Колыбель педагогического образования

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена отметит 220-летие проведением III Всероссийской педагогической ассамблеи.

Колыбель педагогического образования | Фото Снежаны Мажекеновой

Фото Снежаны Мажекеновой

Представительное мероприятие уже в третий раз состоится в Санкт-Петербурге в стенах старейшего педагогического вуза страны. Участниками ассамблеи станут представители Мин-обрнауки, Российской академии образования, правительства города, ректоры вузов, авторитетные ученые в области образования и педагогики и, конечно, учителя. Первая ассамблея состоялась в 2010 году и была приурочена к открытию Года учителя. «Педагогическое образование - Россия будущего» - такое название выбрано для ассамблеи 2017 года. Участникам предстоит дискуссия о том, каким путем, эволюционным или революционным, должно развиваться педагогическое образование.

Даже поверхностный экскурс в историю российского образования показывает: то, что сегодня используется учителями всей страны, зародилось именно в Санкт-Петербурге, Герценовском университете, колыбели отечественного педагогического образования. Стоит вспомнить хотя бы организацию в начале XIX века первого в стране училища для глухонемых детей, ликвидацию безграмотности в 1920-х и первые стабильные учебники по школьным предметам, первое пособие для учителей по экологии. К заслугам герценовцев относятся и качественный рывок советской школы в послевоенные годы, а также все новаторское, инновационное и инклюзивное, привнесенное в школу уже в новейшую эпоху.

- На самом деле педагогическое образование дает значительный импульс расширению географии региональных и международных контактов Санкт-Петербурга, - отмечает и.о. ректора РГПУ им. А. И. Герцена Сергей Богданов. - В наш город приезжают учиться со всей страны, свыше 60 процентов тех, кто поступает в петербургские вузы, являются иногородними. Системы образования многих регионов испытывают дефицит квалифицированных кадров. Потому возрос конкурс на педагогические направления подготовки, и, думаю, предел еще не пройден. Десятки регионов направляют ребят на обучение по целевым договорам, предполагающим последующее трудоустройство. Регионы даже устраивают конкурс на эти целевые места, в результате к нам приезжает все больше талантливой молодежи, победителей олимпиад. Так укрепляются позиции города как кузницы педагогических кадров, и мы имеем возможность продвигать в регионы опыт и достижения петербургской школы.

К слову, о регионах. Построение единого образовательного пространства страны, о котором будут говорить эксперты на ассамблее, не должно ущемить самостоятельность школ. На повестке вопрос, как этого добиться. Ради объективности стоит заметить, что впервые за многие годы проблемы школы оказываются в центре столь пристального внимания прессы и обитателей социальных сетей. Это и запись детей в первый класс, споры вокруг единого учебника истории, системы ЕГЭ, новых образовательных стандартов. Закономерно повышаются требования к учителю. Как найти баланс между его профессиональной ответственностью и общественными ожиданиями?

- В большинстве случаев ожидания общества и родителей оправданны, хотя перекладывать всю ответственность за воспитание ребенка на школу не стоит, - считает Сергей Богданов. - С современными детьми должны работать современные педагоги. Обеспечить такими специалистами каждую школу можно, только построив национальную систему подготовки педагогических кадров с едиными прозрачными требованиями к квалификации и к личности самого учителя. Тогда между крупными городами и отдаленными регионами не будет дисбаланса ни в качестве школьного образования, ни в кадровой обеспеченности. Это в идеале. В реальности еще не все регионы, по нашим оценкам, к этому готовы.

Еще один непраздный вопрос, включенный в программу педагогический ассамблеи, - роль и значение русского языка в образовании. Не секрет, что значительная часть иностранных студентов приезжает в Петербург, именно чтобы выучить великий и могучий. В РГПУ им. А. И. Герцена около 1400 иностранных студентов, многие из стран, где интерес к русскому языку и русской культуре традиционно высок, например, из Китая. Приезжают и представители стран СНГ, где с советских времен престижно и почетно сказать: «учился в Ленинграде, в Герцена». Действительно, знаменитый архитектурный ансамбль на набережной реки Мойки, один из открыточных видов нашего города, привлекает внимание не только туристов, но и абитуриентов. Здесь и знания, и все основные достопримечательности в шаговой доступности.

220-летие флагманского педагогического вуза страны отметят и студенты. 19 мая состоится молодежный фестиваль «В Петербурге - учить!». Согласитесь, одно только название уже говорит о том, что будущих педагогов трудно упрекнуть в равнодушии.

#РГПУ #педагогика #образование

Комментарии