Что студенты найдут в капусте?
Не исключено, что в этом году первокурсники поймут, что это за странная фраза из советских фильмов: «на картошку». К сбору урожая вновь решено привлечь студентов, которых когда-то от труда на полях Ленобласти освободили под тем предлогом, что «учиться надо».
Одно из трех — либо в этом году небывалый урожай, либо студентов у нас существенно больше, чем сельхозработни- ков, либо что-то третье, о чем мы еще не догадываемся.
Пока в комитете по науке и высшей школе в конкретику не вдаются: переговоры с сельхозпредприятиями и высшими учебными заведениями только начались. «Все будет зависеть оттого, какие вузы выразят готовность участвовать, и от того, сколько предприятия смогут заплатить за работу», — сказали нам в Смольном.
Осторожность понятна. Во-первых, многие предприятия нынче частные, следовательно, своим трудом студент если и поможет государству, то косвенно. Во-вторых, в государственных вузах есть и коммерческая форма обучения. Допустим, «платного» студента на поля не направят, но как понравится его родителям то, что оплаченные знания начнут давать несколько позже (бюджетные студенты пробудут на полях, как ожидается, с середины сентября до третьей декады октября.).
Основные места сражений — «Шушары», «Детскосельский», «Пригородный», «Предпортовый», «Ленинградская плодоовощная опытная станция», «Павловская опытная станция Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства им. Н. И. Вавилова».
Список вузов тоже имеется, но с ремаркой «планируемые для оказания помощи». По здравом размышлении над этим списком мы поняли, что в нем нет практически ни одного вуза, которому бы сам бог не велел потрудиться на земле. Про Аграрный университет и Лесотехническую академию и говорить нечего. Морскую академию имени Макарова стоит привлечь, чтобы ребята потом в морях не сильно скучали по суше; Педагогический университет им. А. И. Герцена — чтобы слова «сейте разумное, доброе, вечное» стали буквальными (хотя осенью придется не столько сеять, сколько собирать); Университет физической культуры имени Лесгафта — чтобы эти их наклоны и приседания не производились вхолостую; Университет путей сообщения — чтобы убедились, как неважно подчас развито сообщение между городом и областью; Политех, Технологический институт, ЛЭТИ и прочих технарей — хотя бы потому, что умственный труд надо чередовать с физической нагрузкой. Университет аэрокосмического приборостроения — ну... ну просто чтобы там не очень-то от земли отрывались. И так же со всеми прочими. Вузов перечислено двадцать. Зато нами не обнаружено в списке самого большого вуза — СПбГУ.
Когда автор этих строк учился в СПбГУ, общение с природой в виде сбора сельхозкультур уже не входило в обязательную программу обучения. Зато автор успела вдоволь покопаться в земле в бытность свою учащейся педучилища. Труд проходил в мягком режиме: житие в бараках предусмотрено не было, поскольку каждый вечер мы возвращались домой, к цивилизации.
Но была и оборотная сторона таких удобств. Не знаю, как студенты других учебных заведений, но будущие педагогические кадры умудрялись найти чернозем даже там, где его отродясь не было, и потому ежевечерне, возвращаясь в метро домой, пугали пассажиров городского транспорта своим грязнейшим видом. Но по крайней мере мы все друг с другом перезнакомились за день. Тогда как в режиме учебы плотное знакомство происходит лишь через месяц-два в процессе списывания и подсказок на первых контрольных.
Кстати, именно в более легком знакомстве коллеги по редакции увидели третью причину, по которой студентов решено бросить на поля. Для многих «картошка» стала началом бурного романа с однокурсником (-цей), а то и чего посерьезнее. Учитывая первоочередную задачу улучшить демографическую ситуацию в стране, операция «На картошку» представляется нам более адекватной, чем 250 тысяч за второго ребенка.
Благо капусты у нас достаточно.
Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 149 (3696) от 15 августа 2006 года.
Комментарии