«1 сентября как похороны»

В Москве уже прошло больше ста лекций по психологии, биологии, экономике, литературе и т. д., устроенных одним интеллектуальным столичным журналом. В Петербурге на площадке «Игры разума» на Достоевского премьерным стало выступление педагога Димы Зицера. Полный зал: одни пришли, потому что в курсе диковинных идей Института неформального образования, других заворожило название «доклада».

«1 сентября как похороны» | РИСУНОК Игоря КИЙКО

РИСУНОК Игоря КИЙКО

Можно на ты

Диме почти 50 лет, и вообще-то он директор (Института неформального образования), но для всех - Дима. «Это вовсе не псевдоним. И, кстати, я совсем не Дмитрий», - представляется он в своей журнальной колонке. Родился в Ленинграде, учился в Герцена и Академии театрального искусства; живет в Петербурге и Израиле.

Со всеми на ты - говорит, это от детей пошло: почему дети ко взрослым - на вы, а те в ответ тыкают? И все для Димы вне зависимости от возраста - Оли, Паши, Вовы, Юли. Можно и по имени-отчеству, но вроде никто не требовал.

Зицер выступает в стиле знаменитых всемирных конференций TED (да он и был одним из спикеров TED), то есть артистичен и убедителен настолько, что, если бы он что продавал, вы бы купили.

- Зачем детям в школу-то ходить? - с ходу бросает вопрос в зал.

Аудитория всевозрастная; молодые хорошо одетые мамы; будущие и многодетные папы. Ответы неуверенные, будто на самом деле спрошено: «Вы, уходя, точно выключили утюг?».

«Получать знания», «Учиться общаться»... Дима парирует вопросом: «А школа тут при чем?». На дискотеке тоже учатся общаться; в кружках тоже получают образование.

А главное - сейчас ведь ответ на любой вопрос можно погуглить.

- Вот это «можно погуглить» - краеугольный камень того, что сейчас происходит! - торжественно произносит Дима. - Меня от знания отделяют полторы минуты.

Увидев, что кто-то напрягся, Дима делает боксерские челночные перемещения:

- Я не говорю: «Знания не нужны, школу закрываем!». Я - за школу. Но давайте попытаемся понять со стороны детей, зачем туда таскаться?

Он почему-то считает, что аргумент «так надо» уже не прокатит.

Небольшая семейная история. Старшая дочь Димы, сдав все выпускные экзамены, виртуозно завалила ЕГЭ по математике (аналог ЕГЭ: дело было в другой стране). Дима дочь очень любит, но вынужден признать: у нее три плюс пять - всегда 11, к тому же у барышни в выпускном были дела поинтереснее, чем подготовка к экзамену. Когда позже дочка решила учиться на психолога (для этого нужно сдавать математику), с репетиторами натаскала предмет на 100 баллов. За две недели («Не вру!»). По мнению Зицера, это говорит, во-первых, о том, что осознанная мотивация творит чудеса (потому «так надо» - не аргумент и все нужно обосновывать). Во-вторых, если за две недели не даровитый в математике человек сдает ЕГЭ идеально - почему в школе на это уходят годы?

Как дважды два

- Таблицу умножения учить нужно? - интересуется Дима.

Все учуяли подвох. Позвольте, как же без таблицы умножения?! Ванечка, представь: ты в лесу, стемнело, разрядился айфон с калькулятором - а тут медведь! А ты не знаешь таблицу умножения!!

- Запугать нынешнего ребенка тем, что отключатся все калькуляторы на свете, - невозможно, - констатирует Зицер.

Правда, можно сказать: «таблица умножения развивает мозг». Но его можно развивать массой других вещей, хоть определением на слух аккорда.

Не хватайтесь за сердце. Сам Дима считает, что таблицу умножения знать надо. Но она прекрасна не сама по себе, а как инструмент, а значит, чем чаще ею пользуешься, тем лучше владеешь. Поэтому развесьте ее повсюду, в том числе во время контрольной. Сама собой запомнится. Да, и не забудьте убедительно объяснить школьнику, зачем она понадобится в постижении мира.

...Лет шесть назад американские исследователи обнаружили: у нынешних детей память - другая. Вместо того чтобы хранить огромное количество информации, дети помнят, где ее взять, а также контекст (что, скажем, длина окружности - это, скорее всего, математика, а не физкультура). При этом в подаче школьного материала за последние 100 лет ничего не изменилось.

Дима переходит на страшный шепот:

- Я открою тайну. Тсссс... Мы не знаем, чему учить! Потому что не знаем, каким будет мир через 15 лет. Через 7 лет.

Он очень хочет, чтобы дети умели взаимодействовать с сегодняшним миром, но считает, что привычные инструменты, кроме отвращения, ничего не вызовут. Почему в программе - «Дети подземелья» Короленко, а не... ну «Золотой жук» Эдгара По? Почему физика начинается только с 7-го класса, хотя закон тяготения каждый из нас «открывает» еще младенцем?

По его мнению, физика должна быть с 1-го класса. Пусть дети сообщат, какие приборы и явления их удивляют - и поехали, на доступном уровне: как устроен водопровод, как работает телевизор, почему оброненное летит вниз. А если ждать, пока у детей сформируется этот, как его, математический аппарат...

- Ко мне приходит родитель: «Моему 7-летнему сыну ничего не интересно!». И я задаю один вопрос: «Как вам это удалось?!».

Как взрослым удается сделать так, что человек, который родился любопытным, стремился лизнуть на морозе качели и рисовал на обоях, к семи годам потерял ко всему интерес? А уж к седьмому классу...

Школа умирает. Да здравствует школа

Скорбная ассоциация «1 сентября - похороны» у педагога Димы Зицера возникла обычным 1 сентября, когда он вдруг огляделся и узрел множество людей, строгих, торжественных, несущих цветы, стоящих по струнке, слушающих речи...

- Я был хорошим мальчиком и знал, что говорить нужно более-менее по очереди, но почему сначала нужно поднять руку?

Учительское «Замолчали! Все глаза на доску» и «Сидоров, прекрати хихикать!» - это, по мнению Зицера, «вырубание детства», и если кто-то взывает на уроке к дисциплине - это, «по-Диминому», означает, что кто-то просто не умеет работать. Когда интересно, к дисциплине взывать не нужно.

- Ну и как же сделать так, чтобы 1 сентября не было похоронами?! - раз в пятый упорно спрашивал Вова, средних лет мужчина. Вова сегодня отводил рыдающего сына в детсад и мысленно готовился к походу в школу.

Дима прищурился:

- Вова, а ты правда готов вложиться в это?

Ну раз готов - тогда так. Берем бумагу и ручку. И пишем, на что мы не готовы пойти. Например: «Я не готов, чтобы на моего ребенка кто-то имел право кричать». Или: «Я не готов, чтобы моего ребенка без объяснения логики заставляли что-то делать». И т. д. Этим списком мы отсеем 90% школ.

Дальше, дорогие родители, проведите исследование в оставшихся 10% школ. Вы налогоплательщики, и вас не имеют права не пустить в школу. Ну попрепираетесь с вахтером - но вы же сказали, что готовы на все.

Дальше. Почитайте форумы, пообщайтесь с другими родителями. Прислушайтесь, о чем говорят старшеклассники.

Попроситесь на урок. Могут не пустить, имеют право - тогда понаблюдайте, как учитель общается с детьми на прогулке, на экскурсии.

Нашли подходящую школу, но она далеко?

- Придется переехать, - безапелляционно заявляет Зицер. - Или перестаньте врать, что вам это так важно.

Вообще не нашлось подходящей школы? Дима безжалостен: «Открывайте свою». По закону «Об образовании», любой имеет право организовать учебную группу. Соберутся пять-шесть родителей, наймут хорошего учителя. Муторно? «Тогда перестаньте врать, что это вам так важно».

- Школа рухнет уже при нашей жизни, - сообщает Дима Зицер.

Точнее, поменяется система. Еще 15 лет назад ужасались: синдром дефицита внимания и гиперактивности! «Сегодня СДВГ - у половины детского населения». И Зицер считает, что школа «развалится именно поэтому». Потому что ребенок сейчас может встать в середине урока и пойти куда-нибудь. Может, у него концентрации внимания хватает не на 45, а на 20 минут. Или писать захотел («Как же я должен его унизить, если заставлю для этого отпрашиваться?!»)

Какой будет новая школа - отдельный вопрос, но она должна быть такой, чтобы вопроса, «зачем она нужна», не возникало.

...Если сказанное Димой Зицером вас взбесило - вы не в меньшинстве. Мы бы на его вопрос: «Сколько процентов из школьного вы сейчас помните?» - притянули бы Эйнштейна и его фразу: «Образование - это то, что остается после того как забудется выученное в школе». И, может, неплохими людьми мы выросли в том числе из-за «Детей подземелья». В общем, у нас к Диме Зицеру немало вопросов. При оказии - зададим.


#психология #дети #родители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (5829) от 14.11.2016.


Комментарии