«Горячая линия» начала остывать

В газету и городской комитет по образованию пришло письмо с типичной жалобой: поборы в школе. (Напомним, во многом из-за этой проблемы в ноябре при комитете была организована «горячая линия»».)
Вскоре пострадавшая сторона попросила редакцию не публиковать то письмо — вопрос, мол, решен. Такую быстроту реакции со стороны комитета по образованию нашему обозревателю Анастасии ДОЛГОШЕВОИ прокомментировала главный специалист отдела образовательных учреждений Татьяна ФЕДОРОВА.

«Горячая линия» начала остывать  |

—    Татьяна Борисовна, это, что же, в комитете так быстро разби­раются?

— Да, уже разобрались. Только за полтора месяца, до конца 2006 года, на «горячую линию» поступило около полутысячи звонков. Инспекция комитета и специалисты рас­пределяли между собой жало­бы — и выходили по адресу.

В результате проверок рас­торгнуты трудовые договоры с руководителями образова­тельных учреждений Выборг­ского, Красногвардейского, Фрунзенского и Василеостровского районов.

Кроме того, комитет провел совещание с руководителями районных отделов образова­ния и заместителями глав ад­министраций, которые кури­руют вопросы образования, — и наши специалисты рас­сказали о результатах прове­рок. Но все же наша задача состоит не в том, чтобы нака­зывать. Результатом провер­ки должно быть не новое раз­дражение какой-нибудь из сторон конфликта, а решение проблемы.

—     Исходя из проверок: в чем при­чины нарушений?

— Я бы сказала, что в боль­шинстве случаев причиной было неумение или нежела­ние обеих сторон — школы и родителей — вести диалог. Еще до создания «горячей ли­нии» в комитет и звонили, и писали по вопросу организа­ции платных образовательных услуг. Очевидно, что руково­дители школ не всегда грамотно и правильно объясняли родителям учеников свои дей­ствия, а родители не всегда отстаивали свои права «на местах».

Именно для того, чтобы упо­рядочить привлечение и рас­ходование благотворитель­ных взносов, комитет издал распоряжение «О мерах по предупреждению незаконно­го сбора средств с родителей обучающихся, воспитанников образовательных учрежде­ний». Уже из названия доку­мента видно, что он для «предупреждения».

—    То есть чтобы директора школ понимали, за что могут быть на­казаны?

— Распоряжение не только для директоров — оно в пер­вую очередь для сведения ро­дителей. Чтобы понимали: ес­ли отдают ребенка в государ­ственное учреждение, все об­разовательные услуги в рам­ках школьной программы бес­платны. Все благотворитель­ные взносы принимаются ис­ключительно на доброволь­ной основе. Если в школе пре­подается английский язык, а родители, допустим, хотят, чтобы дети учили еще и не­мецкий, — пожалуйста, при­нимают коллегиальное реше­ние, перечисляют средства, и уже вне рамок учебной про­граммы через час после ос­новных уроков ребята учат не­мецкий.

Если состоятельные роди­тели хотят помочь школе — тоже пожалуйста, в соответствии с законом, через банк можно внести деньги на лице­вой счет школы на конкретные цели. В распоряжении разъ­яснено, что обязан делать ди­ректор и чего он делать не в праве.

—   Если полтысячи человек позво­нили с претензией, то явно день­ги сдавали не добровольно...

— Далеко не во всех случа­ях. Иногда папы-мамы присо­единялись к решению роди­тельского совета, деньги сда­вали, а потом звонили и жало­вались. Или, например, спра­шивали насчет сбора денег на экскурсии и тому подобное, но культпоходы как были, так и есть платные, так было всег­да. В случае подобных жалоб наша функция была, естест­венно, не проверочная, а разъяснительная.

—   На «горячую линию» можно бы­ло звонить анонимно. Это ведь отличный способ для сведения счетов...

— Вы знаете, действитель­но часть родителей звонила не с желанием разобраться. И даже не с желанием найти решение своей проблемы. Очень много звонков на «горя­чую линию» было от людей, которым хотелось просто вы­говориться.

Родители, настроенные конструктивно, как правило, сами беседуют с классным ру­ководителем, с директором. Если ребенок из малообеспе­ченной семьи, школа с по­мощью попечительского со­вета может взять на себя не­которые расходы. Комитет, по сути, должен быть последней инстанцией для жалоб.

— «Горячая линия» продолжает работать?

— Продолжает. Телефон 315-94-72. Действует в рабо­чие дни с 10.00 до 18.00. Но, кстати, сейчас волна претен­зий стихла. Теперь жалуются уже не по основному вопросу, то есть не на поборы, а на... да на что только ни жалуются! В том числе звонят и по вопро­сам, не связанным с образо­ванием.

Излагаем некоторые пункты из распоряжения комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга от 14.11.2006 г. № 1074-р.

— Нарушением принципа добровольности при привлече­нии средств считается: требование внесения так называе­мого вступительного взноса; принудительный сбор денег на ремонт; принуждение к получению платных образователь­ных и иных услуг. Все вышеперечисленное предполагает от­ветственность руководителя образовательного учреждения — от административной до уголовной.

— При организации платных образовательных услуг дирек­тор государственной школы должен: изучить потребность учащихся в этих услугах; разработать учебную программу и учебный план по каждому виду услуг; составить смету рас­ходов; оформить индивидуальные договоры с родителями и преподавателями. Директорским приказом об организа­ции платных образовательных услуг должен быть утвержден учебный план, программы; смета расходов; расписание за­нятий; количество и списочный состав групп; состав препо­давателей, административно-хозяйственного, учебно-вспо­могательного, обслуживающего персонала, обеспечиваю­щего оказание услуг; должностные инструкции.

— Средства принимаются на основании письменного за­явления благотворителя на имя руководителя образователь­ного учреждения либо договора пожертвования, в которых должно быть отражено: сумма взноса; конкретная цель ис­пользования средств; реквизиты благотворителя; дата вне­сения средств;

— Благотворителю должен быть выдан приходный кассо­вый ордер.

— Отчет о расходовании благотворительных средств с под­писями руководителя, материально ответственного лица и собственно благотворителя должен быть выдан последне­му не позднее чем через один месяц после использования средств.

— Полученное от благотворителя и (или) приобретенное за его счет имущество должно быть поставлено на отдель­ный баланс.

— Публичные отчеты о привлечении и расходовании до­полнительных финансовых средств проводить ежегодно.

— Сбор наличных средств запрещен.

— Привлекать благотворительные средства могут только зарегистрированные в качестве юридических лиц различные родительские и общественные организации (попечитель­ские советы, управляющие советы, родительские комите­ты и другие).

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 25 (3817) от 12 февраля 2007 года.


#«горячая линия» #поборы в школе #разъяснения

Комментарии