Как я провел воскресенье

Школа, как известно, «должна». Должна учить, воспитывать, ориентировать, развивать и готовить к жизни. Это далеко не полный список. А те, кто в школе работает, должны быть подвижниками, бессребрениками, являть миру пример нравственного поведения, а главное - чувствовать ответственность за судьбу и будущее учащихся в школе детей.

Как я провел воскресенье | РИСУНОК Валентина ДУБИНИНА

РИСУНОК Валентина ДУБИНИНА

Когда претензии к школе предъявляют начальники, это можно объяснить тем, что им за это деньги платят. А вот когда нечто подобное слышишь от родителей, иногда впадаешь в ступор. У этих родителей обязанностей по отношению к детям не меньше, а, по идее, больше, чем у школы. Однако жалобы родителей на школу система воспринимает очень остро, но ни разу не слыхал, чтобы школа официально жаловалась на родителей.

А иногда стоило бы. Хотя бы на то, какое участие эти родители принимают в развитии детей.

Попробовать собрать информацию о том, как семья справляется со своими обязанностями, оказалось не слишком сложно. Дело в том, что в пятых классах по канону развития речи учителю рекомендуется провести маленькое сочинение «Воскресная прогулка», но опытные учителя (которые подозревают, что не все дети «прогуливаются») заменяют тему и просят просто описать свое воскресенье как день отдыха.

Пользуясь давними знакомствами, я получил доступ к этим текстам и занялся любимым делом: формализовал схожие ситуации и статистически обработал. Причем обработал простенько, взял «простое распределение».

Результаты не то чтобы шокировали (живу давно, в школе работал долго), но, мягко говоря, не порадовали.

Итак. Полностью с родителями провели воскресный день 13,5%, треть из них - в музеях и на экскурсиях. Про все остальное можно сказать: «коллективный семейный отдых». Частично провели время с родителями 36% (в эту категорию были включены и те, кто просто сходил с папой-мамой в магазин). А вот 49% детей либо гуляли с друзьями (шатались по улице), либо просто сидели дома.

Из тех детей, которые часть выходного провели с родителями, примерно половина посещали центры развлечений, а вернувшись домой, играли на компьютере и в конце дня смотрели фильмы. Самые яркие впечатления от времени, проведенного с родителями, у этой категории - «сладкая вата», «вкусные суши» и «мороженое».

Пользуясь хорошей погодой, 22,5% провели воскресенье за городом. Но совместно с родителями - меньше половины. Остальные опять же «самоорганизовывались» с друзьями.

Маленькая история про одну девочку из этой категории. Девочка с утра ушла гулять и играть в футбол (бывает такое). Во время игры повредила ногу. Кто-то из старших ребят на мотоцикле отвез ее домой, «но мама уже уехала». Ребенок позвонил папе, который приехал и повез ее в больницу Выборга. В больнице на поврежденную ногу наложили три шва (видимо, повреждение было серьезное), домой ребенок попал только в полночь.

Еще одна история. Парень не болтался в день семейного отдыха по улицам без присмотра - он весь день честно сидел дома и мастерил костюм «супергероя». Когда костюм был готов, понес показывать его маме. Мама на костюм даже не взглянула, потому как отправляла кому-то эсэмэски. Тогда понес костюм папе. Папа работу похвалил. После заслуженной похвалы парень удалился в свою комнату «делать прибамбасы» к костюму.

Кстати, еще одно модное обвинение в адрес педагогов; не учит школа детей читать. Так вот, описывая свой выходной, только 4,5% детей упоминают слово «книга». Судя по всему, в остальных семьях читать не принято. Особенно если можно посмотреть какой-нибудь (цитирую сочинения) «фильм про монстров» или «играть на компьютере».

И вот интересно: а что школа (в плане развития) может сделать с детьми, половина из которых, попадая в руки родителей, превращаются в самостоятельно осваивающих городские джунгли маугли или в лучшем случае потребителей всяких «вкусных продуктов»?

Естественно, никто не имеет права диктовать родителям, как им организовывать семейный отдых. Дико брать ребенка за руку и вести в музей, в котором ты сам не был тысячу лет и до сих пор не соскучился. И действительно, довольно трудно говорить с ребенком о прочитанной им книге, если ты сам последний раз открывал книгу недели две назад, в метро. Значительно приятнее отвести его в парк развлечений и, пока ребенок катается на «баранке», поразмышлять о судьбах мира...

Только потом не надо идти в школу и высказывать претензии, что ребенок твой мало читает, не развит и вообще склонен к обжорству и безделью. Школа тут, ей-богу, ни при чем. Как предполагал в свое время великий селекционер Мичурин, «от осины не родятся апельсины». И был прав.


#школьники #учителя #родители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (5825) от 08.11.2016.


Комментарии