Доктор с кредитной историей

Как мы уже сообщали, в МАПО прошло Всероссийское совещание ректоров образовательных медицинских учреждений высшего и дополнительного профобразования. Вовсе не плановое. Как оказалось, причиной посовещаться (ректоры в таком формате не собирались уже лет пять) послужили те проблемы, которые высветил нацпроект «Здоровье». Наш обозреватель Анастасия ДОЛГОШЕВА взяла комментарии у двух участников совещания.

Доктор с кредитной историей |

Николай ВОЛОДИН, замести­тель руководителя «Росздрава» по национальному проекту:

— Основная проблема сейчас — реализовать достигнутое практическим здравоохранени­ем за два последних года. Сей­час появилось большое количе­ство молодых специалистов, ко­торые раньше не шли в первич­ное звено здравоохранения по целому ряду обстоятельств, пер­вое из которых — непрестиж­ность специальности врача поликлиники. Теперь повысилась зарплата, в поликлиниках появилось современное обору­дование, возможность лечить новыми современными лекарст­вами — и как результат, если на 1 октября 2006 года в системе первичного звена были 56 тысяч врачей, то уже на 1 января 2007-го — 89 тысяч. Укомплектован­ность составляет 94 — 96%, со­вместительство снизилось при­мерно до 1,2 — 1,3. Другой во­прос, что по разным районам и городам картина разная.

Созданы все условия — теперь будем требовать от врачей, что­бы и качество их работы было максимально высоким. Для про­верки есть объективные крите­рии—показатели здоровья насе­ления, того контингента, который прикреплен именно к этому кон­кретному врачу: обострения, вы­здоровления, время нахождения на больничной койке — множест­во показателей.

Для себя из докладов коллег я отметил важность введения в последипломное медицинское образование так называемой кредитной системы, когда для подтверждения мастерства, для получения сертификата врача не будут раз в пять лет на­долго отрывать от работы. Кре­дитная система учитывает фак­ты, которые сами по себе гово­рят о том, что квалификацию свою врач повышает. Допустим, участие с докладом на всерос­сийском совещании или конфе­ренции добавляет специалисту 5 кредитных единиц; подготов­ка статьи, основанной на анали­зе его же собственных матери­алов (и требующая для подго­товки не неделю и не месяц), — 10 кредитов; если человек за­щищает кандидатскую диссер­тацию — это 20 кредитных еди­ниц.

Отари ХУРЦИЛАВА, и. о. рек­тора Санкт-Петербургской ме­дицинской академии последип­ломного образования:

— Именно МАПО выступила инициатором этой встречи ректо­ров с представителями Министер­ства здравоохранения и соцразвития. Дело в том, что нацпроект обнаружил проблемы, связанные с подготовкой врачей: мы закупаем суперсовременное оборудование, но врачи не умеют с этим оборудованием работать! Причем сейчас по нацпроекту ку­пили оборудование для первично­го звена, для амбулатории — а что говорить в случае закупки более сложного оборудования для ста­ционаров? Надо готовить кадры. И тут еще одна проблема: уровень подготовки врачей упал.

Дело не в том, что специалисты стали хуже или что они сами по се­бе хороши, просто на новой аппа­ратуре работать не умеют. Дело в том, что средний возраст россий­ских врачей сейчас — 52 года. Ра­ботники первичного звена — пред­пенсионного или уже пенсионно­го возраста. Люди в возрасте с трудом воспринимают обучение работе на новой цифровой техни­ке: представьте себе объем ин­струкции для цифрового рентге­новского аппарата, да еще на анг­лийском языке! Да, надо и фонендоскопом пользоваться — но этого уже мало. Лабораторная диагностика шагнула вперед, ульт­развуковая, эндоскопическая... А помимо диагностики — и в лечении появились новые технологии, и их тоже надо осваивать.

Нацпроект — это 142 миллиар­да рублей на первичное звено; впервые сделано такое финансо­вое вливание. Причем в масшта­бах всей России. Оставим в сторо­не города-миллионеры; у сельских врачей по 2 — З тысячи пациентов, разбросанных по огромным тер­риториям, — значит врачу нужен автомобиль, средства связи (что­бы мог с коллегами посоветовать­ся, если у больного пограничное состояние), аппаратура под рукой — компактная, надежная. И он до­лжен уметь этим пользоваться.

А где его учить? Да вот, в МАПО, например. Мы сейчас и предлагаем кредитную систему: часть курса человек получает по Интернету, на входном тестирова­нии выясняется, в какой области знания у врача пробелы — и толь­ко на этот короткий цикл его отры­вают от работы и командируют к нам. То есть не на полтора меся­ца, как прежде, а на неделю-две. По окончании учебы он сдает вы­ходной тест и получает сертифи­кат на право работать в той или иной специальности в течение следующих пяти лет. Но и в эту пя­тилетку он не должен терять с на­ми связь: технологии развивают­ся, и о новшествах мы должны по­стоянно информировать врачей. Кредитную систему надо еще очень серьезно проработать. Но в любом случае если сегодня не на­чать, завтра придется начинать уже с других позиций, худших.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 40 (4078) от 5 марта 2008 года.

#медицина #повышение квалификации #возможность обучения

Комментарии