Компактный элитный

Авторитет Балтийского государственного технического университета «Военмех» им. Д. Ф. Устинова черным по белому (а также синим, красным и еще каким-то) обозначен размашистыми подписями, которыми пестрит корпус ракеты 850. Той самой, которая 1 мая 1960 года сбила над Свердловском самолет-шпион Фрэнсиса Пауэрса. Ну на кафедре А1 «Ракетостроение» не «та самая» ракета - такая же. Вот на этой «такой же» красуются росписи всех главных конструкторов всех ракетных систем, находящихся на вооружении в Российской армии.

Компактный элитный | Ракеты как учебные пособия для Военмеха поставляют бывшие выпускники, а кафедра ракетостроения неформально называется «кафедра главных конструкторов» - столько их отсюда вышло. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Ракеты как учебные пособия для Военмеха поставляют бывшие выпускники, а кафедра ракетостроения неформально называется «кафедра главных конструкторов» - столько их отсюда вышло. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Там и подписи «на память» других важных лиц - например, Сергея Нарышкина, который возглавляет внешнюю разведку России. Он и выпускник Военмеха. В «Википедии» отдельная статья есть «Выпускники БГТУ» (40 Героев Советского Союза, России, Соцтруда). На слуху, конечно, космонавты - Гречко, Крикалев, Борисенко. Но еще Екатерина Иванова (космонавт-исследователь; досаднейше не повезло, так и не довелось отправиться в космос) и 32-летний Иван Вагнер (он в очереди на полет).

В двух шагах от ракеты 850 - ракета Р-5 (8К51) размером с китовую акулу, больше 20 метров. Конструктор - Сергей Королев. «Больше таких примеров нет, чтобы в учебное заведение была поставлена ракета, которая на тот момент была на боевом дежурстве и совершенно секретна», - комментируют сотрудники.

То, как в первой половине 1960-х эту махину сюда доставляли - надо было видеть. Точнее, наоборот: «не надо видеть», как говорили сотрудники КГБ, обходя накануне доставки Р-5 квартиры ленинградцев, живущих «с видом на Военмех», и убедительно рекомендуя в окна не выглядывать. Целая спецоперация была: вуз оцеплен, выгружают и втягивают через окно завернутую в брезент вот такую «рыбину». В полной полетной комплектации - только с макетом головной части.

Чуть подальше - авиационная ракета Р-3С. «В девичестве - sidewinder», - уточняют на кафедре. Ракета изначально американская, в конце 1950-х нам такую, не разорвавшуюся, передали китайские товарищи для «обратной разработки», но часть блоков была залита эпоксидной смолой, не разобрать по элементам. Директор одного КБ выписал якутских косторезов, и они, работая в три смены, за месяц «высекли» из герметика все элементы, не повредив ни одного. Ракета была рассекречена.

Вообще на кафедре А1 - 32 образца ракетного оружия разных классов. Это не музей, студенты на образцах учатся. Обычно подобные пособия поставляет Минобороны, но Военмеху нет особой нужды просить что-то у министерства: выпускники дослуживаются до таких постов, что своей волей могут сделать «подарок».

На кафедре АО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнева на фоне спутника ГЛОНАСС терпеливо и добродушно позирует фотографам летчик-космонавт Герой России Андрей Борисенко. Говорит: «Военмех дал ту базу, которая позволила стать космонавтом, а это путь сложный, тяжелый и полный случайностей». Каждый свой полет помнит если не поминутно, то посуточно, а вообще-то суток за два полета набралось почти с год. Новому фильму «Салют-7» он предпочитает уже не новый «Время первых», где (на его инженерный взгляд) технической правды - 90% и лишь на 10% - художественного вымысла.

Ректор Константин Иванов (сам выпускник) уточняет: 85 лет - это с момента создания Военмеха как советского вуза. Исторические корни - в Ремесленном училище цесаревича Николая. Оно было основано в 1875 году и названо в память об умершем 21-летнем наследнике, старшем сыне Александра II.

- Учебное заведение в 1932 году создавалось с лозунгом «Военмех - лучше всех», - говорит ректор и подчеркивает: «лучше всех» - это не залихватский девиз, распространенный в те времена, это была резолюция компартии. Военмеху было предписано в течение двух лет подготовить лучших конструкторов советского оружия. Для этого собрали по вузам и предприятиям лучших преподавателей, студентов набирали из самых толковых учащихся техникумов. План выполнили с ускорением: уже через год появились первые в истории Советского Союза дипломированные конструкторы военных систем.

Поначалу было три направления: реактивная техника, артиллерия и боеприпасы. Сейчас - пять факультетов: ракетно-космической техники, оружия и систем вооружения, информационных и управляющих систем, плюс естественно-научный и международного промышленного менеджмента. Конкурс (если считать не раздутый по заявлениям, а только по реальным людям) вроде бы не впечатляет: 2 - 2,5 человека на место. Но надо учесть, что собой представляют эти «два с половиной» конкурента на место: мало кто сунется в университет, где курс физики и математики самый увесистый среди всех технических вузов. Процент отчисления высокий, и этим, кажется, гордятся. Но бюджетных мест каждый год прибавляется. Сейчас - 1150.

Ректор называет вуз «компактный элитный». «Когда был развал Советского Союза, да и вообще всего, Военмех был единственным вузом Северо-Запада, студенты которого никогда не стояли на бирже труда», - напоминает Константин Иванов. Причина, считает, скорее в «идеологии» военмеховцев: не «сидеть», а сообразить и найти выход.

Сейчас на Неделе науки в Военмехе гостят Роскосмос, ЦКБ «Рубин», «Алмаз-Антей», «Арсенал», «Лазерные системы», Академия Можайского, Михайловская артиллерийская академия, Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова и другие значительные, причастные к Военмеху - а всех таковых не перечислишь.

#«Военмех» #85-летие #космос

Комментарии