Физкульт-привет!
Статус не самого популярного школьного предмета пытаются повысить. Жизнь заставила: за последние три года возросла заболеваемость школьников. Впервые в здании Зимнего стадиона учителей физкультуры собрали на совещание городского масштаба.
В 2004 году болел каждый пятый школьник, сейчас — каждый четвертый, так сказала председатель комитета по образованию Ольга Иванова. Болезни опорно-двигательного аппарата, органов зрения, пищеварения; анемия, ожирение, сердце слабое... У 75% старшеклассников — хронические заболевания.
При этом урок, призванный бороться с этим безобразием, — «Золушка» в школьном расписании. Не первый год в стране обсуждается необходимость третьего урока физкультуры в неделю, но «Золушка» (при всех своих добрых делах и богатом внутреннем мире) остается неприметной и «донашивает» с доперестроечных времен все те же спортивные снаряды, все те же методы работы. Восхитительные исключения есть, но исключения.
Физкультура стандартна, практически одна на всех. Результат: девочки-подростки трясут с родителей деньги на фитнес и манкируют уроком физкультуры, где бесплатно сбросили бы лишние кэгэ. И дело, понятно, не только в том, чтобы юное поколение не было мягкотелым и излишне пухлым; спортивный режим предполагает, что у ребенка не будет возникать желания, положим, взять да понюхать клей.
...Вакансий учителей физкультуры, по словам председателя комитета по образованию, нет (сейчас в городе таких учителей — 1,5 тысячи). Но преподавательская нагрузка достигает иногда 40 часов в неделю.
— Это вызывает опасения насчет качества преподавания, — отметила Ольга Иванова. — А если предположить, что учитель полностью отдается работе, то опасаешься, насколько хватит здоровья и сил у этого учителя?
Среди школьных преподавателей физкультуры 80% имеют высшее образование, но более 60% за последние 5 лет не повышали свою квалификацию. И не сказать, что ленятся; просто база петербургской Академии постдипломного педагогического образования может взять на себя доподготовку от силы 100 учителей в год. А надо бы 350. Вероятно, город обратится в Академию имени Лесгафта. Тем более что в Лесгафта, по словам профессора Сергея Филиппова, есть хорошие наработки в адаптивной физкультуре; а сейчас у школьников, освобожденных от обычной физкультуры, вариантов «размяться» нет — только в поликлиниках на лечебной физкультуре, куда ходят лишь 10 — 15%.
— Нынешняя демографическая ситуация, когда учебные заведения не заполнены, позволяет открывать в школах структурные подразделения спортивной направленности, — говорит Ольга Иванова.
Но пока в школах предпочитают «структурные подразделения» так называемой художественно-эстетической направленности, и в этом, по словам председателя комитета, наблюдается «некоторый перекос».
И главное, Ольга Иванова рекомендовала, и весьма настоятельно, директорам школ позволить ученикам сдавать физкультуру в качестве экзаменационного предмета.
— Я прошу перестать относиться к уроку физической культуры как к второстепенному. Это равноправный предмет.
Председатель комитета по физкультуре и спорту Вячеслав Чазов не менее настойчиво просил директоров школ не давать от ворот поворот детям из спортивных секций.
— 65 учреждений спортивного дополнительного образования для детей вынуждены пользоваться услугами школ, — сказал Вячеслав Чазов, — и если вы, уважаемые директора, будете им отказывать в помещениях, останется только выходить на улицу и просто бегать по тротуарам.
По словам Чазова, ни один район Петербурга сейчас не может похвастать полной спортивной оснащенностью: чтобы и бассейнов сколько нужно, и стадионов, и катков. Город старается вернуть себе прежнюю спортивную форму: начали строить крупные спортивные комплексы (пока во Фрунзенском и Калининском районах); десятками обустраивают школьные стадионы; новые школы — уже с бассейнами и современными спортзалами; за последние три года средств из городского бюджета на спортивное оборудование для школ выделяется в три раза больше, чем прежде, — до 300 с лишним миллионов рублей...
При всех этих городских планах заслуженный тренер Тамара Москвина жизнерадостно растормошила собравшихся учителей, подойдя к решению проблемы «от противного»:
— У вас в школе нет современного оборудования? Но и у тренеров высшего уровня его нет! Вы не поверите, но у нас в «Юбилейном» нет тренажеров; у моих фигуристов в зале хореографии только перекладина. И лед. И у вас многого нет, но у вас есть голова! Придумайте, как сделать урок интереснее!
Рецепт от Тамары Москвиной — делать каждый час своего рабочего времени счастливым. Хорошее настроение работает на ваше же здоровье; на то же самое работает необходимость постоянно двигаться. «Утром встал, улыбочку на лицо — и вперед».
...Отдельно интересно было слушать мнения — между собой — самих учителей физкультуры. Одна крепенькая дама «вокруг 60» неустанно комментировала выступление каждого докладчика, даже не нуждаясь в слушателе. Ни одно выступление не удостоилось от учительницы доброго слова. И мячи она на свои деньги покупает; и молодые физруки в школе не задерживаются; и «не учите меня, как вести урок». «Бедные дети», — подумала ваш корреспондент. А под занавес на поле Зимнего стадиона высыпали дети и начали танцевать что-то спортивное. Дама преобразилась: просветлела, помолодела, принялась хлопать в ладоши и притопывать. «Какая милая женщина», — передумала ваш корреспондент.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 58 (4096) от 1 апреля 2008 года.
Комментарии