Частный случай
На первом месте в министерском обзоре по параметру «Образовательная деятельность» оказался московский частный вуз РЭШ, Российская экономическая школа. Надо бы сказать: «Ну и что?» На первых местах мировых рейтингов в основном частные университеты, правда, некоторым из них не по одной сотне лет, а нашим 20 - 25. Но казус/конфуз в том, что на первом месте по другому важному показателю, «Научно-исследовательская деятельность», оказался Европейский университет в Санкт-Петербурге. Как известно, Рособрнадзор (а это министерское ведомство) считает университет проблемным.
Христиане - после физиков
Мониторинг эффективности вузов был затеян в 2012 году. Это, строго говоря, не рейтинг, но если сопоставить начисленные баллы - получится ранжир. Мониторинг критиковали, доводили до ума, но он не менялся в главном: он не дружествен по отношению к вузам. Не гладит по головке «хороших», а, образно говоря, дает подзатыльники «неуспевающим».
Из 830 вузов - участников мониторинга (514 «госов» и 316 «негосов») почти по 70 вузам полной статистики нет - именно потому, что, по итогам прежних обзоров, они сейчас претерпевают реорганизацию, оптимизацию и прочие «-ации».
Мониторинг учитывает 70 показателей, объединенных в укрупненные группы. По параметру «Образовательная деятельность» после лидера, негосударственной РЭШ, вторым идет Санкт-Петербургский национальный исследовательский академический университет РАН (государственный, создан в 1997 году). А на 4-м месте, чуть отставая от «бронзового призера», московского Физтеха, - снова «частник». Да еще не светский: Свято-Филаретовский православно-христианский институт (существует с конца 1980-х, но тогда работал неофициально; с 2009 года выдает дипломы бакалавра теологии гособразца).
По «научно-исследовательскому» параметру после Европейского университета (он и в прежние годы был в пятерке лучших) следуют государственные «москвичи» - технологический университет «Станкин» и национальный исследовательский университет «МИЭТ». А потом появляется еще один петербургский - государственный Университет ИТМО.
По показателю «Финансово-экономическая деятельность» - опять на первом месте Европейский университет. По параметру «Зарплата» (он, как ни крути, связан с привлечением особо востребованных преподавательских кадров) во главе списка опять РЭШ. На втором месте, что ты будешь делать, снова ЕУСПб.
Что такое эффективность в научно-исследовательской деятельности, пояснял в ТАСС директор Эрмитажа Михаил Пиотровский (в силу непростых событий в жизни ЕУСПб Михаил Борисович сейчас не устает напоминать, что он еще и председатель попечительского совета университета):
- Например, одна из работ, которую сейчас начинают Государственный Эрмитаж и Институт проблем правоприменения (структура ЕУСПб. - Ред.) - проблема защиты культурных ценностей во время зарубежных выставок.
Речь о том, что «выезжающие» ценности вдруг да арестуют в какой-нибудь стране, требуя от страны-хозяйки выполнения каких-нибудь условий. Юридическая защита в таких случаях продумана, СПбГУ сейчас готовит для Эрмитажа анализ общемировой юридической базы, а вот негосударственный ЕУСПб будет изучать вопросы именно правоприменения.
Либо на науку, либо на бумаги
«Частные вузы занимают 14 из 40 высших позиций», - комментирует результаты мониторинга социолог Михаил Соколов, профессор факультета политических наук и социологии ЕУСПб.
Разумеется, «государственные» лидеры российского высшего образования - на достойных позициях в мониторинге. К примеру, СПбГУ по «образовательной деятельности» на 7-м месте (обогнал МГУ). Но самые преуспевающие государственные вузы имеют статус «особых», «национальных исследовательских» и «участников программы 5-100». И, соответственно, выдающееся бюджетное финансирование. Частные выкручиваются сами. Впечатляющим исключением были мегагранты, выигранные и РЭШ, и Европейским университетом года три назад.
Михаил Соколов приводит преимущества «негосов», позволяющие им теснить государственные вузы. К примеру, у «частников» щадящая лекционная нагрузка на ученых - значит больше времени остается на науку. Потом некоторые негосударственные университеты возятся не столько с бакалавриатом, сколько с более взрослой публикой - магистрами и аспирантами: зампред правительства РФ Аркадий Дворкович и первый зампред Центробанка Ксения Юдаева первое образование получали в МГУ, а второе - в РЭШ. В Европейском университете вообще нет бакалавриата - потому он не может сильно рвануть вверх в показателе «Образовательная деятельность». В РЭШ бакалавриат есть (совместный с государственной Высшей школой экономики), но набор туда как в космонавты: берут в основном победителей Всероссийской олимпиады по математике, так что статистика - блестящая.
Наконец, частные вузы более активны в работе с разными источниками финансирования и более гибки в переговорах о зарплате.
Ректор Российской экономической школы Шломо Вебер говорит:
- Профессоров мы нанимаем на международном рынке, и действовать надо быстро, потому что конкуренция за этих профессоров большая. Я не думаю, что это (действовать быстро. - Ред.) было бы возможно, если бы у нас была такая большая бюрократия.
«Такая большая» - это о бюрократии, которой должны следовать государственные вузы. Значительная часть преподавателей РЭШ - ученые (наши и не наши) с докторскими степенями из Гарварда, Массачусетского технологического института, Лондонской школы бизнеса. «Это все стоит денег, но качество не получается бесплатно», - отмечает господин Вебер.
Ректор ЕУСПб Олег Хархордин упоминает еще одно обстоятельство: поскольку частные вузы живут не на бюджетные деньги, до недавнего времени контролирующие органы не так интенсивно регулировали их деятельность.
- Если мы будем жить в той ситуации, в которой живут государственные вузы, наши ресурсы будут меньше направлены на науку и больше - на отражение формальных придирок, - добавляет ректор.
Пример «такой ситуации» - недавний случай: петербургский филиал важного государственного вуза погнал ночью «Газель» с документами в Москву, а то вдруг почта подведет.
Пределы совершенству
Представители успешных частных вузов считают, что есть «объективные пределы», за которые государственный вуз сейчас просто не может вырваться.
Например, у государственной «Вышки» показатель публикационной активности очень высокий - а все равно ниже, чем у близкой по духу частной Российской школы экономики. Пределы установлены самой институциональной средой государственного вуза, и «самым важным элементом этой институциональной среды являются инструменты контроля, воплощенные в Рособрнадзоре», - полагает Михаил Соколов.
То, что один и тот же университет эффективен с точки зрения Минобра, но проблемный с точки зрения одного из его ведомств, «не сюрприз», говорят аналитики. Просто структуры Минобра предъявляют к вузам «слабо согласующиеся или просто конфликтующие друг с другом требования». Скажем, одно подразделение требует, чтобы вуз дал преподавателям высокую зарплату, а другое вынуждает вуз обзавестись специалистами по ведению документации (чем сокращает профессорско-преподавательский фонд оплаты труда).
Ректор РЭШ добавляет:
- Объем бюрократической нагрузки действительно влияет на эффективность. Но принципиально важно и то, что это приводит к искажению стимулов для работы самих преподавателей госуниверситетов.
...Рособрнадзор имел к Европейскому университету 120 претензий. Осталось, как мы уже писали, то ли две, то ли три (в только что полученном письме ведомство уведомляет, что сняло еще одну), и их справедливость университет оспаривает в суде. По имеющейся информации, готовятся изменения в правилах, которыми руководствуется Рособрнадзор. Чтобы, как говорят, ведомство не то что помогало - не мешало бы. Это уже сойдет и за помощь.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (5886) от 09.02.2017.
Комментарии