Соль зимы: при уборке дорожек в зелёных зонах Петербурга будет применяться песок

Неустойчивая погода приносит массу неудобств горожанам. На автомагистралях образуются пробки, чаще случаются аварии, на скользких тротуарах травмируются пешеходы. Чтобы сгладить последствия природных невзгод, коммунальщики активно обрабатывают улицы противогололедными средствами, вот только они порой не лучшим образом воздействуют на окружающую среду.

Соль зимы: при уборке дорожек в зелёных зонах Петербурга будет применяться песок  | ФОТО Полины АКИМОВОЙ

ФОТО Полины АКИМОВОЙ

Лужи в мороз

Существует три вида материалов против гололеда: фрикционный (песок, щебень, гранитная крошка), химический и комбинированный. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки.

Песок и щебень увеличивают сцепление на дорогах, но при этом могут ускорить износ автомобильных шин или дорожного покрытия за счет повышенного трения. Песок, ко всему прочему, еще и источник пыльных бурь. Химические реагенты эффективно плавят лед, однако имеют коррозийное воздействие на транспорт, негативно влияют на городскую инфраструктуру и природу. Классическое оружие против гололеда в мегаполисах — соль (хлорид натрия) в различных составах: техническая соль, соляной раствор. В условиях сильных морозов проезжую часть обрабатывают песко-соляной смесью.

Гранитная крошка у нас не в ходу. В Северной столице несколько раз проводили эксперимент по внедрению финского опыта, но практика показала, что гранитная крошка забивает канализационные колодцы — у соседей система водоотведения устроена иначе. Переделать таким образом нашу инфраструктуру — удовольствие очень дорогое, поэтому гранитную крошку в Петербурге используют в основном на грунтовых дорогах в небольших поселках. Кроме того, гранитную крошку имеет смысл применять при наличии снежного наката на дорогах. Во многих странах его присутствие допускается, а по нашим регламентам, дороги следует очищать до асфальтового покрытия.

Помимо мраморной крошки петербургские дорожники в 1999 году в порядке эксперимента применяли во Фрунзенском районе реагенты на основе фосфатов. Даже 2 %-ное содержание этих материалов значительно снижало коррозийное воздействие соли. Однако применение фосфатов привело к росту живых бактерий и «цветению» водоемов — от использования материла было решено отказаться.

Еще один эксперимент был проведен в 2012 году. Тогда проезжую часть на Московском проспекте обрабатывали хлоридом кальция. Однако применение этого реагента вызвало еще большее количество жалоб со стороны автомобилистов — даже в 20‑градусный мороз на магистрали стояли лужи, так как реагент замерзает при минус 55 ºC. Ко всему прочему он еще и в разы дороже соли.

Кроме хлористых реагентов, которые чаще всего используют на городских улицах, современные многокомпонентные противогололедные реагенты (специальные химические составы) менее агрессивны, безопасны для животных, металлических конструкций, дорожных покрытий и растений. Но, к сожалению, продукты, которые не наносят никакого вреда окружающей среде, стоят очень дорого, поэтому и применяют их в основном для обработки небольших участков — например, взлетных полос в аэропортах.

Укрощение пыльных бурь

В начале нынешнего осенне-зимнего сезона руководство комитета по благоустройству Санкт-Петербурга в очередной раз подтвердило, что техническая соль остается основным противогололедным средством, тем более что она имеет демократичную цену. Еще одно преимущество использования этого материала — уменьшение пыльных бурь. Действительно, прошлой зимой для борьбы с гололедом в городе использовали в восемь раз меньше песка, чем годом ранее, и весной жалоб на пыльные вихри стало значительно меньше.

Дорожные учреждения Петербурга анонсировали закупку к предстоящей зиме 168 тысяч тонн соли и 68 тысяч тонн песка. В прошлом сезоне закупки соли были немного меньше (160 тысяч тонн соли и 85 тысяч тонн песка). Первая соль уже замечена на городских дорогах, и горожане традиционно разделились на два лагеря. Одни готовы смириться с испорченной обувью, ржавеющими автомобилями и лысыми газонами, лишь бы не оказаться в очереди в травмпункт. Другие уверены, что необходим другой способ борьбы с гололедом.

«Горы» соли по всему городу не всегда соответствуют нормативам, принятым не просто так. Для большинства растений соль — яд, который становится причиной лысых газонов и мертвых почв, на них потом не приживаются саженцы деревьев. Попадая в воздух при испарении, солевая пыль опасна для здоровья людей, так как она проникает в дыхательные пути, вызывая раздражение слизистых оболочек, кашель и трудности с дыханием. Кроме того, солевая пыль, содержащая хлориды, может способствовать усилению воспалительных процессов в организме», — делятся своими переживаниями горожане на официальной странице комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.

Петербуржцы замечают, что из‑за большого количества ре­агентов с улиц пропали кошки. Собаководы жалуются, что в «соленый» сезон их питомцы вынуждены отказываться от прогулок. Ветеринары подтверждают, что в зимний период увеличивается количество хвостатых пациентов с дерматитами и травмами лап из‑за солевой жижи, в которой их выгуливают.

Надеемся на понимание

«Применение противогололедных материалов для обработки тротуаров выполняется строго по технологическому регламенту, — успокаивают представители городского комитета по благоустройству. — Для устранения гололеда и скользкости на дорогах применяется обычная соль, как наиболее экономичный (природный) и безопасный вид противогололедных материалов. Техническая соль добывается естественным путем в карьерах, в ее составе нет дополнительных химических реагентов. Необходимо учитывать, что характерной особенностью зимнего периода в Петербурге являются неустойчивые, часто меняющиеся погодные условия с переходом температуры воздуха от отрицательных значений к положительным и обратно, с выпадением осадков в виде мокрого снега и дождя, что приводит к таянию снега и, как следствие, образованию гололеда и скольз­кости. Полностью отказаться от использования противогололедных материалов в условиях мегаполиса невозможно, так как это не позволит обеспечить необходимый уровень безопасности дорожного движения для всех его участников. Надеемся на понимание».

По словам специалистов, эффективность противогололедных материалов зависит от правильной технологии применения, которая подразумевает алгоритм операций в определенных метеоусловиях. Расход средств, способных растопить лед, рассчитывается по специальным таблицам, где учитывается температура окружающей среды, состав материала, где он будет применен — на сухом асфальте, снегу или на льду. В зависимости от вида реагента рассчитывается время, через которое необходимо обновление материала. Требуется и механическая уборка растаявшего снега, который вывозят на городские станции утилизации.

Однако зачастую дорожные службы используют противогололедные материалы неправильно — соль попадает на дорогу крайне неравномерно. Жижа, которая образовалась после действия реагентов, растопивших лед, зачастую остается на месте и застывает повторно. Излишки соли в итоге попадают на газоны, в канализацию или просто накапливаются на дорогах.

Чиновники подчеркивают, что руководству дорожных предприятий указано на необходимость соблюдения нормативов и недопуск перерасхода противогололедных материалов. А горожанам рекомендовано в случае обнаружения мест с явным перерасходом противогололедных материалов информировать об этом соответствующее ведомство.

Еще один важный нюанс, который успокоит защитников окружающей среды, — при уборке дорожек и площадок в парках, лесопарках, садах, скверах, на бульварах и в других зеленых зонах города соль применяться не будет, только песок. Кроме того, в конце ноября под деревьями, растущими вдоль оживленных автомагистралей, например, на том же Московском проспекте, садовники рассыпали удобрение, которое, по их словам, абсолютно безопасно для животных и человека, но зато положительно влияет на состояние корней и способность деревьев усваивать эту субстанцию.

Мелиоративный материал фосфогипс помогает восстанавливать структуру почвы, улучшает ее воздухо- и водопроницаемость, создает благоприятные условия для развития полезной микрофлоры и, главное, способствует вымыванию легкорастворимых солей. Эффект от принимаемых мер становится очевидным не сразу, а по прошествии времени, поскольку изменения происходят в глубине почвы, и они не всегда заметны сразу.

Читайте также:

Белый танец над нашим городом. Как Северная столица пережила первый снег

Всё под протокол. В Петербурге вступил в силу закон об ужесточении правил выгула собак


#соль #экология #парки и скверы #ЖКХ

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (8054) от 11.12.2025 под заголовком «Соль зимы».


Комментарии