История с придыханием
Школа № 321 Центрального района (не гимназия, не лицей - обычная общеобразовательная) вспомнила времена, когда была Первой Санкт-Петербургской гимназией. Вчера обучение было раздельным, ученики ходили в гимназической форме, учили латынь и греческий, а после урока космологии слушали священника. На входе (на всякий случай) стояло ведро с убедительной надписью «Розги» и, соответственно, розгами.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Мальчики - на втором этаже в одном крыле, девочки - в другом. По коридорам ходят парами, ведомые классными дамами. Никакого английского - зато французский, немецкий и церковнославянский (это у девочек), греческий и латынь (у мальчиков). Бальные танцы - только у девочек, зато этикет - только у мальчиков.
«Грекиписалинеразделяяслова» - вот так и написано для наглядности на слайде (без технологий даже в этой реконструкции не обошлось). К тому же, продолжает преподаватель Ольга Александрова, сотрудник Герценовского университета, совсем уж древние греки одну строчку писали слева направо, вторую - справа налево. Стиль «бестрофедон». И если в современном греческом тексте увидите точку с запятой (;), то имейте в виду, что это вопрос: греки так и не переключились на привычную европейцам загогулину с точкой.
Юноши-десятиклассники неуверенно нараспев тянут слова по-гречески, пользуясь алфавитом («А-а-ритмээ-этикээ», «арифметика» то есть), конструируют из разных слов древние имена: Прота-гор - первый говорящий; Демо-крат (да, это имя такое) - власть народа. «Все не так и сложно», - подбадривает молодая преподавательница. Правда, у древних греков еще два вида придыхания. И три вида ударения - острое, тяжелое и облегченное.
Вчера реконструировали жизнь гимназии конца XIX века, но могли бы заглянуть и глубже. Школе - 200 лет, и она правопреемница не только Первой гимназии: в 1817 году была основана Александром I как Благородный пансион при Главном педагогическом институте, - потому существенную часть предметов вчера вели сотрудники Герценовского. В 1831-м по указу Николая I была преобразована в Первую Санкт-Петербургскую классическую гимназию при Императорском университете.
Отмечать начали еще в 2016-м - с тех пор прошли конференции, по одним названиям которых можно понять, кто здесь учился: Леонид Чичагов (о. Серафим, с февраля 1928-го - митрополит Ленинградский; в 1937-м расстрелян, через полвека реабилитирован), композитор Михаил Глинка, ботаник Андрей Бекетов, директор ГМЗ «Царское Село» Иван Саутов. А еще здесь преподавал Кюхельбекер, учились Римский-Корсаков (только не композитор - поэт), брат Пушкина Лев, литератор Панаев...
Один из вчерашних уроков («Мировая художественная культура») давала нынешний директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. На ее вопрос: «Кто был в Царском Селе?» - из 25 человек руки подняли всего несколько. Не только из «спальных» районов тяжело добираться в царские резиденции.
- Это было беспрецедентно: все декоративные детали фасада были позолочены! - описывает Ольга Таратынова Екатерининский дворец при Елизавете Петровне. - В южных странах это еще возможно, но в нашем северном климате золото не выдерживает. Несметные деньги ежегодно тратились на подновление позолоты, пока Екатерина II не распорядилась: закрасить. 130 килограммов золота просто закрасили.
До войны во дворце было 60 тысяч предметов, после - 20 тысяч (то, что успели увезти); сейчас - примерно 40 тысяч, рассказывает Ольга Таратынова. «Мы стараемся на аукционах покупать наши вещи». В конце урока директор ГМЗ спрашивает, очевидно, не из вежливости: вам бы какая выставка была интересна? Что интересно взрослым - знаем, что маленьким - знаем, а вам, юным, - будто как-то все мимо. Юные сообщают: интересно, как учились императорские дети.
Профессор Герценовского университета Владимир Пронин, доктор физматнаук, дающий урок «Космология», уточняет: когда-то такой урок называли космографией по аналогии с географией.
- Вселенная однородна и изотопна, - сообщает главный принцип профессор Пронин старшеклассникам, у которых никакой астрономии отродясь не было (только сейчас Минобрнауки собирается ввести).
Профессор интересуется: «Вы изучали, что такое свет?», не мучает паузой и заключает: «С точки зрения современной науки свет - это непонятно что» (облегченный вздох в классе). И электромагнитная волна, и поток фотонов. И повествует с картинками о жизни нашей Вселенной с момента Большого взрыва.
Следующий урок, «Церковная словесность», проходит «на фоне» так и оставленного слайда «Современная космология». Отец Алексей говорит: сто лет назад подобные уроки назывались «Закон Божий». Но, находясь в светском учреждении, священник аккуратен, «пропаганды клерикализма» не ведет, беседует о том, что точные науки дают инструмент, а «человеческого» касаются науки гуманитарные.
Повторим: 321-я школа - обычная общеобразовательная. Гимназической лощености нет. На занавес для концерта деньги образовались от сбора макулатуры, гимназические костюмы шили сами или брали напрокат. Назвали этот день - День гимназиста, но одним днем при такой истории не ограничишься.
Комментарии