Еду я на Родину...

Попасть в Африку не так и сложно. Нужно доехать до станции метро «Академическая», на автобусе или пешочком одолеть пару остановок — и вы на месте, у огромного здания ИМОП — Института международных образовательных программ. Там, впрочем, не только Африка, но и Азия, и Европа (откуда только студенты сюда ни едут), но в тот июльский день отмечали именно День Африки

Еду я на Родину... | ФОТО Дмитрия Соколова

ФОТО Дмитрия Соколова

В фойе я обнаружила вьюн, кото­рый у меня дома соблаговолил вырасти на метр, и я полагала, что это предел его возможнос­тей. Здесь то же самое растение ветвилось длинной гирляндой, будто с цепи сорвалось. В ИМОП, наверное, какой-то другой кли­мат — экваториальный или тро­пический. Ненавязчиво пахло пряностями. Потихоньку, но до­вольно шумно собирались гости.

Студенты-африканцы устроили прямо у концертного зала неболь­шой базар: деревянные фигурки, культовые маски, невозможно кра­сивые национальные рубахи.

— А где вы такие ткани берете? — допытывалась гостья, белая женщина.

В ответ продавец-африканец улыбался широченно, как никогда не смочь европейцу, и только мо­тал головой: он не понял, чего жен­щина хочет. Сразу видно — недав­ний студент, не русифицировался еще. Другая дама пыталась выяснить у продавца, «сколько стоит вон та штука?». «Штукой» был огром­ный чехол для огромного же афри­канского барабана. Ни для чего другого чехол не годится, и я поня­тия не имею, на что он даме сдал­ся. Я-то лично до сих пор жалею о той африканской сумочке ручной работы, которую так и не купила, жадина.

Там все смешалось: девушки, совершенно наши с виду, вдруг на­чинали говорить на одном из язы­ков, принятых в Африке. Черноко­жие изъяснялись по-русски лучше меня. Пресса металась: то подбе­жит к милой семье (веснушчатая русоволосая красавица в африкан­ской рубашке, ее чернокожий муж и их киндер), то несется к темнокожему пацану Эрику, двух или трех лет, отделать нечего лупящему по большому барабану.

День Африки отмечают как го­довщину создания межгосударст­венного союза «Африканское един­ство» — союза освободившихся от колониальной зависимости стран Черного континента.

Всем выдавали флажки с эмбле­мой, на которой было написано «Африканский союз» (это уже пе­тербургская организация), и я представляла себе, с каким инте­ресом пассажиры в метро будут разглядывать этот флаг и раздумы­вать, что я делаю в этом Африкан­ском союзе? Удивить сограждан не получилось: флажок я утратила по вине африканского двухлетнего мальчика (об этом позже).

Бамилеке, баса, буллу (Каме­рун); лари, баконго (Конго); ибо, хаоса, иоруба (Нигерия); бэтэ (Кот-д’Ивуар); угу, тутси (Руанда); уолоф (Сенегал); нфунтуку (Замбия); ара­бы (Судан, Марокко) — вот кто там собрался. Кажется, в переводе на наш это означало бы, что на некий праздник собрались петербург­ские вятичи, кривичи, радимичи...

— 2005-й и 2006-й — самые трудные для нас годы, — сказал со сцены председатель правле­ния «Африканского единства» Тункар Алиу в длинном синем одеянии. Мне, и не только мне, стало жутко стыдно, хотя предсе­датель вовсе не намеревался нас укорять и ни разу не сказал об убийстве африканских студентов.

— Мы хотели бы приносить поль­зу этому городу, который все же гостеприимно нас принял, — про­должал председатель. — Многие здесь нашли достойную работу, не­которые создали семьи...

Для того чтобы показать на боль­шом экране флаги всех африкан­ских стран плюс одну-две до­стопримечательности каждого го­сударства, понадобилось трижды прокрутить музыкальный фон — надрывную африканскую песню, саму по себе длинную и извивис­тую. Больше полусотни стран, больше полусотни флагов — от яр­ких и похожих на фантики до сверхлаконичных, как у Ливии, напри­мер: просто зеленое поле.

Одна из гостей, директор науч­ного центра «Петрополь» Тамара Смирнова, отметила:

— Санкт-Петербург — первый город России, где ПМЖ получил африканец.

Имелся в виду Абрам Ганнибал.

Почетный консул Анголы Виктор Будный напомнил, что только алмазов в Анголе россияне добыли на миллиард долларов.

Выступавшие гости, сказав ре­чи, часто вздрагивали, потому что африканские студенты знаменова­ли каждый спич художественным боем барабанов. Барабаны в тот вечер вообще не умолкали, и под конец наши сердца стали биться в каком-то другом режиме. Это я не для красного словца говорю — это буквально: нашим северным орга­низмам был задан другой ритм.

Начался концерт студенческой африканской самодеятельности. У африканцев такая самодеятель­ность, что наши профессиональ­ные звезды могут стоять в сторон­ке и нервно курить. Что песни, что танцы — все под бой барабанов. Танцоры — как те их деревянные статуэтки: стройные, легкие, у них какой-то свой договор с земным притяжением. Народы объединя­лись: вместе плясали парни из Ру­анды и Бурунди.

И было оглушительно громко. Русский парень, сидящий впереди меня, уже ерзал в кресле — слово «колбасился» к этому состоянию подходит лучше всего.

— Дальше, дальше проходите, — по-русски сказал молодой афри­канский папа двум своим чадам, продвигаясь между зрительских кресел.

«Почему, — думаю, — по-рус­ски? Мог бы на родном языке ска­зать. А дети-то понимают?» Дети все прекрасно понимают — это стало очевидно, когда невероятно красивый темнокожий (кофе с мо­локом) мальчик на чистейшем русском сказал «Обалдеть». Я по­няла: наш человек. Этому пацану я и отдала личный флажок, потому что он так размахивал своим, что знамя отлетело ко всем чертям и осталось одно древко. От подарен­ного мною флага через пять минут осталось то же самое. Перед вто­рым мальчиком кривлялась 4-лет­няя девочка-блондинка. Я клянусь, она строила ему глазки. Получив в ответ равнодушие, девочка не на шутку разозлилась.

А между тем на сцене выступал Джон из Камеруна, представлен­ный как «полноценный артист», по­тому что выступает в ансамбле «Кабриолет» с Александром Марцинкевичем. «Кабриолет» — ан­самбль цыганский, камерунец Джон пел по-английски и уже совершен­но нас дезориентировал, пожелав всем кавказского долголетия.

Красавец Уан из Гвинеи — тоже замеченный во многих номерах с нашими звездами — сострил по поводу своего идеального русско­го: «Я просто стараюсь быть похо­жим на вас!». Гвинеец тоже доба­вил слияния культур, спев свой римейк челентановской «Сюзанны», — и зал ему безоговорочно под­пел, потому что одно слово из пес­ни мы все знали.

Ребята из Конго показали свой национальный танец и выделывали бедрам и такое... Ну вот Эл виса Пресли когда-то запрещали показывать по ТВ ниже пояса, так по сравнению с этим народным творчеством та­нец Элвиса — стояние в карауле.

Не знаю, почему у них у всех так здорово получается самовыра­жаться , но очевидно, что это не сто­ит им никаких трудов. Кажется, им стоит больших трудов не самовы­ражаться.

...Из Африки пешком к «Академи­ческой» я шла с легкими подскока­ми, контуженная на одно ухо, и вспоминала слова, сказанные на мероприятии: «Африканская куль­тура непобедима. Потому что это антивойна и гостеприимство».

А еще ученые доказали: Афри­ка — родина человечества. Ста­ло быть, и моя; стало быть, и ва­ша тоже.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 130 (3677) от 19 июля 2006 года.

#студенты #африка #праздник

Комментарии