Кадры, решайте!

О том, что рабочих рук не хватает, город стонет не первый год. Уже и в правительстве страны спохватились — включили в конкурс нацпроекта «Образование» учреждения, которые раньше именовались ПТУ и техникумами. В прошлом году победителем такого конкурса инновационных программ стало одно петербургское учебное заведение. В этом году — четыре. Победа одного из них, Санкт-Петербургского морского технического колледжа (основное направление деятельности — подготовка плавсостава для морских и речных судов), особенно любопытна, поскольку была, с одной стороны, заслуженной, с другой — неожиданной. Накануне заседания правительства наш обозреватель Анастасия ДОЛГОШЕВА встретилась с директором Морского технического колледжа Виктором НИКИТИНЫМ.

Кадры, решайте! |

— Виктор Анатольевич, победе не удивились?

— Удивились в прошлом году, когда не победили. Мы ведь и в 2007-м подавали документы на конкурс, и у нас были все основания считать себя достойными. Но есть один нюанс: в конкурсе четко прописано, какие отрасли считаются приоритетными при определении победителей нацпроекта — машиностроение, здравоохранение, образование, строительство... А мы — морская техника — не вписывались. Но наша инновационная программа оказалась настолько сильной, что нас просто не смогли обойти вниманием.

— То есть как это: у морской державы морское дело не в приоритетах?

— Думаю, просто сегодня «морское дело» для страны не первоочередная задача. Хотя все идет своим путем, развивается Большой порт Санкт-Петербург, порт Приморск, порт Высоцк, порт Усть-Луга; строится большой пассажирский терминал в Петербурге... Потребность в наших выпускниках будет с каждым годом только расти. Причем сейчас наблюдается потребность не просто в рабочей силе, а в высококвалифицированных рабочих кадрах, которые могли бы освоить современную технику.

— Какова потребность в Петербурге именно в ваших выпускниках?

— В этом году мы отправили на плавательную практику около 600 человек, а заявок от работодателей было на 300 больше. Раньше мы просили: возьмите, пожалуйста, на практику, а сегодня уже предприятия не только просят у нас курсантов, но и предлагают нам материальную помощь.

— Работодатели ведь стали помогать не по доброте душевной.

— Да, работодатели совсем не добряки. Просто до 2005 года в судоходных компаниях закрывали бреши старыми кадрами. Сегодня средний возраст моряка 50 — 55 лет, уже здоровье не позволяет работать в полную силу, и они уходят. А пополнения почти нет.

Так что мы уже можем ставить условия. И ставим: подготовили договор, где прописано, какую зарплату предприятие будет платить курсанту и сколько денег станет перечислять колледжу на развитие учебно-материальной базы за то, что курсанта

направят именно к нему, а не на другое предприятие. Мы не просим баснословные суммы: помимо зарплаты самому курсанту работодатель перечисляет колледжу полторы тысячи рублей в месяц за каждого практиканта.

— 0 начальном и среднем профобразовании (НПО и СП0) очень долго не вспоминали. Где вы до сих пор средства изыскивали?

— До 2002 года практически никакой помощи на развитие материальной базы образовательных учреждений от государства не было. Финансировались только заработная плата педагогов, коммунальные платежи и питание обучающихся. Остальные расходы образовательного учреждения предполагалось финансировать из внебюджетных средств, зарабатываемых самостоятельно. У кого из директоров ПТУ была жилка менеджера — те как-то выкручивались. В руководстве нашего колледжа много людей, имеющих морское образование и опыт коммерческой деятельности на флоте, поэтому нам легче было сориентироваться в новых экономических условиях.

Пришлось с нуля создавать современную материальную базу, которая позволила готовить специалистов, востребованных на рынке труда: какое-то оборудование брали в лизинг, чем-то спонсоры помогали, а потом сами начали зарабатывать на дополнительной подготовке и переподготовке плавсостава.

Начиная с 2003 года средства стали поступать из бюджета Санкт-Петербурга, и средства приличные. Правительство города в лице комитета по образованию стало уделять гораздо больше внимания системе профессионального образования, потому что очевидно: на том оборудовании, которое существует сегодня в ПТУ и техникумах, а это в основном оборудование середины прошлого века, мы не подготовим высококвалифицированных рабочих для современного производства.

— Это именно городская помощь? Не по всей стране?

— Это именно помощь города. При комитете по образованию была создана рабочая группа из специалистов комитета и директоров учебных заведений для подготовки проекта модернизации системы начального и среднего профессионального образования; проведен мониторинг — кого сегодня готовим и как готовим, проанализирован опыт других городов, стран. Результат проделанной работы был положен в основу разработки программы развития системы НПО Санкт-Петербурга на 2008 — 201 1 годы. Можно сказать, что начинается поэтапная фундаментальная реорганизация сектора начального и среднего профобразования.

В программе, которая будет рассматриваться на заседании правительства, на модернизацию системы НПО заложено около 5 миллиардов рублей. Эта сумма дается на три года. Не скажу, что этих денег достаточно, но это позволит сделать значительный шаг вперед, и так называемые путяги начнут обретать свое лицо, модернизируя учебно-материальную базу в соответствии с требованиями современного производства, и тем самым смогут продемонстрировать себя работодателю, чтобы в свою очередь сказать ему: мы предпринимаем определенные шаги в улучшении качества подготовки — и вы помогайте нам, потому что только с вами мы решим проблему нехватки квалифицированных рабочих кадров.

— Как в идеале должна выглядеть система начального и среднего профобразования через три года?

— Сейчас лицеи и колледжи объединяются по направлениям — по принципу совмещенности или родственности отраслей. Таких направлений пятнадцать. В наше направление «морская техника» входят и «морской транспорт», и «судостроение». Если, например, наш колледж (морской транспорт) объединят с двумя городскими учебными заведениями, которые относятся к судостроению, это будет уже один многопрофильный учебный центр по направлению «морская техника». Или такое немаловажное для города направление, как транспорт, включая автопром, которое сегодня представлено шестью образовательными учреждениями, планируется до 2010 года объединить в один центр.

Я думаю, что будущее за такими центрами, достаточно мощными и гибкими, чтобы реагировать на любые запросы работодателей и других потребителей образовательных услуг. И с многоканальной системой финансирования — от работодателей, города, муниципалитетов и потребителей.

В центре можно сосредоточить всю базу по какому-то одному направлению, и работодатели будут обращаться сразу в центр, где им предоставят любые услуги: подготовку специалистов, переподготовку, повышение квалификации.

  — Морской колледж ведь уже пережил подобные трансформации.

— Вообще-то училищу, от которого мы ведем свою историю, уже 50 лет. Оно было образовано при Северо-Западном пароходстве как школа ФЗО, потом реорганизовано в ПТУ, затем — в лицей; затем объединились два учебных заведения — профессиональный лицей флота (бывшее ПТУ № 64) и профессиональный морской технический лицей (бывшее ПТУ № 128). В 2003 году это образовательное учреждение получило статус колледжа и стало называться Санкт- Петербургским морским техническим колледжем. В 2007 году к нему присоединили центр дополнительного профессионального образования «Перспектива»... Сегодня наш колледж — это комплекс, состоящий из трех площадок, расположенных в трех районах города — Кировском, Невском, Красносельском.

Вообще наше учебное заведение, наверное, не только одно из самых крупных, но и одно из самых лучших в своей отрасли, и не только в городе, но и в России: мы обладаем мощнейшим учебно тренажерным центром, оснащенным полным спектром тренажерных комплексов, на которых можно отрабатывать действия всех членов экипажа — от матроса до капитана.

Объединяя училища и создавая центры, мы ищем новые формы, чтобы поднять престиж морского образования. Потому что морское дело уже не пользуется былой популярностью. Романтика прошла, а тяжелый и опасный труд остался. Сейчас престиж морской профессии держится, скорее, на имидже учебных заведений, на системе подготовки. О нас знают родители — знают, что у нас порядок, дисциплина, и поэтому отдают сюда своих детей. Мы с 1-го курса в ребят закладываем основы морских традиций: мы готовим их для работы в сфере повышенной опасности, а там, если не действовать по принципу «один за всех и все за одного», последствия могут быть трагическими. По статистике, каждый день гибнет судно...

— Каждый день — по судну?

— Если посмотреть мировую статистику по годам — так и получается. У нас один Керченский пролив чего стоит: за один день 10 судов потерпели бедствие.

Профессия моряка опасная и сложная: например, оснащение современного газовоза можно сравнить с оснащением космического корабля. Поэтому все очень серьезно: и система безопасности, и система подготовки... Сейчас мы начали совмещать подготовку специалистов для гражданского флота с подготовкой специалистов для ВМФ по военно-учетным специальностям.

— А раньше?

— Раньше такого не было. Теперь мы уже не первый год выигрываем тендер на заказ от Минобороны, получаем средства и обучаем допризывников — курсантов колледжа — военно-учетным специальностям. Например, в этом году должны подготовить 100 специалистов по корабельному электрооборудованию.

Какую цель мы этим преследовали? Мы хотим, чтобы наш выпускник, призванный в Вооруженные силы, проходил службу на кораблях ВМФ по полученной в колледже специальности, а при возвращении со службы мог продолжить работу на гражданских судах, не потеряв квалификацию.

— Еще одна грядущая перемена: сроки обучения на многие специальности в НПО и СП0 будут сокращаться.

— Но это не наш случай. В нашей профессии ускорение может только негативно повлиять на всю систему подготовки, тем более что она у нас должна соответствовать требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков.

— Действительно, вам же, как «морским», не надо заботиться о переходе на международные стандарты образования — вы и так по ним живете...

— Да, мы должны готовить такого специалиста, который будет конкурентоспособен не только на российском, но и на международном рынке труда. Главная проблема у наших ребят, как ни странно, не технические вопросы, а английский язык, без знания которого не может быть современного моряка. Поэтому уроков английского у нас даже больше, чем, например, уроков навигации.

— Кто у вас учится?

— В основном действует преемственность поколений: сюда приводят своих детей и внуков люди, которые были связаны с морем, в том числе и наши бывшие выпускники. К тому же у колледжа высокий рейтинг в районах, где располагаются наши корпуса. Мы не берем иногородних, ориентированы в основном на жителей Петербурга и пригородов — общежития у колледжа нет. Но пока не было еще случая, чтобы мы не сделали план приема. По некоторым направлениям есть конкурс. Например, востребованная профессия «Организация перевозок и управление на морском транспорте». Сюда мы и девочек стали набирать.

Проблема в том, что в стране жесточайший перегиб с количеством вузов. И сейчас спросите ребенка: куда хочешь поступать? Конечно, в институт. А вузы стараются правдами и неправдами заманить к себе, и даже экзамены нередко — условность, были бы деньги.

Высшее образование оттягивает массу людей, которые могли бы стать хорошими рабочими или техниками, получая при этом приличную заработную плату. Атак: просидели в институте и что будут делать дальше — неизвестно. Не секрет, что большое количество выпускников вузов не работают по полученной специальности. В развитых странах один «белый воротничок» на десять «синих», а у нас — наоборот.

— Все петербургские училища-победители получили по 20 миллионов рублей, а ваш колледж - почти 24 миллиона. На что потратите?

— Точнее 23 миллиона 700 тысяч рублей из федерального бюджета, и, по условиям конкурса, столько же получим от города, от работодателей и изыщем из собственных средств.

В основном эти деньги пойдут на модернизацию тренажерного центра — только один навигационный тренажер 25 миллионов рублей стоит. Модернизируем тренажер машинного отделения, оснащая его действующим судовым оборудованием, чтобы был не просто макет, а настоящее машинное отделение морского судна. Ну и по мелочи: оргтехника, компьютеры... И наконец купим морской катер. А то морской колледж, а своего плавсредства до сих пор нет.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 90 (4128) от 20 мая 2008 года.

#Судостроение #обучение #плавсостав

Комментарии