ЕГЭ на пробу и на ощупь
Вчерашний пробный ЕГЭ по русскому в Петербурге был даже не репетицией, а генеральной репетицией. Задания — аналогичные «настоящему» ЕГЭ, правила проведения строжайшие: посторонний мог стать зрителем этой генеральной репетиции лишь в одном случае — если зарегистрировался заранее как общественный наблюдатель. Из 39 тысяч петербургских школьников 35 выпускников сдавали ЕГЭ не по общепринятым правилам. Экзамен продолжался не положенные три часа, а четыре и даже четыре с половиной. Во всей России такое смогла себе позволить только одна школа: школа № 1 для слепых и слабовидящих детей им. Грота в Красногвардейском районе.

ФОТО Дмитрия Соколова
...Добавленный час (для слабовидящих) и полтора часа (для слепых) не поблажка. Это просто «технический момент»: если поле зрения сужено, нужно не просто по нескольку раз перечитывать, а отыскивать в тексте нужные слова, фокусироваться. Для тех, кто не видит совсем, чтение заданий еще труднее: зрячий по диагонали пробежит текст, а тут руками нащупываешь каждую букву.
То, что здесь сдают ЕГЭ, — подвиг. Или, если хотите, подвижничество. Больше ни одно аналогичное учреждение в России на такой эксперимент не пошло. Забавно, но пока в обычных школах в первые годы сдачи ЕГЭ стенали — вот бы не сдавать этот «единый гос», в школе им. Г рота жаждали влиться в эксперимент. Потому что ЕГЭ, введенный как бы ради «обеспечения равных возможностей» всем российским выпускникам, практически перечеркнул возможность для слепых и слабовидящих (да и для некоторых других групп инвалидов) получить высшее образование. Завяжите себе глаза и попробуйте сдать тест ЕГЭ. Вот именно. Попробуйте без результатов ЕГЭ поступить в вуз. Вот именно.
И нужно было доказать, что дети могут сдавать тесты, — лишь создайте условия. Условия такие: экзаменоваться в своей школе, то есть в школе им. Грота (самый очевидный аргумент: в ней освещение более сильное); чтобы для слабовидящих листы и шрифт были больше; чтобы для слепых задания были «переведены» на брайлевский язык.
Комитет по образованию пошел на эти условия (не надо, наверное, объяснять, что нужно было не просто согласно кивнуть, но и деньги выделить на подготовку материалов).
Директор школы Алексей Викторович Мухин считает, что город поддержал школу именно потому, что инициатива шла «снизу»: учителя школы — Наталья Дорогова, Светлана Никитина, Маргарита Гусева и Мария Федотова — планомерно доказывали «наверху», что возможно все. И, очевидно, были очень убедительны. Сейчас в Москве обобщают опыт школы Г рота, потому что задача — перенести его на всю страну.
...В обычных школах выполненные задания собрали, запечатали, и теперь пойдет проверка. В случае школы им. Грота есть дополнительный элемент: работы слепых школьников нужно «перевести», что называется, на плоский носитель — вот эти точечные «иероглифы» перевести на обычный язык. «Переводчики» — преподаватели из школы им. Грота, но принципиально не учителя русского языка — «для объективности».
Результаты пробного ЕГЭ будут известны всем лишь через неделю, но оцените хотя бы прошлогодний результат: школа им. Грота сдала ЕГЭ по русскому на уровне гимназии.
Мало того, в этом году они будут сдавать ЕГЭ по истории.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 67 (3859) от 13 апреля 2007 года.
Комментарии