Частным образом

Доля негосударственных образовательных организаций в России всего 1,5%. Но в ближайшие годы эксперты предвидят их рост до 6%. С чего бы?

Частным образом  | В одних частных школах - строжайшая дисциплина, в других (как в этой) - хоть стоя занимайся, если не сидится. ФОТО Алексея ФИЛИППОВА/ТАСС

В одних частных школах - строжайшая дисциплина, в других (как в этой) - хоть стоя занимайся, если не сидится. ФОТО Алексея ФИЛИППОВА/ТАСС

НОУ хау

Частных школ в России 751. В них учится немногим более 91 тысячи человек; если считать все НОУ, негосударственные образовательные учреждения (туда входят, например, и развивающие центры), то без малого 100 тысяч человек. Это менее 1% от всех российских школьников.

При словах «частная школа» первая ассоциация - «дорого, пылинки сдувают, учиться необязательно». Вряд ли воображение нарисует, скажем, чеченскую школу, хотя если вынести за скобки столичный регион и Петербург с Ленобластью, то именно в Чечне частных школ больше всего - 37 (данные Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов, АсНООР).

Среди частных средних школ Петербурга есть (помимо вполне ожидаемых религиозных или с предметным уклоном) Бизнес-школа, Школа театра, телевидения и шоу-бизнеса, Школа народного искусства, школы вальдорфской системы и системы Монтессори, Православная медицинская гимназия, школы индивидуального обучения и семейного обучения, Школа молодого управленца, школа неформального образования «Апельсин» (ее директор Дима Зицер - популярный лектор на тему «что не так с образованием формальным», одна из его лекций называлась «1 сентября как похороны»).

Все они составляют чуть больше 1% от всех петербургских школ. В Москве доля - около 2%. Но в 2010-м в столице было 250 частных, а пару лет назад директор ассоциации «негосов» Александр Моисеев констатировал: «Осталось не более 150, и та же картина характерна для всей страны». То есть доля, может, и не уменьшается (и государственные школы сливаются, укрупняются), но количество убывает.

По данным ассоциации, в некоторых регионах (Тыва, Коми) и так «по нулям», но эксперты подчеркивают: статистика учитывает лишь образовательные заведения, имеющие лицензии и сайты. В Петербурге тоже кое-какие школы разыщешь только через соцсети, и это, строго говоря, не школы, а «развивающие центры». Их у нас около сорока, а будет больше: «образовательная» лицензия не нужна, а для народа - альтернатива детсаду/ начальной школе.

31 500 рублей - столько в среднем стоит месяц в частной школе в городах-миллионниках. Правда, в Новосибирске это «среднее» - 16 600 руб., в Москве - 80 000 руб. В Петербурге частным образом учатся почти 9,5 тыс. детей, родительские инвестиции - 2 млрд 943 млн рублей за учебный год. Средняя плата - 34 500 руб. в месяц. Но в одной и той же частной гимназии чек может быть и 25 тысяч, и 100 тысяч: членство в классе, как членство в клубе, может включать в себя разные пункты.

Председатель Петербургского отделения АсНООР директор одной из старейших в Петербурге частных гимназий «Альма Матер» Татьяна Щур уже 25 лет сравнивает «стоимость продукта»: если за пребывание ребенка в школе обычной государство платит, условно, 10 тысяч рублей (фонд зарплаты, ремонты и прочее), то содержание в частной обходится в 10 раз дороже: маленькие классы, хорошая зарплата, кураторы, тьюторы. Частные школы получают госсубсидии на зарплаты педагогов и содержание помещений, но подчеркивают: субсидии незначительные.

Так что удивителен ежемесячный счет не в 100, а в 30 тысяч. При этом Татьяна Щур подчеркивает: частное образование — это «закономерное проявление вариативности российской образовательной системы, заложенное в законодательстве еще в 1993 году».

Среди клиентов частной школы не только люди из петербургского рейтинга миллиардеров. Есть дипломаты (как сказали в одной гимназии, «консул хочет, чтобы дети знали русский»), ВИП-командированные («образовалась маленькая группа детей восточноазиатских инженеров»). Есть случаи, когда бабушки-дедушки скидываются и помогают родителям тянуть частное образование ребенка, который по тем или иным причинам не вписывается в систему государственной школы.

На очно-заочном отделении частной школы могут учиться вовсе не сверхобеспеченные, а те, у кого просто нет другого варианта. Реальная история: парень готовился к карьере гонщика, много лет жил за границей, но дистанционно учился в петербургской частной гимназии. Не прогадал: в одно прекрасное лето он вымахал так, что в болиде уже не поместится, и теперь насел на математику, чтобы сдать ЕГЭ и поступить в технический вуз.

Это нередкий вариант и для девочек-балерин: кто знает, что будет с фигурой к 15 годам, нужен запасной образовательный вариант. Еще один распространенный тип «надомников» - приверженцы религий: хотят получить светское образование, но особенно в свет не выходя.

Во французской стороне, на чужой планете

Есть мнение: частных школ в России станет больше, потому что «богатые тоже плачут». Во-первых, высоким госчиновникам было настоятельно рекомендовано учить детей на родине. Во-вторых, после рублевого кризиса не все могут, как раньше, отправлять чад учиться за границу. По данным ISC Census, британского Совета частных школ, после рублевого кризиса 2014-го эти школы потеряли больше тысячи российских учеников. Однако сейчас фунт спустился со 126 рублей до 77, и в этом году учеников из России снова прибавилось - до 3044 (больше только из Китая и Гонконга).

- Популярность зарубежных школ зависит от экономической ситуации, - говорит директор центра международного образования и туризма «Европейская школа» Валентина Павловская (на образовательном рынке больше двадцати лет). - До 1998-го обучение за рубежом было очень востребовано, потом - дефолт, потом - определенное увеличение, с 2007-го опять стагнация. В 2012-м - улучшение, в 2014-м - кризис... Экономические трудности понизили требовательность тех, кто все-таки желает, чтобы их дети обучались в зарубежных школах. Поэтому вместо высокорейтинговых частных школ родители готовы отправить своих детей в зарубежные государственные школы, которые в несколько раз дешевле частных. Такие экономичные программы есть во многих странах - США, Австралии, Ирландии, Германии, Испании, Франции, Италии, Дании, Швеции, Норвегии...

Ирина Следьева, владелица агентства AcademConsult (23 года консультирует родителей в сфере зарубежного образования), говорит, что рынок не спадает, интерес к обучению за рубежом высок, «но финансовых возможностей стало меньше»:

- До 2014 года отправить ребенка учиться хотя бы на два последних года старшей школы могли многие из high middle-класса. Сегодня финансовый ценз выше. Год обучения в США стоит в среднем $55 - 60 тыс., в Швейцарии - 85 - 90 тыс. швейцарских франков. Год в частной школе Англии обойдется минимум в 30 тыс. фунтов.

На недавнюю выставку зарубежных частных школ в петербургском представительстве «Роллс-ройса» (это тоже о многом говорит) пришли 30 с лишним семей. Это не «всего лишь», это немало - с учетом того, что и школы ведущие: английские Taunton и Rydal Penrhos, американские San Domenico, Grier и South Kent, швейцарская Leysin American (в этой учатся Рокфеллеры, Вандербильты и королевская семья Саудовской Аравии).

Представление об иностранных частных школах у российского обывателя примерно такое же, как о наших: «возьмут любого, лишь бы платил». На самом деле минимум год надо готовиться - и психологически, и «прокачивать» все предметы на иностранном. Если речь о школе из топ-100 мирового рейтинга (например, Итон), то «забивать место» надо года за два.

- Один наш мальчик готовился год, поступил в хорошую английскую школу, и преподаватель английской литературы даже не понял, что ученик из другой страны, - рассказывает Валентина Павловская. - Оценки у него были выше, чем у англичан. Но он все равно не смог поступить в Итон. Как сказали его родители (сами по профессии математики), на экзаменах были невероятно сложные задания. Это миф, что в западных школах слабая математика: некоторые ученики, приезжая в Петербург на каникулы, занимаются дополнительно математикой на английском.

Первое, что спрашивают в консалтинговых «образовательных» агентствах, - цель обучения в зарубежной школе, второе - каков бюджет.

Цель обычно - подготовка к поступлению в ведущие мировые вузы, откуда выходит интеллектуальная элита со связями: самые крепкие связи - родом из детства. Но, по словам Ирины Следьевой, в Америке около 2000 частных школ-пансионов, в Великобритании - около 2400, однако только около 200 из них действительно могут помочь поступить в престижные университеты.

Второе - бюджет нужно рассчитать на шесть — восемь лет с учетом университета. Можно претендовать на частичную, а то и полную компенсацию, но надо показывать действительно выдающиеся успехи.

- Например, сын одного известного деятеля киноиндустрии, очень одаренный музыкально, получал стипендию, которая покрывала 100% стоимости его трехлетнего обучения в калифорнийской школе искусств, где год стоил 70 тысяч долларов, - комментирует Ирина Следьева.

Она считает, что зарубежные частные школы - не только подготовка к зарубежным вузам, это возможность узнать, в каком направлении ребенок преуспеет. В условиях Петербурга родители тратят уйму времени, чтобы отвезти чадо в один конец города на скрипку, в другой - на карате, а еще конный спорт... На территории зарубежного школьного кампуса (лаборатории которого иногда оснащены покруче, чем университетские) может быть три футбольных поля, два хоккейных, баскетбольная и волейбольная площадки, верховая езда, гольф, а успехи в спорте выведут в команду хорошего университета и обеспечат скидку на обучение.

У петербургских агентств-старожилов договоры с тысячами школ из десятков государств, но тройка лидеров последние два десятилетия неизменна: Великобритания, США, Швейцария. Начал расти интерес к Китаю: в Азии западные университеты и школы открывают свои филиалы.

По словам представителей агентств, нынешние родители уже вполне осведомлены об отличиях зарубежной образовательной системы от нашей. На упомянутой образовательной выставке, как говорит Ирина Следьева, большинство родителей общались с представителями школ без переводчиков, а еще недавно языковой барьер считался одним из главных препятствий.

Русский стандарт

- Зарубежное частное образование такое же разное, как и российское, - прокомментировали нам сотрудники Российской академии народного хозяйства и госслужбы (Северо-Западного института управления). - Но при этом в большинстве европейских частных школ родители и учащиеся ограничены жесткими поведенческими рамками - есть система штрафов за непосещение, плохое поведение и т. д.

Приводят в пример недавний скандал в Великобритании: малютка Джордж, сын принца Уильяма и Кейт Миддлтон, едва поступил в школу, как родительский комитет потребовал у администрации его отчислить. Потому что папарацци лезут. Школа частная, клиенты достаточно солидные, чтобы не жертвовать учебой отпрысков ради возможности «засветиться» с мальчиком королевских кровей.

В Ассоциации некоммерческих образовательных организаций считают, что к такой строгости «стремятся и серьезные российские частные образовательные учреждения, дорожащие рейтингом и репутацией». Но нашим, судя по всему, сложнее.

- За рубежом школы с репутацией, наработанной столетиями, у наших школ такого багажа нет, - говорит Лариса Шпаковская, доцент НИУ ВШЭ в Петербурге. - Школа, по сути, - едва ли не единственный институт в современном российском обществе, который может строиться на принципах меритократии, когда ценится не твой статус, а то, насколько ты умен, усерден и чего смог достичь сам. Частные российские школы поставлены в такие условия, что их успешность зависит не только от приверженности принципам меритократии, но и от требований, которые выдвигают клиенты.

Далеко не все эксперты считают, что частных школ в России прибавится: новый закон «Об образовании» изрядно затруднил частным школам получение аккредитации и лицензии. Федеральный госстандарт образования тоже ставит новые задачи, и не из простых. Например, он подразумевает, что старшеклассник может сосредоточиться на нескольких желаемых предметах, но если школьник заявит: «Мне нужно 15 математик в неделю, а обществознание я сейчас быстренько сдам», - то как это обеспечить?

В государственной системе вариативность внедряется медленно и с таким трудом, что пошел в ход лозунг «равные возможности», тем более что министр образования Ольга Васильева считает разговоры о платных услугах в государственных школах «кощунственными». Собственно, никто не возражает, чтобы и в столичной гимназии, и в деревенской школе учили одинаково добротно. Но практики с трудом себе представляют, как планируемый обязательный ЕГЭ по английскому будет реализован в сельских школах. «Мне кажется, такая унификация приведет, наоборот, к социальному разделению, - сказал нам один эксперт. - Предвижу этакое возвращение к XVIII - XIX векам: элита будет говорить на нескольких языках, а остальным отсекут по этому «языковому принципу» поступление в вузы».

Казалось бы, в нестандартных случаях (с пятнадцатью математиками и «пробегом» по обществознанию) легче сориентироваться частной школе. Но, как отметили в Ассоциации негосударственных школ, министр за весь свой срок пребывания на посту ни словом не обмолвилась о частных школах (как и о частных вузах). Между тем тот же Дима Зицер в одной из своих книг писал: «Если практическая педагогика не будет срочно адаптирована к нынешним условиям/.../, системы образования рухнут как карточные домики. Давление на человека в детском саду и школе в настоящее время достигло наивысшей точки. Пора думать и меняться».

...Частной российской школе без малого три десятилетия. За это время предубеждение - «либо для супербогатых, либо для супертупых» - не сказать что преодолено. Но социолог Лариса Шпаковская полагает, что оно может быть сломлено:

- С тех пор как появился ЕГЭ (я не говорю о его недостатках, я говорю о нем как о механизме), появилась и возможность показать картину успеваемости в школе. То есть и частные школы таким образом могут продемонстрировать, что они учат на достойном уровне.

Как отмечают в ассоциации, при сдаче ОГЭ (после 9-го класса) и ЕГЭ (после 11-го) большинство государственных школ могут гарантировать прохождение порогового значения. Грубо говоря, школу ребенок закончит. За более высокими баллами идут к репетиторам. Клиент серьезных частных школ, очевидно, имеет право рассчитывать на то, что ребенок заработает высокие баллы, не занимаясь еще и у репетитора.

Лариса Шпаковская уверена: востребованность негосударственного образования будет возрастать. В AcademConsult тоже считают, что это неизбежно: «По такому пути шли Англия и США в ХХ веке, а теперь идут и страны, которые только начали развитие частного образования». Сейчас в пяти странах стремительно растет число частных школ - в Китае, ОАЭ, Индонезии, Индии и Малайзии. Причем в Малайзии в 2002 году в частных школах обучался 1% всех детей, а спустя 10 лет - уже 15%. В Индии сейчас 300 тысяч частных школ и в них учатся примерно 40% всех детей. Правда, представители нашего частного образования справедливости ради уточняют: у тех стран несильна государственная образовательная система, они еще переживают стадию ликвидации массовой безграмотности, как Россия после революции и Гражданской войны.

В Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов есть и такое мнение: частное образование выбирает себе средний класс, а у нас есть средний слой, и это большая разница. Считается, что комфортная для семьи трата на образование - 10% от совокупного дохода, вот и считайте. И пока «менее 1% населения» могут себе позволить какое-то иное образование кроме государственного, говорить о развитии этого «иного» интересно, но сложно.


#частные школы #Россия #образование

Комментарии