Рука помощи для белки: кто и как спасает петербургских грызунов

В Петербурге действует региональное отделение проекта, который заботится о нуждающихся в помощи… белках. Его волонтеры помогают животным и учат горожан правильно обращаться с грызунами. О том, как все это устроено и почему белка — друг человека, рассказал куратор «Белкоспаса» Павел ДУДАРЕВ.

Рука помощи для белки: кто и как спасает петербургских грызунов | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

У всех на слуху организации, спасающие уссурийских тигров или балтийских нерп. Но вот петербургские белки. От чего их нужно защищать?

— С тех пор как в нашей стране перестали массово охотиться на этого грызуна, во‑первых, выросла их популяция, во‑вторых, белки стали активно заселять именно внутригородские территории, парки. И если за состоянием лесных белок следят Охотнадзор и лесничества, то городские пушистики, можно сказать, предоставлены сами себе. При этом беличий травматизм никто не отменял, да и бельчата часто выпадают из гнезд. Мало кто знает, куда обращаться за помощью и что делать. А у нас есть четкие протоколы с алгоритмом действий.

Расскажите поподробнее.

— Сначала определяем возраст пациента: бельчонок это или взрослая особь. Во-вторых, насколько серьезны травмы. Бельчата-малыши могут выпасть из гнезда, их может выронить мама-белка во время «переезда», взрослые особи, как правило, страдают от других животных или во время брачного периода: у самцов во время гона случаются по‑настоящему кровопролитные бои.

После визуального осмотра и понимания характера травм найденыша определяют в коробку. Делать это нужно в одежде с длинными рукавами и плотных перчатках — белка при всей своей миловиднос­ти может сильно царапаться и кусаться, а также быть переносчиком опасных инфекций, как и любое дикое или бездомное животное. Затем пострадавшего везут в ветклинику.

Раненых животных отправляют в стационар. Очень редко, когда пос­ле травмы такого бельчонка можно выпустить обратно. Мы называем их «невыпускные». Их доживание возможно уже только рядом с человеком. Интересно, что в природе белки живут примерно 4 года, а прирученные зверьки достигают возраста 12 лет. У нас есть такая знакомая белка-пенсионерка, ей как раз скоро исполнится 12 лет.

Если травма несерьезная, например, просто немного поцарапан носик или бельчонок совсем маленький, то его отправляют к волонтерам на докармливание.

А потом что?

— Согласно правилам реабилитации диких животных, нужно вскармливать малышей в вольерных условиях. Но на практике выяснилось, что именно бельчат возможно вскормить исключительно «ручным» способом с постоянным контролем человека. В отличие, например, от котят бельчата начинают питаться самостоятельно достаточно поздно, примерно через 65 суток после рождения. Поэтому в этом году мы отказались от станций приема, а также от выращивания бельчат в условиях клиники и перешли к домашнему вскармливанию. Это несколько осложнило ситуацию. Приходится вакцинировать каждого поступающего малыша от бешенства, чтобы не допустить вспышки заболеваний.

Пока бельчонок не достигнет веса 100 граммов, его кормят с помощью специальных средств: инсулиновые шприцы или насадки для выкармливания котят. В качестве питания используется либо козье молоко, либо смеси-заменители кошачьего или собачьего молока. У белок преимущественно липидный обмен веществ, и коровье молоко им не подходит.

После достижения нужной отметки бельчонку начинают давать твердую пищу, а когда цифра на весах покажет 200 граммов, он отправляется сначала в специальный вольер-дичальник, а оттуда в самостоятельную жизнь.

Дичальник?..

— Это такой большой вольер, в котором бельчата адаптируются к жизни в дикой природе. Привыкают к запахам и условиям самостоятельной добычи пищи. Человек приносит в дичальник корм ночью, чтобы белки этого не видели. Так продолжается несколько недель, и белка думает, что добывает корм сама. А потом мы открываем лючок выпуска, и наши временные постояльцы уходят в новую жизнь.

Про парковых белок понятно. А если человек обнаружил бельчонка, скажем, у помойки, во дворе жилого дома, тогда что делать?

— Если нет признаков ранения, бельчонок активный, хвост пушис­тый (это признак здоровой особи), то, скорее всего, это заблудившиеся белки-подростки. Белка-мать их выгнала, но они еще не могут приспособиться к новой жизни и ищут пропитание на городских мусорках. С такими «тинейджерами» ничего делать не нужно.

Сколько белок удается спасти за год?

— Эффективность измеряем сезонами. Дело в том, что пик нашей работы приходится на март-апрель и июль-август, поскольку белка дает два помета за сезон. В первом, как правило, пять детенышей, во втором — три. В этом весеннем сезоне в Москве помогли 67 белкам, в Северной столице — 8, еще несколько десятков — по России.

Павел, а деятельность вашей организации не нарушает естественный отбор?

— Нет, масштабы природы таковы, что на экосистему, в глобальном смысле этого слова, мы никакого влияния не оказываем. Мы четко понимаем, что спасти всех зверьков невозможно и есть, как вы говорите, те, кто пал жертвой естественного отбора. Наши волонтеры не прочесывают парки в поисках «пострадавших», мы всего лишь облегчаем задачу поиска специалистов тем людям, кто находит в городском парке раненую белочку или бельчонка.

Однако у нашей организации амбициозные планы, и мы готовимся озвучить свои диалектические выкладки на научной конференции, посвященной эволюции городской белки.

Я уже говорил о том, что этот зверек перестал бояться людей. В текущем году был зарегистрирован по‑настоящему перспективный для изучения случай, когда белка принесла больных бельчат людям, как кошка. А это значит, что у белок начал вырабатываться механизм аналогичный кошачьему: человек может помочь.

Расскажите о ваших волонтерах.

— Среди нас есть представители разных возрастов и профессий. Но главной качественной характеристикой является семейственность. У нас, как правило, мужчины отвечают за транспортировку в дичальники, а выкармливанием занимаются женщины.

Появление дома беспомощного и милого бельчонка очень полезно для детей. Оно учит их ответственности и воспитывает добросердечность. А белки за это дарят массу положительных эмоций. Вы даже не представляете, как они умеют в себя влюблять. Выздоровев, это животное отлично идет на контакт, любит позировать и играть. Это отличная терапия.

Есть среди наших волонтеров также студенты ветеринарных учебных заведений. Они говорят, что ратологическая практика бесценна.

Многие из нас привыкли подкармливать этих милых грызунов в городских парках. А какую еду им лучше класть в кормушки?

— Всем известно, что белки любят орешки. Но они должны быть правильными. Миндаль, арахис, фисташки и кешью противопоказаны. Кроме того, запрещен хлеб, печенье, сладости, чипсы, сухарики и другие снеки. Идеальная еда для этих зверьков — фундук, грецкий и кедровый орехи, нежареные семечки, яблоки и морковь. Важно: не кормить белок с рук, как многие любят это делать. Белочка — дикое животное и может от страха укусить. Еду для них надо оставлять в кормушках. А еще сейчас, летом, хорошо установить поилки, поскольку не во всех парках есть водоемы.

Читайте также:

«Рептилии пробудились от спячки». Постарайтесь уберечь собаку от встречи со змеей

Росприроднадзор на связи. Куда сообщить о погибшем тюлене?



#белки #волонтеры #животные

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (7927) от 16.06.2025 под заголовком «Рука помощи для… белки».


Комментарии