Гуд чивнинг, леди и джентльмены
Такого еще не было: девять молодых петербуржцев стали победителями самой престижной стипендиальной программы Великобритании — программы Chevening. «Не было» — в смысле еще ни разу у Петербурга не оказывалось столько «чивнингов»: ежегодно на учебу по этой программе в Соединенное Королевство отправляются 40 — 50 россиян, из них петербуржцев обычно не больше шести.
Вернуться в Россию
Название «Чивнинг» — от Chevening House, официальной резиденции министра иностранных дел Великобритании. Тамошний МИД оплачивает стипендиатам из разных стран дорогу, год учебы и проживания в Великобритании. За 15 лет существования программы в России по ней отучились 600 молодых, толковых и напористых — сейчас они работают не на последних должностях в «Газпроме», МТС, «Билайне», «Сибнефти», «Бритиш Петролеум» и других крупных российских и международных компаниях.
На приеме в Генеральном консульстве Великобритании встретились те, кто уже пакует чемоданы (в сентябре они улетают в туманный Альбион учиться журналистике, архитектуре, юриспруденции, охране окружающей среды, политическим исследованиям и компьютерным технологиям), и те, кто им (как сами признаются) отчаянно завидует, — уже отучившиеся.
— Главное, что молодые лидеры будут потом работать на благо России — с опытом и знаниями, приобретенными в Великобритании, — объявил генеральный консул Джордж Эдгар.
В условиях конкурса так и сказано: впереди прочих требований (возраст — от 22 до 35 лет; российское гражданство; «четкое представление о том, как именно российское общество выиграет от вашего обучения в Великобритании»; диплом о высшем образовании с отличными или хорошими оценками; не менее двух лет работы по тому направлению, которое выбрано для обучения в Великобритании; блестящий английский) идет такое: «продолжение трудовой деятельности в России по окончании обучения в Великобритании».
Работать некогда
Андрею Коневу (одному из прошлых степендиатов «Чивнинга»; теперь — региональному менеджеру «Майкрософта») предлагали остаться «там», но он вернулся. Потому что «в России экономика прет и переть будет». К тому же Андрей привел небольшую калькуляцию: «там» зарплата будет такая-то — а на жилье, налоги и прочее будет уходить намного больше, чем у нас.
— И там в бизнесе слишком велики формальные требования — например к форме одежды. Нужно носить дорогой костюм — дороговизну и марку там на глаз определяют.
Оно нам надо? К тому же Андрей живописно описал жизнь его приятеля, работавшего «там» в каком-то крупном и нервном бизнесе: «По всей квартире — пачки таблеток с кофеином и банки с энергетическим напитком». Вот именно: оно нам надо? Приятель, впрочем, потом перебрался в более спокойный бизнес — правда, опять же не у нас, в Шотландии.
Татьяна Бобровская, как и Конев, училась по MBA (менеджмент). До отъезда у нее был свой малый бизнес, сейчас она в чужом «немалом». И совершенно не жалеет: впервые за шесть лет вырвалась в отпуск. К тому же, утверждает, участие в чужом деле больше дисциплинирует: в своем бизнесе ошибся — ну и ладно, а в чужом — десять раз подумаешь.
Татьяна на «финансовые вопросы» новых «чивнингов» отвечала: у студентов там принято подрабатывать — потому некоторые умудряются путешествовать не только по стране, но и предпринимать вылазки в континентальную Европу.
На приеме в Генеральном консульстве Великобритании встретились бывшие и нынешние стипендиаты «Чивнинга».
— Но тем, кто учится по Эм- Би-Эй, подрабатывать не рекомендуют — слишком большая нагрузка по учебе.
Самое сложное
Но в качестве главного стрессового момента, кажется, никто не назвал собственно учебу — Алексей Бессуднов (и сейчас учится в Оксфорде) сказал, что самое сложное — прижиться в другой культуре. Правда, в Оксфорде полным-полно русских, в основном детей эмигрантов.
Из чисто учебных особенностей, говорят, наши усидчивы — такая ужу нас привычка. А вот с моментом самопрезентации, с представлением своих идей хуже: не из-за российской скромности, а потому, что в школах этому особенно не учили. И неизвестно, кто больше страдает от экзаменов (которые там принимают письменно): российские ли студенты, не сухо излагающие факты, а пишущие эссе в духе наших литературных классиков, или тамошние преподаватели, проверяющие эти творческие работы.
Бывшие «чивнинги» давали наставления новичкам. Например, тому, кто едет изучать экологию: по приезде в Россию «сделать что-нибудь с нашей окружающей средой, а то приезжаешь сюда из-за границы — дышать невозможно». И так практически по любому направлению. Алексей Морозов (он в инвалидной коляске), вероятно, по возвращении «сделает что-нибудь» с нашей энергетикой. Алексей по образованию юрист, но, поскольку работал в крупной энергетической компании, заинтересовался вопросами энергетики.
— Россия в своей реформе энергетики пошла самым простым и очевидным путем, — говорит Алексей. — Некоторые страны этот путь проделали, и не сказать, чтобы он оказался безупречным. Я сам выбирал университет, где этот вопрос преподают лучше всего, и теперь еду туда изучать, как развивалась и развивается энергетика в разных странах.
Алексею Морозову, как и остальным «чивнингам» — Максиму Саломатину, Екатерине Александровой, Сергею Голубку, Сергею Спицкому, Василию Хохлову, Алексею Чиковскому, Льву Соловьеву, Екатерине Шутовой, — предоставлено право самим выбирать то учебное заведение, в котором они намерены учиться.
Сезон открыт
Между тем начался новый сезон программы «Чивнинг» в России: до 10 октября в Британском совете принимаются заявки кандидатов на стипендию. Приоритетными областями обучения на 2007 — 2008 годы названы: общественное и государственное управление, международные отношения; общественное, международное и конституционное право, а также права человека и сфера применения законов; журналистика; экология; экономика и сфера инноваций.
Можно подать заявку и на другое направление, но лишь в том случае, если в той сфере у вас весомые достижения.
Подробности о программе «Чивнинг» можно узнать на сайтах Британского совета: www.chevening.ru, www.britishcouncil.ru, www.educationuk.ru.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 170 (3717) от 13 сентября 2006 года.
Комментарии