ЕГЭ на пробу и на ощупь

Вчерашний пробный ЕГЭ по русскому в Петербурге был даже не репетицией, а генеральной репетицией. Задания — аналогичные «настоящему» ЕГЭ, правила проведения строжайшие: посторонний мог стать зрителем этой генеральной репетиции лишь в одном случае — если зарегистрировался заранее как общественный наблюдатель. Из 39 тысяч петербургских школьников 35 выпускников сдавали ЕГЭ не по общепринятым правилам. Экзамен продолжался не положенные три часа, а четыре и даже четыре с половиной. Во всей России такое смогла себе позволить только одна школа: школа № 1 для слепых и слабовидящих детей им. Грота в Красногвардейском районе.

ЕГЭ на пробу и на ощупь | ФОТО Дмитрия Соколова

ФОТО Дмитрия Соколова

...Добавленный час (для слабо­видящих) и полтора часа (для слепых) не поблажка. Это про­сто «технический момент»: ес­ли поле зрения сужено, нужно не просто по нескольку раз перечитывать, а отыскивать в тексте нужные слова, фокуси­роваться. Для тех, кто не видит совсем, чтение заданий еще труднее: зрячий по диагонали пробежит текст, а тут руками нащупываешь каждую букву.

То, что здесь сдают ЕГЭ, — подвиг. Или, если хотите, по­движничество. Больше ни одно аналогичное учреждение в Рос­сии на такой эксперимент не по­шло. Забавно, но пока в обычных школах в первые годы сдачи ЕГЭ стенали — вот бы не сдавать этот «единый гос», в школе им. Г рота жаждали влиться в экспе­римент. Потому что ЕГЭ, введен­ный как бы ради «обеспечения равных возможностей» всем российским выпускникам, практически перечеркнул возмож­ность для слепых и слабовидя­щих (да и для некоторых других групп инвалидов) получить выс­шее образование. Завяжите се­бе глаза и попробуйте сдать тест ЕГЭ. Вот именно. Попро­буйте без результатов ЕГЭ по­ступить в вуз. Вот именно.

И нужно было доказать, что дети могут сдавать тесты, — лишь создайте условия. Усло­вия такие: экзаменоваться в своей школе, то есть в школе им. Грота (самый очевидный аргумент: в ней освещение бо­лее сильное); чтобы для слабо­видящих листы и шрифт были больше; чтобы для слепых за­дания были «переведены» на брайлевский язык.

Комитет по образованию по­шел на эти условия (не надо, наверное, объяснять, что нуж­но было не просто согласно кивнуть, но и деньги выделить на подготовку материалов).

Директор школы Алексей Викторович Мухин считает, что город поддержал школу имен­но потому, что инициатива шла «снизу»: учителя школы — На­талья Дорогова, Светлана Ни­китина, Маргарита Гусева и Мария Федотова — планомер­но доказывали «наверху», что возможно все. И, очевидно, бы­ли очень убедительны. Сейчас в Москве обобщают опыт шко­лы Г рота, потому что задача — перенести его на всю страну.

...В обычных школах выпол­ненные задания собрали, запе­чатали, и теперь пойдет провер­ка. В случае школы им. Грота есть дополнительный элемент: работы слепых школьников нужно «перевести», что называ­ется, на плоский носитель — вот эти точечные «иероглифы» перевести на обычный язык. «Переводчики» — преподавате­ли из школы им. Грота, но прин­ципиально не учителя русского языка — «для объективности».

Результаты пробного ЕГЭ бу­дут известны всем лишь через неделю, но оцените хотя бы прошлогодний результат: шко­ла им. Грота сдала ЕГЭ по русскому на уровне гимназии.

Мало того, в этом году они будут сдавать ЕГЭ по истории.


Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 67 (3859) от 13 апреля 2007 года.

#ЕГЭ #слабовидящие #школы им. Грота

Комментарии