Хочу копать
Одни едут в отпуск в Турцию на «все включено», другие - туда, где многое «исключено», в археологические экспедиции, жить в палатках и на деле узнавать, что такое «на штык», «зачистка» и «камералка». Сообщество называется «Ойкумена». Помните анекдот: «Что можешь?» - «Могу копать». - «А еще?» - «Ну могу не копать». Так вот у сообщества девиз «Хочу копать». Зародилось оно в прошлом году, но профессиональные археологи уже обращаются туда за подмогой. У одного из создателей сообщества Арсения ВЕСНИНА (историка по образованию, по работе - журналиста) узнаем подробности.

Наш собеседник Арсений Веснин делает селфи вместе с товарищами-археологами в греческой колонии Гермонассе. ФОТО Арсения ВЕСНИНА
- Арсений, как сама идея появилась - приспособить любителей в помощь профессионалам?
- Идея не нова, это движение давно действует в Европе и Америке. Есть мировая карта археологических экспедиций - такая россыпь точек, куда можно поехать по договоренности. Но наша седьмая часть суши на этой карте - огромное белое пятно.
Российские археологи пытались запускать подобные проекты, какие-то действуют и сейчас, но они сосредоточены на базе какой-нибудь одной экспедиции, а в стране-то их очень много...
- Много - это сколько?
- Только на сайте Минкульта, где выложены все так называемые открытые листы, то есть разрешения на раскопки, - сотни экспедиций.
Важный момент: археология делится на охранную и академическую. С охранной-то все хорошо: прежде чем затевать любую стройку, по закону, необходимо провести археологическое исследование территории, застройщик оплачивает работы. А вот на академическую археологию, на настоящие научные исследования не хватает ни рабочих рук, ни денег.
И мы с товарищем, который, как и я, учился на истфаке (я окончил кафедру нового и новейшего времени, друг занимается Юго-Западной Сибирью), решили: можно сотрудничать с разными академическими экспедициями и предлагать небольшим группам туда ездить. Во-первых, мы привозим людей, которые не обременяют экономически саму экспедицию - сами платят за проезд, еду, обучение. Во-вторых, даем возможность людям помочь науке и поработать в профессиональной археологической экспедиции.
- По какому принципу выбираете, в какую экспедицию влиться?
- По принципу «кто попросил помощь». Археологический мир - маленький, слухи распространяются быстро, нам уже пишут: экспедиция намечается там-то, вы можете?
Археология чем прекрасна: это точная наука, но без элементарного физического труда в ней не обойтись. Нужно копать, заниматься зачисткой, обеспечивать жизнь в лагере - а это по силам практически любому. Объяснить методику работ тоже несложно. Главное - человек не чувствует себя в экспедиции тупой рабочей силой. И за раскопками наблюдают - и начальник экспедиции, и мы, сопровождающие.
- Какой была первая экспедиция?
- В прошлом году помогали группе, работающей на южном берегу Таманского полуострова, - Юрию Алексеевичу Виноградову, доктору наук из нашего академического Института материальной культуры. Занимались раскопками античного сельского поселения Артющенко-1.
На Тамани с IX века до н. э. местные синды и меоты соседствовали с жителями греческих колоний, скифы приходили, сарматы. Там давно копают, но в основном на месте известных городищ - Гермонассы, Фанагории. Мало кто исследует жизнь людей в поселениях, хотя 98% населения жили за городом.
На Артющенко-1 уже были сделаны интересные находки с точки зрения культа жертвоприношений - даже есть подозрения, что приносили в жертву и людей, что странно, поскольку в основе была все-таки греческая культура, а греки (по крайней мере к III - IV векам н. э.) такого не практиковали.
- Откуда тогда такие подозрения?
- Откопали площадку с жертвенными ямами, там останки голов свиней, собак, коров - и рядом лежал человек, аккуратненько порубленный и сложенный.
Это у нас была проба пера, команду набрали небольшую, девять человек. Ехали на поезде, потом на автобусе, доехали до экспедиции - и две недели там жили.
Повторю, мы не возим людей просто как рабсилу. Стараемся, чтобы было интересно. На мой-то взгляд, археологические экспедиции - один из лучших вариантов проведения отпуска: путешествие в места, где вряд ли окажешься сам по себе; физический труд - у нас и худеют, и подкачиваются. Знания ты получаешь не в Интернете, а за деревянными столами, под вкусную еду, можно с вином. Археологи умеют доступно объяснять сложные вещи, к тому же у этого рода ученых... как бы сказать... характер нормальный. В полевых лагерях невозможно без умения уживаться.
В неделю один выходной, устраиваем экскурсии: на Тамани ездили в Гермонассу, Фанагорию. Вот будет поездка в Кабардино-Балкарию (там экспедиция московского Государственного исторического музея вместе с Кабардинским университетом могильник раскапывает) - наверное, на Эльбрус съездим.
- А еще куда собираетесь?
- Готовим экспедицию на запад Тверской области, где раскапывают поселение IX - X веков. Там пролегала часть пути из варяг в греки, так что очень много связанного с викингами.
Намечается поездка в Казахстан: великая евразийская степь на тысячи километров тянется, там неолитическое поселение. Экспедиция Павлодарского университета изучает, как человек одомашнивал животных. Этот памятник погибает: он находится на берегу Соленого озера, обваливается, так что нужно работать как можно быстрее.
Очень надеемся, что состоится проект на Рюриковом городище. Памятник по масштабности - на четвертом месте в мире из тех, что связаны с викингами, но в последнее время раскопки там не ведутся вообще. Хотя оттуда начинается наша история - до сих пор ведь спорят, где первая столица Руси: Рюриково городище или Старая Ладога. Хотим возобновить эти раскопки. Фонд «Актуальная археология» обеспечит ученый состав - пять или шесть археологов, а помощников наберем мы.
- Что за люди в вашем сообществе?
- Если схематично, то одна часть - молодежь 25 - 35 лет, вторая - 40 - 55-летние, чему я удивился, потому что думал, что те, кому 50+, избегают физической работы. Третья группа - те, кто хочет поехать с детьми лет 8 - 12: чтобы им что-то показать, заинтересовать. И есть те, кто собирается поехать с детьми постарше, лет восемнадцати. Или даже просто их «делегирует»: одна мама отправила с нами барышню - та планировала поступать на археологию, и мама решила: пусть посмотрит, каково это. Насколько я знаю, сомнения развеялись - будет поступать. Или вот звонил мужчина: «Хочу, чтобы сын испытал походную жизнь!».
- Кому-то из желающих отказываете?
- Бывает. Мы обязательно со всеми предварительно беседуем. Либо встречаемся, либо по скайпу - обращаются ведь люди из Москвы, Хабаровска, Саратова, других городов. Некоторым вынуждены отказывать. Экспедиция - как одна семья, а если человек конфликтный или увлечен бредовыми, на наш взгляд, идеями вроде Фоменко и Носовского...
Еще один принцип: мы становимся полноправными участниками экспедиции. То есть и дежурство, и работы наравне со всеми. К примеру, если южная экспедиция - подъем в пять утра. Но в отличие от охранных экспедиций, где нужно уложиться в сжатые сроки, в академических экспедициях «не убиваются», чтобы совсем без сил падать.
- Любителю не бывает скучновато: едет искать сокровища, а там черепки какие-то?
- На Тамани сначала шел слой с огромным количеством гильз - и немецких, и от винтовки Мосина, это с боев Второй мировой. А потом дня четыре - сплошная битая керамика XIX века. Надо все собрать, записать. Но потом дошли до древнего слоя, до жертвенных ям, стали находить кости, цельные сосуды... И в какой-то момент человек начинает «видеть»: вот тут земля темнее - тут была крепостная стена, а здесь прошла девушка - сережку обронила...
И само копание не молчаливое: поем, загадки разгадываем. В прошлом году всех свела с ума элементарная игра: говоришь букву, и две команды поочередно называют персонажей, реальных и вымышленных, с именами на эту букву. Часов через десять игры уже сложновато. Ученые, конечно, знают больше, но, когда начальник экспедиции произносит что-то вроде «Был великий археолог такой-то...», — верный признак: прижали.
Мы, конечно, объясняем: не нужно рассчитывать на то, что сразу найдешь «золото Трои». Но экспедиций без находок не бывает.
Материалы рубрики
Центр «Велес» просит петербуржцев привозить веточный корм
Жизнь без дома. Кто поможет человеку, оставшемуся без крыши над головой
Смольный запустит сервис по отслеживанию скорой на карте
Самое читаемое



Возвращение. Не к системе, а к системности
Неужели после долгой эпохи реформирования самое лучшее, что можно сделать, это вернуться к тому, что было?

Выпускники Ленобласти
Каждый седьмой выпускник Ленобласти награжден медалью за особые успехи в обучении.

Четверо петербуржцев сдали два ЕГЭ на сто баллов
Выпускники 2017 года уже получают результаты сданных экзаменов.

Из-за любви к игре
При информационной поддержке газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Дом молодежи Санкт-Петербурга вновь собрал самых веселых и находчивый студентов нашего города.

Права взбесившихся роботов
Не исключено, что именно это будет в ближайшее время обсуждать мировое юридическое сообщество

Знай и люби свой город
При информационной поддержке газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 12 мая в Аничковом дворце наградили победителей 8-9 классов VI региональной олимпиады по краеведению.

Лучшие из лучших
Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (8-9 классы) школьников Санкт-Петербурга авторов лучших эссе. ...

«Гарантированное будущее больше не гарантировано»
Несколько лет назад «на пике» оказались профессии, о которых раньше слыхом не слыхивали – и уж понятно, что в списке профессий они не значились.

СМИ XXI века
Пятый международный молодежный форум СМИ Северо-Запада «Медиа-Старт» прошел при информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» .

Тонкости поступления в вуз
Весна — жаркая пора для абитуриентов и их родителей. О тонкостях поступления в вузы рассказал директор Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции Дан...

Онлайн-курсы: играй или проиграешь
Студент может учиться одновременно в нескольких университетах. Курс — в МГУ, курс — в СПбГУ, курс — в УрФУ... Когда такое было?

ЕГЭ по истории может стать обязательным
Позволит ли обязательность не просто знать историю, а уважительно к ней относиться?
Комментарии