Из пункта А в пункт Б
С 1 сентября в школах нескольких регионов начнется эксперимент: будут испытывать на прочность новые образовательные стандарты. Петербург в испытаниях не участвует. Зато готов наблюдать за достижениями ближайшего экспериментатора — Ленобласти.

Если вы смутно представляете себе, что такое образовательный стандарт (ударение на слово «смутно»), — вы в большинстве. В советское время образовательного стандарта не было (зачем? один учебник, один учебный план и т. д.); стандарт, по которому учат в школах сейчас, был введен в 2004 году, но его уже называют старым.
К разработке образовательных стандартов «второго поколения» в российских академиях образования и науки приступили еще в 2005-м, и сейчас готова концепция стандартов для начальной школы (с нее и начнется эксперимент в следующем учебном году). Стандарты образования средних и старших классов пока официально не приняты, хотя дата начала их обкатки в экспериментальных регионах уже намечена: в 2009 и 2010 годах, соответственно.
— Мы можем сидеть и ждать, когда кто-нибудь что-нибудь разработает, а мы потом будем это критиковать. Или не критиковать, а внедрять вне зависимости от того, довольны мы или нет, — сказала на Всероссийской научно-практической конференции педагогов в Таврическом дворце Елена Казакова, профессор СПбГУ. — Есть другой путь. Мы можем вмешиваться в процесс создания стандартов на более раннем этапе. В противном случае мы все окажемся просто потребителями. А эта позиция самая худшая и дает самые низкие результаты.
Определяют образовательный стандарт как общественный договор трех сторон: государства (для которого качество образования — в конце концов вопрос национальной безопасности); семьи (заинтересованной, чтобы ребенок мог реализоваться в профессии и жизни вообще) и общества. Это договор о том, что именно мы хотим получить на выходе.
Действующий сейчас стандарт если и был договором, то внутри образовательного сообщества, и результатом считался набор знаний по предметам. В новом говорится еще и о «метапредметных умениях». Перевести это на человеческий язык затруднительно, но придется, потому что обществу и семье надо бы понимать, чем новое будет отличаться от прежнего. Пока же общество и семья рассуждают не о «метапредметных умениях», а о том, что, по новому стандарту, уроки литературы будто бы переведут в разряд дополнительных, то бишь исключат из обязательных, и это ни в какие ворота не лезет. Сразу успокоим: как заверили на той же конференции, слухи о смерти уроков литературы сильно преувеличены; напротив, предполагается, что, по новому стандарту, возможности этого предмета расширятся и школу будут ориентировать на еще один дополнительный час литературы в неделю; правда, на смену сочинениям придут исследования и эссе.
И все же о доступном разъяснении стандарта.
Нина Бордовская, профессор СПбГУ, академик РАО, отмечает едва ли не самую существенную черту новшества:
— Это не просто общественный договор с позиции требований государства. Это общественный договор с учетом прежде всего интересов личности учащегося, мнения и позиции родителей. Кроме того, изменяется система требований. Новый стандарт ориентирует не только на предметные знания, но и на подготовку будущего гражданина, готового в определенном смысле к выбору профессии.
— В условия, которые задает стандарт, входит и такое: учитывать индивидуальность ученика, — дополняет Елена Казакова. — Если у ученика появляется потребность пойти по какому-то своему пути, я, как учитель, должна пойти за ребенком. Школы будут обязаны вводить вариативные программы, искать новые формы, которые будут удобны для разных учеников.
Конференция в Таврическом называлась «Новое поколение стандартов в зеркале современного урока», поскольку разницу стандартов доступнее объяснить на примере урока. Как он изменится? Какими будут учебники, оборудование, атмосфера школьной жизни?
Изменится примерно так.
Учитель в гораздо большей степени будет не транслировать знания, а стимулировать поиск этого знания; на уроке будет доминировать не оценка учителя, а самооценка ученика; помимо учебника будут другие источники информации — видео, аудио, схемы, конспекты, справочники; никаких там «А умничать, Кипятков, будешь дома!» — напротив, самостоятельность суждений будет крайне приветствоваться...
Можно и дальше перечислять отличия, но если разницу стандартов действительно демонстрировать на примере — изложим правдивую байку от Елены Казаковой.
Итак. Урок математики. Учитель: «Из пункта А в пункт Б выехали две машины. Одна шла со скоростью 60 км в час и прибыла через 2 часа. Вторая прибыла на час позже...». А вот дальше начинаются изменения. В уроке по старому стандарту вопрос учителя вполне ожидаем: «Что спрашивается в этой задаче?». Ответ тоже понятен: «Спрашивается, с какой скоростью шла вторая машина». Сошлись на том, что скорость была 40 км в час, и разошлись с миром.
На уроке, разработанном по новому стандарту, учитель задал еще один вопрос, основополагающий «новостандартный»: «Почему?». В смысле, почему 40 км?
— На этот вопрос отличница с первой парты сообщила, что скорость была такая, поскольку вторая машина пришла на час позже, — рассказывает профессор Казакова. — Другой ученик, двоечник, который до того момента скучал и подрисовывал в учебнике усы Пифагору, вдруг возмутился: «Может, бензин кончился и вторая машина тратила время на заправку!». А одна девочка робко спросила: «А кто сказал, что вторая машина поехала по той же дороге?». Это уже гениально. Вот это урок по новому стандарту. И задачу решили, и условие проанализировали, и личный опыт учли, и посомневались, и порадовались.
...Стандарты «второго поколения» обсуждают вовсю. И в Интернете (www. standard.edu.ru), и в прессе, и на конференциях (Общественный институт развития школы поднимал этот вопрос, гимназии Петербурга совещались).
Встречу в Таврическом, что примечательно, инициировали не «сверху», организатором выступила гимназия, причем не государственная
— «Альма Матер». Директор гимназии и одновременно председатель координационного совета негосударственных образовательных учреждений Петербурга Татьяна Щур пояснила такую активность тем, что «негосударственные школы вынуждены бежать впереди «государственного паровоза».
— Ни один родитель не приведет своего ребенка в негосударственную школу, если не будет понимать, что она отвечает его запросам,
— говорит Татьяна Щур. — А стандарт и есть ответ на запрос. И нам важно знать, как разрабатываются стандарты и как они будут вводиться.
Что касается государственных школ, то тут, как отметили на конференции, даже прогрессивные педагоги нередко начинают с захода «Вот этот ваш стандарт...». В смысле, «ваш», а не «наш». И с чем согласились большинство участников конференции — так это с тем, что по- настоящему стандарт начнет меняться только тогда, когда начнет меняться учитель. Когда его как минимум будет интересовать вопрос «Почему?» .
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 64 (4102) от 9 апреля 2008 года
Материалы рубрики
Об эллинах и новых янычарах. О чем говорили на научно-практической конференции «Греция и Россия. Дружба, связавшая навеки»
Самое читаемое



Возвращение. Не к системе, а к системности
Неужели после долгой эпохи реформирования самое лучшее, что можно сделать, это вернуться к тому, что было?

Выпускники Ленобласти
Каждый седьмой выпускник Ленобласти награжден медалью за особые успехи в обучении.

Четверо петербуржцев сдали два ЕГЭ на сто баллов
Выпускники 2017 года уже получают результаты сданных экзаменов.

Из-за любви к игре
При информационной поддержке газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Дом молодежи Санкт-Петербурга вновь собрал самых веселых и находчивый студентов нашего города.

Права взбесившихся роботов
Не исключено, что именно это будет в ближайшее время обсуждать мировое юридическое сообщество

Знай и люби свой город
При информационной поддержке газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 12 мая в Аничковом дворце наградили победителей 8-9 классов VI региональной олимпиады по краеведению.

Лучшие из лучших
Редакционное жюри газеты «Санкт-Петербургские ведомости» определило среди участников VI региональной олимпиады по краеведению (8-9 классы) школьников Санкт-Петербурга авторов лучших эссе. ...

«Гарантированное будущее больше не гарантировано»
Несколько лет назад «на пике» оказались профессии, о которых раньше слыхом не слыхивали – и уж понятно, что в списке профессий они не значились.

СМИ XXI века
Пятый международный молодежный форум СМИ Северо-Запада «Медиа-Старт» прошел при информационной поддержке главной городской газеты «Санкт-Петербургские ведомости» .

Тонкости поступления в вуз
Весна — жаркая пора для абитуриентов и их родителей. О тонкостях поступления в вузы рассказал директор Санкт-Петербургского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции Дан...

Онлайн-курсы: играй или проиграешь
Студент может учиться одновременно в нескольких университетах. Курс — в МГУ, курс — в СПбГУ, курс — в УрФУ... Когда такое было?

ЕГЭ по истории может стать обязательным
Позволит ли обязательность не просто знать историю, а уважительно к ней относиться?
Комментарии