Доктор с кредитной историей
Как мы уже сообщали, в МАПО прошло Всероссийское совещание ректоров образовательных медицинских учреждений высшего и дополнительного профобразования. Вовсе не плановое. Как оказалось, причиной посовещаться (ректоры в таком формате не собирались уже лет пять) послужили те проблемы, которые высветил нацпроект «Здоровье». Наш обозреватель Анастасия ДОЛГОШЕВА взяла комментарии у двух участников совещания.

Николай ВОЛОДИН, заместитель руководителя «Росздрава» по национальному проекту:
— Основная проблема сейчас — реализовать достигнутое практическим здравоохранением за два последних года. Сейчас появилось большое количество молодых специалистов, которые раньше не шли в первичное звено здравоохранения по целому ряду обстоятельств, первое из которых — непрестижность специальности врача поликлиники. Теперь повысилась зарплата, в поликлиниках появилось современное оборудование, возможность лечить новыми современными лекарствами — и как результат, если на 1 октября 2006 года в системе первичного звена были 56 тысяч врачей, то уже на 1 января 2007-го — 89 тысяч. Укомплектованность составляет 94 — 96%, совместительство снизилось примерно до 1,2 — 1,3. Другой вопрос, что по разным районам и городам картина разная.
Созданы все условия — теперь будем требовать от врачей, чтобы и качество их работы было максимально высоким. Для проверки есть объективные критерии—показатели здоровья населения, того контингента, который прикреплен именно к этому конкретному врачу: обострения, выздоровления, время нахождения на больничной койке — множество показателей.
Для себя из докладов коллег я отметил важность введения в последипломное медицинское образование так называемой кредитной системы, когда для подтверждения мастерства, для получения сертификата врача не будут раз в пять лет надолго отрывать от работы. Кредитная система учитывает факты, которые сами по себе говорят о том, что квалификацию свою врач повышает. Допустим, участие с докладом на всероссийском совещании или конференции добавляет специалисту 5 кредитных единиц; подготовка статьи, основанной на анализе его же собственных материалов (и требующая для подготовки не неделю и не месяц), — 10 кредитов; если человек защищает кандидатскую диссертацию — это 20 кредитных единиц.
Отари ХУРЦИЛАВА, и. о. ректора Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования:
— Именно МАПО выступила инициатором этой встречи ректоров с представителями Министерства здравоохранения и соцразвития. Дело в том, что нацпроект обнаружил проблемы, связанные с подготовкой врачей: мы закупаем суперсовременное оборудование, но врачи не умеют с этим оборудованием работать! Причем сейчас по нацпроекту купили оборудование для первичного звена, для амбулатории — а что говорить в случае закупки более сложного оборудования для стационаров? Надо готовить кадры. И тут еще одна проблема: уровень подготовки врачей упал.
Дело не в том, что специалисты стали хуже или что они сами по себе хороши, просто на новой аппаратуре работать не умеют. Дело в том, что средний возраст российских врачей сейчас — 52 года. Работники первичного звена — предпенсионного или уже пенсионного возраста. Люди в возрасте с трудом воспринимают обучение работе на новой цифровой технике: представьте себе объем инструкции для цифрового рентгеновского аппарата, да еще на английском языке! Да, надо и фонендоскопом пользоваться — но этого уже мало. Лабораторная диагностика шагнула вперед, ультразвуковая, эндоскопическая... А помимо диагностики — и в лечении появились новые технологии, и их тоже надо осваивать.
Нацпроект — это 142 миллиарда рублей на первичное звено; впервые сделано такое финансовое вливание. Причем в масштабах всей России. Оставим в стороне города-миллионеры; у сельских врачей по 2 — З тысячи пациентов, разбросанных по огромным территориям, — значит врачу нужен автомобиль, средства связи (чтобы мог с коллегами посоветоваться, если у больного пограничное состояние), аппаратура под рукой — компактная, надежная. И он должен уметь этим пользоваться.
А где его учить? Да вот, в МАПО, например. Мы сейчас и предлагаем кредитную систему: часть курса человек получает по Интернету, на входном тестировании выясняется, в какой области знания у врача пробелы — и только на этот короткий цикл его отрывают от работы и командируют к нам. То есть не на полтора месяца, как прежде, а на неделю-две. По окончании учебы он сдает выходной тест и получает сертификат на право работать в той или иной специальности в течение следующих пяти лет. Но и в эту пятилетку он не должен терять с нами связь: технологии развиваются, и о новшествах мы должны постоянно информировать врачей. Кредитную систему надо еще очень серьезно проработать. Но в любом случае если сегодня не начать, завтра придется начинать уже с других позиций, худших.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 40 (4078) от 5 марта 2008 года.
Комментарии