Еду я на Родину...
Попасть в Африку не так и сложно. Нужно доехать до станции метро «Академическая», на автобусе или пешочком одолеть пару остановок — и вы на месте, у огромного здания ИМОП — Института международных образовательных программ. Там, впрочем, не только Африка, но и Азия, и Европа (откуда только студенты сюда ни едут), но в тот июльский день отмечали именно День Африки

ФОТО Дмитрия Соколова
В фойе я обнаружила вьюн, который у меня дома соблаговолил вырасти на метр, и я полагала, что это предел его возможностей. Здесь то же самое растение ветвилось длинной гирляндой, будто с цепи сорвалось. В ИМОП, наверное, какой-то другой климат — экваториальный или тропический. Ненавязчиво пахло пряностями. Потихоньку, но довольно шумно собирались гости.
Студенты-африканцы устроили прямо у концертного зала небольшой базар: деревянные фигурки, культовые маски, невозможно красивые национальные рубахи.
— А где вы такие ткани берете? — допытывалась гостья, белая женщина.
В ответ продавец-африканец улыбался широченно, как никогда не смочь европейцу, и только мотал головой: он не понял, чего женщина хочет. Сразу видно — недавний студент, не русифицировался еще. Другая дама пыталась выяснить у продавца, «сколько стоит вон та штука?». «Штукой» был огромный чехол для огромного же африканского барабана. Ни для чего другого чехол не годится, и я понятия не имею, на что он даме сдался. Я-то лично до сих пор жалею о той африканской сумочке ручной работы, которую так и не купила, жадина.
Там все смешалось: девушки, совершенно наши с виду, вдруг начинали говорить на одном из языков, принятых в Африке. Чернокожие изъяснялись по-русски лучше меня. Пресса металась: то подбежит к милой семье (веснушчатая русоволосая красавица в африканской рубашке, ее чернокожий муж и их киндер), то несется к темнокожему пацану Эрику, двух или трех лет, отделать нечего лупящему по большому барабану.
День Африки отмечают как годовщину создания межгосударственного союза «Африканское единство» — союза освободившихся от колониальной зависимости стран Черного континента.
Всем выдавали флажки с эмблемой, на которой было написано «Африканский союз» (это уже петербургская организация), и я представляла себе, с каким интересом пассажиры в метро будут разглядывать этот флаг и раздумывать, что я делаю в этом Африканском союзе? Удивить сограждан не получилось: флажок я утратила по вине африканского двухлетнего мальчика (об этом позже).
Бамилеке, баса, буллу (Камерун); лари, баконго (Конго); ибо, хаоса, иоруба (Нигерия); бэтэ (Кот-д’Ивуар); угу, тутси (Руанда); уолоф (Сенегал); нфунтуку (Замбия); арабы (Судан, Марокко) — вот кто там собрался. Кажется, в переводе на наш это означало бы, что на некий праздник собрались петербургские вятичи, кривичи, радимичи...
— 2005-й и 2006-й — самые трудные для нас годы, — сказал со сцены председатель правления «Африканского единства» Тункар Алиу в длинном синем одеянии. Мне, и не только мне, стало жутко стыдно, хотя председатель вовсе не намеревался нас укорять и ни разу не сказал об убийстве африканских студентов.
— Мы хотели бы приносить пользу этому городу, который все же гостеприимно нас принял, — продолжал председатель. — Многие здесь нашли достойную работу, некоторые создали семьи...
Для того чтобы показать на большом экране флаги всех африканских стран плюс одну-две достопримечательности каждого государства, понадобилось трижды прокрутить музыкальный фон — надрывную африканскую песню, саму по себе длинную и извивистую. Больше полусотни стран, больше полусотни флагов — от ярких и похожих на фантики до сверхлаконичных, как у Ливии, например: просто зеленое поле.
Одна из гостей, директор научного центра «Петрополь» Тамара Смирнова, отметила:
— Санкт-Петербург — первый город России, где ПМЖ получил африканец.
Имелся в виду Абрам Ганнибал.
Почетный консул Анголы Виктор Будный напомнил, что только алмазов в Анголе россияне добыли на миллиард долларов.
Выступавшие гости, сказав речи, часто вздрагивали, потому что африканские студенты знаменовали каждый спич художественным боем барабанов. Барабаны в тот вечер вообще не умолкали, и под конец наши сердца стали биться в каком-то другом режиме. Это я не для красного словца говорю — это буквально: нашим северным организмам был задан другой ритм.
Начался концерт студенческой африканской самодеятельности. У африканцев такая самодеятельность, что наши профессиональные звезды могут стоять в сторонке и нервно курить. Что песни, что танцы — все под бой барабанов. Танцоры — как те их деревянные статуэтки: стройные, легкие, у них какой-то свой договор с земным притяжением. Народы объединялись: вместе плясали парни из Руанды и Бурунди.
И было оглушительно громко. Русский парень, сидящий впереди меня, уже ерзал в кресле — слово «колбасился» к этому состоянию подходит лучше всего.
— Дальше, дальше проходите, — по-русски сказал молодой африканский папа двум своим чадам, продвигаясь между зрительских кресел.
«Почему, — думаю, — по-русски? Мог бы на родном языке сказать. А дети-то понимают?» Дети все прекрасно понимают — это стало очевидно, когда невероятно красивый темнокожий (кофе с молоком) мальчик на чистейшем русском сказал «Обалдеть». Я поняла: наш человек. Этому пацану я и отдала личный флажок, потому что он так размахивал своим, что знамя отлетело ко всем чертям и осталось одно древко. От подаренного мною флага через пять минут осталось то же самое. Перед вторым мальчиком кривлялась 4-летняя девочка-блондинка. Я клянусь, она строила ему глазки. Получив в ответ равнодушие, девочка не на шутку разозлилась.
А между тем на сцене выступал Джон из Камеруна, представленный как «полноценный артист», потому что выступает в ансамбле «Кабриолет» с Александром Марцинкевичем. «Кабриолет» — ансамбль цыганский, камерунец Джон пел по-английски и уже совершенно нас дезориентировал, пожелав всем кавказского долголетия.
Красавец Уан из Гвинеи — тоже замеченный во многих номерах с нашими звездами — сострил по поводу своего идеального русского: «Я просто стараюсь быть похожим на вас!». Гвинеец тоже добавил слияния культур, спев свой римейк челентановской «Сюзанны», — и зал ему безоговорочно подпел, потому что одно слово из песни мы все знали.
Ребята из Конго показали свой национальный танец и выделывали бедрам и такое... Ну вот Эл виса Пресли когда-то запрещали показывать по ТВ ниже пояса, так по сравнению с этим народным творчеством танец Элвиса — стояние в карауле.
Не знаю, почему у них у всех так здорово получается самовыражаться , но очевидно, что это не стоит им никаких трудов. Кажется, им стоит больших трудов не самовыражаться.
...Из Африки пешком к «Академической» я шла с легкими подскоками, контуженная на одно ухо, и вспоминала слова, сказанные на мероприятии: «Африканская культура непобедима. Потому что это антивойна и гостеприимство».
А еще ученые доказали: Африка — родина человечества. Стало быть, и моя; стало быть, и ваша тоже.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 130 (3677) от 19 июля 2006 года.
Комментарии