Как продать себя

Интервью с представителем работодателя само по себе, особенно для человека неподготовленного, является стрессовой ситуацией: многие рекрутеры убеждены, что кандидат должен выходить после него уставшим. Поэтому заранее настройтесь на полтора-два часа мозгового штурма. Но, отправляясь на собеседование, очень важно нацелиться на достижение позитивного результата.

 Как продать себя | Иллюстрация pixabay.com

Иллюстрация pixabay.com

Интервью - переговоры двух равноправных участников. Рекрутер «продает» вакансию, а вы - себя. Постарайтесь найти с ним эмоциональный контакт, заинтересовать его не только своими опытом и достижениями, но и личностью, манерой общения, обаянием, харизмой. Если у вас не будет драйва в глазах, вы не сможете убедить рекрутера в своем опыте и желании работать.

Чтобы успешно пройти интервью, надо быть уверенным в себе и четко понимать, зачем и почему вам нужна именно эта работа. Важно понять потребности компании, каким в ней видят идеального кандидата и определить, насколько вы подходите на вакансию. Увы, но очень часто вполне профессиональные кандидаты не получают желаемую работу только потому, что не умеют грамотно подать свои лучшие качества и опыт, «продать» себя работодателю. И, конечно, отправляясь на собеседование, вы должны быть готовы психологически - уверены в себе, доброжелательны и открыты.

Произвести впечатление

Важный аспект интервью - создание первого впечатления. Психологи считают, что оно складывается в первые 20 секунд общения. При этом оцениваются не только внешний вид, но и эмоциональный настрой, уверенность в себе, а также мимика, жесты, позы и даже походка.

На интервью необходимо иметь подходящий деловой вид. Хотя и исключения тоже встречаются. Поэтому лучше заранее спросить по телефону о наличии дресс-кода в компании и соблюдать общепринятые правила. Главное - ведите себя естественно, покажите заинтересованность в вакансии и вообще в компании. И если во время встречи с рекрутером возникнет «химия», она может компенсировать формальные недостатки.

Ваш собеседник оценивает не только что, но и как вы говорите. Большую роль в правильном восприятии играют отчетливость и грамотность речи, интонации и паузы. При разговоре важна и правильная поза. Не должно быть нервных и суетных движений. Так же как подобострастия, высокомерия или снисходительности перед интервьюером.

На интервью в офис компании желательно прийти немного раньше, чтобы понаблюдать за сотрудниками фирмы, как они выглядят и общаются между собой. Оцените атмосферу в компании, а затем спросите себя, хотели бы вы здесь работать? Нравятся ли вам обстановка и потенциальные коллеги? Сможете ли вы с ними общаться?

Если время начала интервью подошло, а ожидание затягивается, вы имеете право поинтересоваться временем начала встречи и возможностью ее перенесения. Бывает и так, что длительное ожидание является проверкой на стрессоустойчивость: рекрутер, затягивая встречу, может наблюдать за кандидатом и оценивать его поведение, испытывая терпение соискателя на прочность. Во время интервью могут использоваться и другие приемы, призванные вывести вас из равновесия: провокационные и личные вопросы «на грани». Если вы считаете такое обращение неприемлемым, об этом сразу стоит сказать собеседнику: реагировать агрессивно не нужно. Но для вас использование стресс-интервью - повод задуматься. Если это только начало отношений, что будет дальше? Однако, даже если вам в компании не понравилось с самого начала, стоит «отработать» интервью до конца - окончательно определиться вы сможете потом.

Подчеркните мотивацию

Собеседования могут делиться на несколько этапов: это зависит от уровня должности, на которую вы претендуете. Цель рекрутера на первичной встрече - знакомство с кандидатом и получение базовой информации. Ваша задача - обратить на себя внимание работодателя и понять, нравятся ли вам компания и атмосфера в ней.

Интервью строится по принципу 20/80: 80% времени говорите вы, а 20% - рекрутер. Кратко самопрезентуйте себя, рассказав об образовании, опыте работы, особо отметив навыки и знания, которые могут быть интересны потенциальному работодателю. Необходимо знать год основания компании, основные этапы ее развития, направления деятельности, регионы присутствия.

На интервью будут обсуждаться конкретные ситуации из вашего прошлого опыта: рекрутер, анализируя ответы, старается сделать прогноз на возможный алгоритм поведения кандидата в будущем. Поэтому нелишним будет рассказать о какой-либо сложной проблеме, которую вы решали. Если требуемого опыта не было - проблемные рабочие ситуации могут моделироваться. Во время интервью могут использоваться и проективные вопросы, чтобы кандидат мог оценить ситуацию вообще. Например, такие как «Почему одни люди стремятся делать карьеру, а другие нет?» или «Какой коллектив работает наиболее продуктивно?». Возможны и вопросы-провокации, содержащие заведомо ложный посыл (такие как «Почему все клиенты капризные и всегда недовольны?»).

Следует продумать, что вы будете говорить о причинах увольнения с предыдущих мест работы. В любом случае избегайте негатива в отношении прошлых работодателей, придерживайтесь нейтральной оценки событий и не старайтесь выглядеть намного лучше, чем есть на самом деле. Сделайте акцент на своих реальных достижениях и подчеркните качества, которые будут полезны для конкретной вакансии.

Неудобные вопросы

Даже если интервьюер безмерно любопытен к подробностям вашей личной жизни, не стоит распространяться о них в деталях. Можете спокойно ответить, что они никак не влияют на квалификацию и продуктивность работы.

Вопрос: «Кем вы видите себя через пять лет?» - о вашем ближайшем будущем, сфере интересов и уровне амбиций. О том, что для вас важнее - материальное благосостояние или карьерный рост. Вопрос о сильных и слабых сторонах предполагает выявление вашей зоны развития. Работодателю важно понять приоритеты, уровень достижений и то, как вы их описываете. Он старается определить, что для вас предпочтительнее - процесс или результат, командный вы игрок или одиночка. «Почему мы должны взять на работу именно вас?» - вопрос для определения самооценки и мотивации. К ответу на него необходимо подготовиться заранее, увязав свою мотивацию с вакансией в конкретной компании, в которую вы хотите устроиться на работу. Относитесь к словам осторожно: ответы должны быть четко продуманы, так как рекрутер воспринимает их как ваши приоритеты.

О чем спросить рекрутера?

На последнем этапе интервью у вас будет возможность задать вопросы: они должны быть обязательно. Это могут быть вопросы по содержанию работы, по задачам и обязанностям, по оценке ее эффективности. Стоит поинтересоваться, будет ли проводиться обучение и каковы возможности для карьерного роста. Важно узнать и то, почему появилась эта вакансия: если с интересующей вас позиции за год ушли пять человек, стоит поискать дополнительную информацию о компании и атмосфере в ее коллективе. В завершение встречи нужно поинтересоваться сроками обратной связи, но, если компания ответственно подходит к выбору сотрудника, решение редко принимают быстро.

Не стоит забывать: на интервью оценивают не только ваши профессиональные знания и навыки, но и то, насколько человек сможет влиться в коллектив. Как правило, рекрутер ищет человека под определенный шаблон, соответствующий профилю компетенций, который ему представил внутренний заказчик компании. Но и профессионалы подчас попадают в ловушку эмоционального суждения... Поэтому, если выбрали не вас, расстраиваться не стоит. Это означает, что работа мечты у вас еще впереди.

#собеседование #работа #подготовка

Комментарии