Форменное однообразие

Послезавтра многим нашим деткам предстоит распрощаться с яркими летними нарядами и облачиться в серьезные деловые костюмы, соответствующие школьному дресс-коду. На основании подписанного в прошлом году распоряжения городского комитета по образованию с 1 сентября 2016 года практически во всех школах северной столицы вводится единая форма.

Форменное однообразие | ФОТО Kekyalyayn/shutterstock.com

ФОТО Kekyalyayn/shutterstock.com

Если верить многочисленным соцопросам, большинство педагогов, родителей и учеников этому факту рады. Тем более что жестких мер по введению единой формы в учебных заведениях нет, а процесс перехода на школьный дресс-код естественным образом начался задолго до подписания распоряжения и успешно продолжается уже не один год.

Так, по данным Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, за введение школьной формы выступают подавляющее большинство мам и пап (85,4%). Учеников тоже вроде бы убедили, что форма в школе нужна. И если в 2014 году ребят, которые высказывались за школьную форму, было 55,4%, то в 2015-м их стало больше - 77,8%. Тем более что рынок школьной одежды в последнее время предлагает довольно широкий и разнообразной ассортимент.

И все же есть несколько подводных камней, которые в реальной жизни иногда вырастают в серьезные проблемы.

Ложка, как говорится, дорога к обеду, а школьная форма - к 1 сентября. Но в некоторых школах родителей де-факто принуждали приобретать форму в апреле, когда школьная администрация устраивала в фойе или актовом зале образовательного заведения показательные презентации производителей школьной одежды (в худшем случае производитель один). После этого в обязательно-принудительном порядке школа рекомендовала родителям покупать или заказывать форму именно у этих поставщиков.

На первый взгляд, это удобно. Вопрос школьной формы решается на месте: производитель снимает c ребенка мерки и дает 100%-ную гарантию, что к сентябрю все будет готово с иголочки. Кроме того, такое прямое взаимодействие производителя и потребителя в большинстве случаев исключает дополнительные наценки на продукцию.

Однако не факт, что заказанная заранее форма будет хорошо сидеть на вашем ученике. Ведь дети за лето подрастают. Это во-первых. А во-вторых, мерки, как правило, снимаются по среднестатистическим параметрам. Российские швейники работают в основном по лекалам, рассчитанным на крупных детей. Речи об индивидуальном пошиве нет. Соответственно, если ребенок не вписывается в стандартные размеры, то накануне сентября он может получить костюм, который будет ему велик или мал.

К примеру, автору этих строк после подобной авантюры обязательного пошива школьной формы на класс 31 августа пришлось метаться по магазинам в поисках прописанного в школьном уставе серого пиджака, поскольку до заранее заказанного и оплаченного пиджака ребенок дорос только через год. Вот и получается, что практика предварительных заказов в большей степени удобна не мамам и детям, а производителям, заранее получившим оптовый заказ и 100%-ную предоплату.

Понимая это, некоторые директора школ все чаще отказываются от общих заказов и массового пошива костюмов для всех учащихся и ограничиваются рекомендациями, какого характера должна быть форма у учеников данного заведения и где ее можно приобрести. При этом родителям стоит иметь в виду, что за ними остается законное право выбора производителя и они не обязаны покупать школьную форму в какой-то определенной фирме.

Что касается требований к форме, которые, согласно закону, прописываются в школьных уставах, то сегодня они напрямую зависят от вкуса и уровня адекватности руководителей учебных заведений. В нормальных школах они ратуют, чтобы форма не отличалась по цвету и более-менее совпадала по фасону. В более «претенциозных» учебных заведениях требования к внешнему виду школьников подчас принимают характер вкусовщины.

Наиболее частые конфликты возникают, когда детям вменяется носить блузки и сорочки какого-нибудь нестандартного оттенка (бледно-розового или желтого) или жестко придерживаться определенной детали форменного комплекта. В школе, где учится мой ребенок, пятиклашек, одетых не в обязательные блузки, а более теплые джемпера, случалось, выгоняли с уроков.

Но если изгнанный из школы ученик средних классов пойдет на соседнюю детскую площадку, то старшеклассник, переживающий сложности переходного возраста, отправится куда-нибудь подальше. При этом нарядить 15-летних бунтарей на целый день в одинаковые серые костюмы достаточно проблематично. Вот и нарушают юные любители удобных джинсов и ярких футболок с модными принтами школьные законы при любом удобном случае.

Учителя хором утверждают, что яркая одежда действует на психику слишком возбуждающе. И с этим не поспоришь.

Когда одноклассник моего сына пришел в класс в цветастой рубашке, учительница эмоционально отчитала его перед всем классом, посвятив этому целый урок геометрии. Когда же подросток указал на ее не менее цветастое платье, она парировала, что, мол, «до цветочков надо еще дорасти».

Конечно, учителя в чем-то правы. Но когда круглый год в сером дождливом Петербурге в детском учреждении ходит серая толпа подростков, которой до «цветочков еще расти и расти», становится страшновато за их будущее. К слову, почему-то в вузах проблем с яркими одежками не возникает, и на эмоциональное состояние профессоров они особенно не влияют. Студенты приходят на лекции в чем хотят. А профессора не тратят драгоценные часы на нравоучения по поводу форменного дресс-кода.

Ну и еще один важный нюанс, связанный со школьной формой, - ее цена. Что бы ни говорили чиновники, но качественный «мундир для первоклашки» (равно как и для школьника постарше) - удовольствие не из дешевых.

Вот примерный средний (не элитный) ценник стандартного комплекта форменной одежды на нынешних школьных базарах. Стоимость костюма «двойка» для мальчика (брюки и пиджак) - от 4000 до 7000; брюк - от 900 до 2000; рубашки - от 600 до 1700 рублей. Стоимость сарафана для девочки - от 1500 до 3500; юбки - от 1500 до 3000; брюк - от 1900 до 2500; жакета - 2000 - 4000; блузки - от 600 до 1000 рублей. Прибавьте к этому списку еще физкультурную форму и обувь...

Естественно, что большинство потребителей, собирая ребенка в школу, ориентируются не на качество изделий, а на цену. Об этом говорит спрос в основном на более дешевую продукцию, сшитую из некачественных ненатуральных тканей, большая часть которой поступает из ряда азиатских стран.

Что же делать? В этом году с 22 августа по 5 сентября в управлении Роспотребнадзора традиционно открыта «горячая линия», по которой можно получить консультации и разъяснения по вопросам качества и безопасности школьной формы. Только родители и так знают, что форма из натуральной ткани намного лучше, чем из синтетики. Правда, дороже... в разы. А купить два форменных комплекта, как в идеале рекомендуют педагоги и медики, уж точно по карману немногим.

КСТАТИ

Телефоны «горячей линии» в Петербурге:
управление Роспотребнадзора - 365-47-05, 365-35-91.
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области» - 448-05-46, 448-05-11.
Часы работы: с 10.00 до 12.00 и с 13.00 до 17.00.


#школа #дети #дресс-код

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (5776) от 30.08.2016.


Комментарии