Не личное дело

Некоторое время назад журналисты послали на портал по поиску работы пять фальшивых резюме. В порядке эксперимента. Максимум приглашений на собеседование получило резюме с фотографией барышни в нижнем белье. «Ну и куда барышню пригласили?» - с прищуром уточните вы. Да менеджером по продажам. Работодатели как бы оценили креативный подход соискательницы.

  Не личное дело | РИСУНОК Василия АЛЕКСАНДРОВА

РИСУНОК Василия АЛЕКСАНДРОВА

«Сегодня мы с тобой кайфуем»

Пример, конечно, оригинальный. В том эксперименте второе место по числу приглашений получила все-таки дама среднего возраста в деловом костюме. Как отмечает глава пресс-службы «HeadHunter Северо-Запад» Ирина Жильникова, если вы украсили свое резюме фото с рыбалки или с «а вона у меня какая крутая машина», работодателя это, вероятно, оттолкнет. И большинство ищущих работу размещают в резюме сдержанные фото.

Но толку-то? Согласно исследованию hh, 76% работодателей все равно заберутся в соцсети и увидят вас во всей красе на пижамной вечеринке. А также узнают, что среди ваших френдов есть неблагонадежные, что вы имеете зуб на представителей двух-трех национальностей и религий или ходите на митинги.

- Соцсети становятся дополнительным ситом для отбора персонала, - комментирует Ирина Жильникова. - Работодатель встречает вас не только по одежке, уму и резюме, но и по профилю в соцсетях.

Какого черта? На «трудовом» портале я ищу начальника, который оценит мои профессиональные качества; в соцсетях ищу своих единомышленников по котикам. Однако ничего не поделаешь: большая доля вероятности, что к моменту собеседования рекрутер уже побродил по вашей страничке, и не вскидывайте брови от вопроса: «А что это у вас за хобби такое, таксидермия?».

44% работодателей целенаправленно ищут в соцсетях информацию, недостающую в резюме. К примеру, в резюме мы указываем три последних места работы, а в соцсетях мы более подробны и иногда поминаем лихом целый ряд прежних начальников, что не может вызвать восторг у начальников потенциальных.

Работающим тоже не следует терять революционную бдительность. В 2014-м судью из Краснодарского края, молодую даму, уволили за фото в соцсети. Судья фигурировала в зале заседаний с возложенными на стол ногами (не во время заседания). А как общественность поджала губы, увидев в сети ролик с плясками трудового коллектива Верховного суда Дагестана под песню «Кайфуем» (не на заседании - на свадьбе; и не судьи, к слову, тот ролик в сеть выложили)...

Дальновидность или самодурство

Но это понятно: судьи, «ваша честь» и все такое. Вы, претендуя на место бухгалтера, можете и не узнать, по какой дурацкой причине проиграли другому претенденту.

- Если к работодателю придет компетентная женщина, но копия его тещи, и он не захочет ее видеть на работе, - это его право. Не нужно отказывать работодателю в его праве формировать команду, - рассуждает психолог ректор Восточно-Европейского института психоанализа Михаил Решетников. - Я должен приходить на работу и видеть людей, с которыми мне приятно общаться.

- Решение о приеме на работу должно приниматься исключительно на основании профессиональных качеств соискателя, - настаивает Кирилл Шендера, начальник отдела Центра занятости населения СПб. - Никакие личные убеждения гражданина, личные пристрастия не могут влиять на принятие решения об отказе от вакантного места. Отсылки к социальным сетям для отказа - нарушение законодательства.

Однако, по словам Михаила Решетникова, не стоит отказывать работодателю и в наличии мозгов: никто, отклоняя резюме, не сошлется наивно на вашу страничку. И Кирилл Шендера признает:

- Если работодатель по каким-то причинам не захочет вас принять на работу, он найдет законные формулировки. Дальнейшее решение этого вопроса может продолжаться в суде, но нужна ли гражданину работа, которая начинается с суда? Мы обращаемся, скорее, к работодателям - нельзя пересекать ту грань, где заканчивается предусмотрительность и начинается самодурство: не понравилось фото - не возьму на работу.

По мнению Кирилла Шендеры, если гражданин возьмется доказать, что причиной его «от ворот поворота» стало содержание личной странички в соцсетях, то работодатель получит как минимум нервотрепку.

Сама служба занятости в соцсетях не рыщет. Проверяет информацию о работодателях и соискателях только в официальных источниках. Привычно думать, что в службу занятости обращаются те, кто неуверенно чувствует себя в Интернете, однако портрет обратившегося - 30 - 49 лет, в 45% случаев с высшим образованием, служащий или специалист выше средней квалификации, чаще всего уволившийся с прежней работы «по собственному». Такие вполне себе активно присутствуют в соцсетях. Почему они не ищут работу через Интернет, а действуют по старинке? По мнению Кирилла Шендеры, даже в профессиональных соцсетях полно недостоверной и просто рекламной информации и соискатели ею пресытились:

- Гражданин, получая от нас сведения о вакансии, защищен от работодателя, неправомерно выдающего себя за ту или иную торговую марку или предлагающего некорректные финансовые условия.

То, что скрыто

- На самом деле проблема сложнее, - возвращается к соцсетям руководитель юридической службы Ассоциации СМИ Северо-Запада Андрей Воробьев.

Да, есть закон о персональных данных, которые без вашего разрешения нельзя использовать. Но, к примеру, на госслужбе у вас сразу возьмут расписку, что вы позволяете кадровикам обрабатывать эти данные. На сайтах некоторых частных компаний в разделе «Вакансии» тоже выложена специальная форма - согласие на сбор сведений о вас. И за рубежом, и у нас в ряде фирм работники подписывают согласие участвовать в тестах на профессиональную совместимость.

- Другое дело, что это палка о двух концах, и как потом использовать полученные сведения? - добавляет Андрей Воробьев.

Нынешнюю информационную неразбериху в соцсетях он сравнивает с ситуацией в СМИ 1990-х, но в этой сфере за годы наработалась правоприменительная практика, и то же самое, по его мнению, будет с соцсетями.

- Я бы не стал сравнивать СМИ и Интернет, - не согласен Михаил Решетников. - СМИ поддаются учету, экономическому давлению, подчиненности закону. Социальные сети - фактически «индивидуальные СМИ» с миллионными тиражами.

Решетников сам никогда в суд не подавал, хотя от его имени незаконно открывались «психологические» сайты, - считает, что поможет не юридическое законодательство, а законы морали и этики. И как бы уже исходя из них, учительнице не придет в голову выставить свое фото топлесс, а медсестре - селфи с пациентом под наркозом. Но это стратегическая цель. Тактически Ирина Жильникова советует на время поиска работы просто ограничить доступ к отдельным фотоальбомам и группам.

Впрочем, возможно, скрыв темные стороны вашей личности, вы скроете одновременно и самые остроумные и творческие. Не исключено, что работодателя зажег бы именно ваш циничный юмор, а в матерных постах он разглядел бы незаурядного экономического аналитика.

Радуют две вещи. Первая. Если мы не нанимаем эксперта только на том основании, что он(а) напоминает тещу, значит, ситуация с профессионализмом на нашем рынке труда великолепная и можем себе позволить беситься с жиру. Вторая. Все-таки 24% работодателей ни в какие соцсети не залезают.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

#резюме #вакансии #работодатели

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (5818) от 27.10.2016.


Комментарии