Как готовиться к будущему, которого не знаешь

Это обсуждали на прошедшей в Петербурге конференции «Образовательные технологии: опыт России и США» российские и американские педагоги

Как готовиться к будущему, которого не знаешь  |

Повышение квалификации

— В нашей системе образова­ния — кризис. У учителей низ­кий заработок, большинство педагогов пожилого возрас­та... — эта неудивительная фраза удивила тем, что произ­несла ее учительница из США. Петербургские педагоги пони­мающе кивали.

На конференцию, устроен­ную американской обществен­ной организацией People to People Ambassador Programs (Программа народной дипло­матии) и Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, американских учителей при­ехало столько, что хватило бы на несколько городских школ. В трехдневном расписании — секции, обсуждение учебных программ, визиты в петербург­ские школы. Но прежде всего — знакомство с системами об­разования. Как «у них» и как «у нас».

— Я родом из Техаса, как и наш президент. Я приведу его слова об образовании, — нача­ла Ребекка А. Палакайос, док­тор философии. И мы уже на­строились прослушать что-ни­будь из техасца Джорджа Бу­ша. Нет, госпожа Палакайос цитировала другого техасца и другого президента — Линдо­на Джонсона, который в свое время учительствовал. А также другого президента и другого урожденного техасца, Дуайта Эйзенхауэра, который иниции­ровал в 1956 году создание Программы народной дипло­матии, уже полвека организую­щей международные обмены между профессионалами в различных областях.

В США уже 20 лет идет ре­форма образования. Законы, конечно, определяют его каче­ство, но, видимо, только зако­нов недостаточно: в Америке действует национальный совет по сертификации — добро­вольная организация, рабо­тающая с учителями средней школы. Добиваться получения национального свидетельства о сертификации учителю вовсе не обязательно, но педагоги расценивают этот экзамен как вершину горы, и большинство уважающих себя учителей пы­таются на нее взобраться. Это сложно: кандидату надо прой­ти десять этапов — предста­вить видеозаписи уроков, перечень достижений, участво­вать в общественной деятель­ности и т. д. Как заметила Ре­бекка А. Палакайос (она входит в Национальный совет по сер­тификации), «вершина» подда­лась лишь 50 тысячам педаго­гов. Во всей Америке.

О материальной выгоде, ко­торую получает обладатель на­ционального свидетельства, не сказали — стало быть, прямой выгоды нет. Однако в некото­рых штатах учителю доплачива­ют и вне сертификации: если он овладел каким-нибудь до­полнительным навыком. До­пустим, преподаватель ино­странного подучился програм­мированию — и его уже можно поощрить: само собой, учитель применит в своей работе этот навык, и, само собой, уроки станут лучше.

Большие перемены

В России, как мы знаем, теперь тоже доплачивают: лучшим учителям. По крайней мере эту аналогию привел Олег Лебе­дев, зав. кафедрой развития образовательных систем СПбАППО. Олег Ермолаевич, работающий в системе образо­вания полвека, удивительно молодой человек (долгая моло­дость — вообще не редкость среди педагогов), определил главную проблему школы. Не только американской и россий­ской — школы вообще.

— Мы должны готовить де­тей к будущему, о котором са­ми не знаем ничего. Или, ска­жем мягче, знаем мало. В этом году в школы России и США пошли дети, которые станут пенсионерами примерно в 2060 году. И кто может ска­зать, как за это время изме­нится мир — политика, эконо­мика, какие будут сделаны от­крытия? Мы знаем только одно: мир будет очень быстро меняться. К этому и надо гото­вить детей — учить их жить в быстро изменяющемся мире. А сейчас школа часто предпо­читает готовить не к далекому будущему, а к ближайшему — к поступлению в вуз. Не к жиз­ни, а к дальнейшей учебе.

Как готовить «к далекому бу­дущему», думают уже давно. В России, в Петербурге, и зада­чи сформулированы — как сде­лать так, чтобы ребенок вошел в будущее достаточно экипиро­ванным. По большому счету — задача одна: научить быть самостоятельным. Чтобы сам мог организовывать свою дея­тельность, определять цели и средства, оценивать результа­ты. Чтобы мог сам объяснять явления действительности: от явлений природы до процес­сов в обществе. Чтобы сам ориентировался в мире цен­ностей, которые могут быть всеобщими, а могут быть част­ными (и был терпим к чужим частным ценностям). Чтобы го­тов был играть разные соци­альные роли: клиент, избира­тель, член семьи и т. д. Чтобы овладевал ключевыми навыка­ми, среди которых есть такой: «умение искать способы реше­ния нестандартных задач». Что­бы сам мог решать, какой про­фессии стоит учиться, какой вуз для этого выбрать и как по­том искать работу. Чтобы, на­конец, умел общаться: потря­сающее количество труднос­тей мы всю жизнь испытываем потому, что не умеем налажи­вать коммуникации.

Как достичь большинства из этих целей — вкратце не рас­скажешь. Подразумевается, что изначально педагог должен по-честному разобраться с са­мим собой: умеет ли он органи­зовывать свою деятельность, ориентируется ли в мире и во­обще — насколько он самосто­ятелен.

Но кое-что достигается и само собой; скажем, просто потому, что ребенок со второго класса обучался иностран­ному и информатике. Не то что­бы знание иностранного реша­ло все проблемы, но оно рас­ширяет и образовательное пространство и кругозор вооб­ще. Положа руку на сердце, тут и думать нечего — учить или не учить: знать иностранный и ин­форматику — это гораздо луч­ше, чем не знать их. Вот и все.

Доктор педагогических наук Лебедев считает, что введен­ное в старших классах про­фильное образование тоже учит самостоятельности. Да, мальчик писал изумительные сочинения, а в старших классах углубился в математику, чем крайне расстроил свою учи­тельницу по литературе и, ве­роятно, в чем-то себя ограни­чил. Зато у мальчика уже есть опыт принятия судьбоносных решений.

ЕГЭ также мыслится как шаг вперед — из-за единства оцен­ки. Лебедев вспомнил, как лет десять назад, будучи в гостях в одной из школ Вашингтона, ин­тересовался: что нужно учени­ку для получения сертификата о среднем образовании? Аме­риканские педагоги ответили: сдать примерно 30 зачетов, произнести речь перед комис­сией (показать ораторское ис­кусство), пройти какой-то тест на интеллект... Плюс 100 часов общественно-полезных работ.

«А если отработано только 90 часов?» — спросил учитель Лебедев, прекрасно понимая, что у нас бы «вошли в положе­ние ученика», махнули рукой — и выдали диплом. Амери­канцы невозмутимо ответили: «Ну, 10 часов еще отработает — и получит сертификат». «Хо­рошо, а если у него 95 часов отработано?» — продолжал допытываться Лебедев. «Так это же еще проще! — видимо, не понимали Олега Ермолаевича американские коллеги. — Всего пять часов отработать осталось».

— Это к тому, что критерии оценки не меняются, требова­ния не меняются, — подытожил Олег Лебедев. — А мы часто уступаем, прощаем.

Лебедев считает, что сейчас петербургские школы заинте­ресованы в модернизации: с тех пор как город выбрал прин­цип «деньги идут за учеником», школы теоретически должны бороться за финансовые сред­ства, привлекая учеников.

«Классный» преподаватель

Слушать об американском опы­те интересно, нет слов. Но не менее полезно вспомнить (или впервые узнать) не только «как у них» и «как у нас», а как «у нас» было когда-то. У нас — то есть в петербургской школе, кото­рая, как уверяют историки об­разования, до революции весь­ма и весьма отличалась от школ других городов.

— В дореволюционном Пе­тербурге была самая большая в стране сеть образовательных заведений, больше 1200, — рассказал Александр Шеве­лев, проректор по научной де­ятельности СПбАППО. — Госу­дарственная школа (тогда она была одна на десяток частных; сейчас пропорция — обратная) существовала не только для обучения тех, кто не может учиться в частной. Государст­венная школа создавалась как эталон для частных.

Кстати, о доступности обра­зования: притом что в начале XX века в среднем по России только 20% детей могли полу­чать бесплатное начальное об­разование, в Петербурге учи­лись бесплатно 80% детей. В том числе и в частных школах — благодаря общественности и, в частности, родительским комитетам, которые «скидыва­лись» на помощь малообеспе­ченным ученикам.

В старой «петербургской» школе было 45 различных ви­дов и типов учебных заведе­ний (в новом Петербурге — всего пять). Столичность влек­ла за собой очень жесткий кон­троль со стороны государст­венных органов, и это, с одной стороны, сковывало школу, но с другой — стимулировало ее развитие: до революции учиться, как сейчас бы сказа­ли, «новым педагогическим технологиям» ездили со всей страны именно в Петербург. И в городе было колоссально развито общественно-педаго­гическое движение.

— Петербург был городом элитарного педагогического сообщества, — говорит Шеве­лев. — Город сознательно со­бирал лучших учителей со всей России. Здесь их ждали высо­кие материальные и мораль­ные стимулы — большое жало­ванье и награды.

Как ни странно, самый малоизученный период в ис­тории школы нашего города — совсем недавний, «ле­нинградский». И педагоги счи­тают, что это очень плохо: можно забыть и потерять те достижения, которые, несо­мненно, были и в советский период нашей школы.

...Г-жа Палакайос назвала пять основных требований, ко­торым должен соответствовать настоящий педагог. Казалось бы, не открытие: он должен быть пригоден для учительско­го дела; знать предмет, кото­рый преподает и владеть мето­дикой преподавания; уметь уп­равлять процессом обучения; заниматься самообразовани­ем... Зато последнее положе­ние звучит так: он должен «яв­ляться членом профессиональ­ных организаций». То бишь американский классный (в смысле, замечательный) пре­подаватель не представляется этаким одиночкой, проводя­щим невероятно мощные уро­ки, но избегающим общества коллег. Поскольку если нет об­щения — о каком обмене педа­гогическим опытом может ид­ти речь?

Со своей стороны, предста­вители Академии постдиплом­ного образования нарисовали портрет идеального учителя, «выудив» характеристики из мемуаров бывших учеников давней петербургской школы. «Спокойствие», «вежливость», «остроумие», «отсутствие нра­воучений». Это актуально и у нас и в Америке. И в ближай­шем будущем и в далеком.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 212 (3752) от 14 ноября 2006 года.


#образовательные технологии #США #Россия

Комментарии