского институ­та робототехники и кибернетики (договоренность уже есть) устро­ить постоянную выставку робо­тов. С одной стороны, это при­влечет внимание публики к до­стижениям нашей робототехни­ки; с другой — доходы с выстав­ки можно пустить на новые про­екты института. Один из банков пригласил к себе на практику всю команду-победительницу.

Проигравшим командам ген­директор благотворительного фонда В. Потанина Лариса Зелькова сказала: «Не огорчайтесь. Вам повезло. При поражении узнаешь то, чего не узнает побе­дитель».

К тому же тут никто тебе не скажет «Вы уволены». И у проиг­равших и у победителей стипен­дия одинаковая.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 201 (3748) от 26 октября 2006 года.

#Владимир Потанин #студенты #деловые игры

Комментарии