Без четверти спец

Два ректора двух крупных петербургских вузов поделились с журналистами своим мнением по теме «Бакалавр — полноценный специалист или недоучка?». В рассуждениях несколько раз прозвучало слово «ловушка»».

Без четверти спец |

Реформу образования Генна­дий Бордовский (Российский государственный педагогичес­кий университет им. А. И. Гер­цена) и Михаил Федоров (Санкт-Петербургский государ­ственный политехнический университет) предпочли назы­вать «модернизацией». Оба ву­за — победители этого года в конкурсе инновационных про­грамм в рамках нацпроекта «Образование». А «инноваци­онность» вроде бы и не мыс­лится без упоминания о Болон­ском процессе с его перехо­дом на двухуровневую систему (3 — 4 года обучения — на ба­калавра, плюс 1 — 2 года — на магистра) вместо старого доброго 5-летнего учения «на специалиста».

Понятно, на пресс-конферен­ции в ИА «РосБалт» оба ректо­ра «инновационных вузов» Бо­лонский процесс не ругали. Ибо он обеспечивает: а) воз­можность нашим студентам войти в общеевропейский об­разовательный процесс; б) мо­бильность (когда часть знаний студент может получить не в своем родном вузе, а среди прочих и в заграничном); в) признание дипломов зарубеж­ным работодателем.

Правда, как отметили и Ген­надий Алексеевич и Михаил Петрович, если заграничному работодателю новые россий­ские дипломы бакалавра или магистра будут привычнее, то нашим руководителям по-прежнему понятнее, когда на работу нанимается специалист инженер-механик с 5-летним высшим образованием, а не бакалавр с 3-летним, хоть и ву­зовским.

Ректоры, к слову, схематич­но обрисовали, чем отличает­ся бакалавр от специалиста. По «образовательным мощнос­тям» бакалавр со своей трех­летней подготовкой должен на 75 — 80% соответствовать «мощностям» специалиста с 5-летним обучением. По-наше­му, получается, бакалавр — это без четверти специалист (ма­гистр, разумеется, должен быть «мощнее» специалиста).

Работодателю нужно бы оп­ределиться — какая «образова­тельная мощность» будет необ­ходима и достаточна его работ­нику.

— Нужно время, чтобы рабо­тодатель научился дифферен­цировать уровни образования, — говорит Михаил Федоров. — Например, раньше предпочи­тали брать прорабом или мас­тером на заводе специалиста с инженерным образованием. Но теперь-то понятно, что тут достаточно быть бакалавром без узкопрофессиональной специализации.

Может и достаточно, но рек­торы подчеркнули: «Бакалавр бакалавру рознь».

— Дело в том, что система «бакалавр — магистр» — уни­верситетская, — комментиро­вал Геннадий Бордовский. — Но у нас множество вузов, кото­рые лишь называются универ­ситетами, не являясь ими по су­ти. Они попали в ловушку с переходом на двухуровневую систему, которая гораздо слож­нее и затратней, чем традици­онная подготовка специалиста.

Вторая ловушка, по мнению ректора Герценовского уни­верситета, в том, что на бака­лавров могут учить не только высшие, но и средние специ­альные учебные заведения (ссузы).

— И как отличить «бакалавра после университета» и «бака­лавра после техникума»? — спрашивает Бордовский. — Либо ссузы будут выпускать плохих работников, либо нужно затратить колоссальные сред­ства, чтобы ссузы могли гото­вить полноценных бакалавров.

Ректоры не хотели обидеть среднее профобразование — просто сказали, что у него за­дачи другие. Бакалавриат — это хоть и первая ступень, но все же высшего образования; бакалавр — человек, получив­ший знания по фундаменталь­ным дисциплинам. А где у нас дают фундаментальные зна­ния? Вообще-то до сих пор их искали в вузах. Кстати, ссузам, по мнению ректоров, сподруч­нее развивать у себя не бака­лавриат, а «дополнительное образование» — ту третью сту­пеньку, о которой обычно забы­вают. Хотя именно дополни­тельное образование — это то, к чему выпускник того же вуза может периодически, в тече­ние всей своей профессио­нальной жизни, возвращаться — подучиваться новшествам в профессии.

Как бы то ни было, ректоры считают, что есть специальнос­ти, где двухступенчатая систе­ма образования не работает.

— В тех областях, где техно­логическая система меняется медленно и где известно, как будет оснащено рабочее мес­то, больше годится привычная система обучения «на узкого специалиста», — считает Ген­надий Бордовский. — Напри­мер, во Франции техническое образование идет «адресно», не по двухуровневой системе. А вот социальная сфера, бан­ковская, информационная — меняются очень быстро, тут го­дится бакалавриат, большин­ство новых знаний человек ос­воит уже на рабочем месте.

...Ожидается, что в единую европейскую систему образо­вания мы вольемся к 2010 го­ду. В отличие от прочих стран России приходится плыть про­тив течения, — у нас техноло­гии образования сильно отли­чаются от тех, что приняты в Ев­ропе и США.

Например, в России — лек­ционно-сессионная система. Как ее вкратце характеризуют: «это когда профессор читает лекции, а потом студент рас­сказывает профессору кусок его же выступления — и они расходятся, в большей или меньшей степени довольные друг другом». При новой систе­ме роль лекций уменьшается, зато сильно возрастает роль самостоятельной работы. От­сюда, в частности, еще одна техническая необходимость: вузовские библиотеки должны превратиться из «склада учеб­ников» в мощные информаци­онные центры.

Дальше. Профессор превра­щается из главного источника знаний по предмету — в идео­лога, в составителя образова­тельной программы, направ­ляющей студента. И профессо­ру еще нужно убедить студен­та в том, что именно такой-то курс полезен и интересен.

У нас, по признанию предста­вителей вузов, западная систе­ма с ее студенческой свободой в выборе многих предметов (точнее, курсов) идет тяжко: пока еще трудно предложить студенту равноценные образо­вательные программы. Велика вероятность, что к такому-то профессору на занятия запи­шется миллион человек, а к прочим будут ходить два с по­ловиной слушателя.

Сессии при новой системе не то чтобы отменяются — ско­рее, они плавно вливаются в семестры, а традиционным сессионным мукам подверга­ются лишь те студенты, кто не набрал должного количества баллов во время семестра.

Это лишь некоторые труд­ности перехода. И мало того что плывем против течения — тут еще табанят принятые в России стандарты учебного процесса: они, как правило, не согласуются с намерением России следовать Болонскому процессу, и вузам сейчас при­ходится лавировать и лавиро­вать.

Нынешним преподавателям и студентам довелось жить-работать в эпоху перемен в обра­зовании — такому не каждый позавидует. Перестраиваться нужно на полном ходу — и грес­ти очень-очень быстро.

...Был еще один вопрос на пресс-конференции, относя­щийся не к Болонскому процес­су, но все же к «инновационности». Денежный вопрос. Вузы — победители конкурса инноваци­онных программ сейчас не бед­ствуют: на два года, что дейст­вует грант, финансирование увеличивается в два, а то и больше раз. Зато усилился кон­троль государства за расходо­ванием средств. Ладно бы тех средств, которые государство дало — нет, государству очень интересно, как вузы тратят то, что заработали сами. Проверки случаются по нескольку раз в месяц, и в вузах уже видят в этом некоторое ущемление ака­демических свобод.

Однако и полной свободы (если можно так понимать автономность) вузам не шибко хочется. На пресс-конферен­ции этаким «роялем в кустах» оказались студенты обоих ву­зов, и кто-то из них спросил: «Может ли Герценовский уни­верситет стать автономным вузом?». Ректор Геннадий Бордовский категорично отве­тил своему студенту: «Я — про­тив». По крайней мере до тех пор, пока не будут даны гаран­тии, что «вуз потом не прива­тизируют или не продадут за долги». Цепочка рассуждений вкратце такая: государство, давая вузу автономию, отни­мает у него льготы; если вуз находится на дорогой земле (как, например, Герценов­ский), то, чтобы платить нало­ги по полной (да еще при воз­можном отсутствии госзака­за), ему придется — правиль­но! — повысить плату за обу­чение; если платежеспособ­ных студентов не наберется, вуз не заплатит налоги... Рек­тор Политеха Федоров, со сво­ей стороны, добавил, что по­зволить себе автономию мо­гут, пожалуй, только те вузы, у которых доходы велики, а себестоимость подготовки специалистов небольшая.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости»
№ 66 (3858) от 12 апреля 2007 года.

#образование #бакалавриат #Болонский процесс

Комментарии