Порядок у контейнеров. В Северной столице ужесточили контроль за вывозом мусора

С каждым годом в Северной столице все больше внимания уделяется решению экологических вопросов, связанных с соблюдением правил обращения с отходами. Этой осенью рядом с некоторыми мусорными и контейнерными площадками начали устанавливать камеры видеонаблюдения, что позволит осуществлять контроль за использованием контейнерных площадок и мусорных баков, отслеживать несанкционированный выброс строительных отходов и фиксировать другие нарушения, которые пока в таких местах, к сожалению, происходят.

Порядок у контейнеров. В Северной столице ужесточили контроль за вывозом мусора | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

За что «прилетит» штраф?

По окончании рабочего дня мастера, занимающиеся перепланировкой одной из квартир многоэтажки, вытащили остатки снесенных перегородок и осколки бетона во двор и сложили их рядом с мусорными контейнерами. Там уже стоял старый диван, на котором грустил огромный плюшевый медведь с оторванной лапой, а на вершине переполненного пластикового контейнера для коммунальных отходов ужинали вороны, виртуозно разрывая клювами пакет с очистками от картофеля. Пиршество у них случилось благодаря тому, что мусоровоз так и не смог подъехать к мусорной площадке из‑за припаркованных автомобилей. Местного пенсионера Ивана Петровича все это так расстроило, что он закурил, а непогашенный окурок швырнул потом в контейнер, откуда вскоре заструился дым…

К сожалению, эта картинка невыдуманная — это собирательный сюжет того, что регулярно происходит на городских мусорных площадках. Как это ни удивительно, но многие петербуржцы до сих пор не знают, как правильно пользоваться мусорными зонами во дворах. Они выносят сюда все подряд, даже не задумываясь, что в некоторых случаях не только портят внешний облик микрорайона, но и наносят ущерб экологии, создавая угрозу для окружающей среды и здоровья людей.

Одно из главных заблуждений граждан — в мусорные контейнеры у дома можно выбрасывать все подряд. Однако кроме обычного бытового мусора, твердых коммунальных отходов (ТКО) — для них, собственно, и предназначены придомовые контейнеры — есть крупногабаритные отходы (КГО), это предметы, размеры которых превышают 0,5 метра по длине, ширине или высоте. Например, к этой категории можно отнести старые стулья, столы, диваны, шкафы, сломанные велосипеды, бытовую технику. Габариты этих вещей значительно превышают вместимость стандартных мусорных контейнеров, и поэтому не стоит пытаться их туда впихнуть. Если на площадке нет большого металлического бункера, специально предназначенного для крупногабаритных вещей, их лучше аккуратно сложить рядом с обычными баками. Стоимость вывоза крупногабаритного мусора включена в норматив, установленный для оплаты услуг регионального оператора по обращению с ТКО.

Гарби и Вжик_Че.JPG
Супергерой — пчела Гарби (его имя сложилось из двух английских слов: garbage — «мусор» и bee — «пчела») и его помощник Вжик — талисманы перевозчиков ТКО, которые обслуживают южные районы Петербурга. Они весело и доступно рассказывают юным и взрослым петербуржцам о полезных экопривычках, принимая участие в экологических уроках в школах и вузах, субботниках и тематических экскурсиях./ФОТО АВТОРА

Вот строительный мусор после капитального ремонта (обломки кирпичей, бетона и гипсокартона; старые двери, оконные рамы и демонтированные напольные покрытия, включая ламинат и плитку; металлические элементы — арматура, трубы, профили) нельзя не только выбрасывать в обычные контейнеры, но и складировать рядом с ними. Такой мусор, чтобы не «прилетел» штраф, должен быть утилизирован специальным способом, для этого придется самостоятельно заказать платную услугу по вывозу. В этом случае важно иметь дело с компанией, у которой есть соответствующая лицензия, — иначе ваш мусор может оказаться в соседнем дворе или за городом в лесу и вы снова нарветесь на штраф. Найти нарушителей, тем более теперь, когда у мусорных контейнеров появятся камеры, особого труда не составит.

«Крупногабаритные и строительные отходы на мусорных площадках приводят к серьезным последствиям: ломаются и сами контейнеры, и дорогостоящая техника, из‑за чего смещается график вывоза отходов, а ведь за смену мусоровоз объезжает порядка двухсот контейнерных площадок. Кроме того, строительные отходы могут содержать токсичные вещества, например, лакокрасочные материалы, которые представляют опасность для окружающей среды и здоровья людей», — объясняет Ольга Баранова, руководитель направления «Экопросвещение» мультиоператора по обращению с отходами «Первый спецтранс».

Опасные и… живые

В обычные мусорные баки нельзя выбрасывать и опасные отходы. Для них в городе развита специальная инфраструктура: стационарные экотерминалы и экопунк­ты, а также экомобили, курсирующие по всем районам города. Эти пункты принимают батарейки, аккумуляторы, ртутные лампы и автомобильные покрышки, которые можно сдать абсолютно бесплатно. Актуальная карта стационарных точек приема и маршрут экомобиля доступны в разделе «Опасные отходы» на сайте городского комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.

Опасные отходы ко всему прочему могут оказаться еще и причиной пожара, а нынешнее лето стало рекордным на случаи возгорания на контейнерных площадках — в городе было повреждено и уничтожено более 60 контейнеров. А с начала года «Невским экологическим оператором» зафиксировано 76 случаев возгораний контейнерных площадок, в результате которых было уничтожено 126 баков для сбора отходов.

В каких‑то случаях это были умышленные поджоги, причиной возгорания часто бывают выброшенные в баки для ТКО непотушенные сигареты, но все‑таки главная беда — неправильное обращение с отходами, в частности, с литиевыми аккумуляторами от электроники и газовыми зажигалками. Будучи в общем контейнере, они могут воспламениться просто от прямого воздействия солнечных лучей. Кроме того, при погрузке отходов, когда работает механический пресс мусоровоза, корпус батареи или зажигалки легко разрушается, что мгновенно приводит к возгоранию уже внутри бункера машины.

Такие ситуации создают серьезную угрозу не только для инфраструктуры. При горении контейнеров в воздух попадают токсичные вещества — едкий дым и гарь, которые опасны для дыхательной системы человека. Кроме того, огонь легко может перекинуться на припаркованные автомобили, деревья или даже жилые дома.

И еще один момент. Как это ни ужасно, но есть люди, которые выбрасывают в мусорные контейнеры… домашних животных — маленьких собачек, щенков и котят, которых периодически приходится спасать работникам компаний — перевозчиков отходов. Так, в августе мусорных подкидышей засунули в контейнер прямо в переноске, так что у них даже не было шансов выбраться самостоятельно. К слову, согласно статье 245 УК РФ «жестокое обращение с животными», выброс животных карается уголовной ответственностью либо штрафом.

Свои правила парковки

Ситуацию с уборкой мусора в городе осложняют неправильно припаркованные автомобили, блокирующие доступ спецтехники к мусорным площадкам во дворах и на прилегающих территориях. Особенно актуальна эта проблема в центре города, где порой даже небольшие мусоровозы не имеют возможности проехать и тем более развернуться в арочных сводах и лабиринтах дворов-колодцев. «Мы часто сталкиваемся с тем, что к контейнерам во дворах сложно подъехать из‑за неправильно припаркованных машин, — подтверждает Ольга Баранова. — Более того, большая часть мусоровозов в нашем городе задней загрузки, им важно не только добраться до контейнера, но еще и повернуть нужную часть кузова к контейнерной площадке. При этом, повторюсь, мусоровозы работают по четко спланированному маршруту, и каждая остановка может повлиять на весь дальнейший график».

Контроль за соблюдением правил парковки во дворах в Петербурге осуществляют сотрудники Государственной административно-технической инспекции. Они регулярно объезжают городские дворы по заранее утвержденным маршрутам, которые обязательно включают контейнерные площадки, и с помощью специальных комплексов фиксируют номера автомобилей, припаркованных с нарушениями. Теперь за этим будут следить и стационарные видеокамеры, о блокирующих подходы к контейнерным площадкам для сбора отходов автомобилях можно сообщать и через онлайн-сервис «Неправильная парковка транспорта во дворах».

Остается добавить, что в 2025 году, согласно статье 8.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение экологических требований при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов капитального строительства предусмотрены штрафы. Сумма штрафа для физических лиц составляет от 1 до 2 тысяч рублей, для должностных — от 2 до 5 тысяч рублей, для юридических — от 20 до 100 тысяч рублей. Согласно действующим нормам регионального законодательства, за нарушение требований к размещению автомобилей для граждан предусмотрен штраф от 3 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц — от 150 до 500 тысяч рублей.

Что касается утилизаторов, то в конце августа в нашей стране по инициативе Росприроднадзора было создано отраслевое объединение «Союз утилизаторов России». Это первая в истории страны организация федерального масштаба, призванная консолидировать и представлять интересы предприятий, занятых в сфере переработки и утилизации отходов. Новая структура позиционирует себя как практический инструмент для формирования нового, профессионального имиджа утилизаторов, их поддержки и решения проблем отрасли. Отдельное стратегическое направление организации — просветительская и консультационная работа.

Сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, образованных на территории Петербурга, с 2022 года обеспечивает региональный оператор по обращению с ТКО — акционерное общество «Нев­ский экологический оператор». Статус регионального оператора по обращению с ТКО этой организации присвоен по результатам проведенного комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности конкурсного отбора.

Вывоз мусора с контейнерных площадок в Петербурге по состоянию на 1 октября 2025 г.:

● 38 963 места накопления ТКО;

● 658 (1,7 %) мест накопления ТКО с проблемами;

● 316 мусоровозов на линии;

● 1969 тысяч куб. м ТКО вывезено за предыдущий месяц.

«Невский экологический оператор» призывает петербуржцев при обнаружении подозрительных лиц или действий вблизи контейнерных площадок сообщать об этом в экстренные службы по номеру 112.

Читайте также:

«Мусорный креатив»: в Северной столице установили дополнительные урны

Бумажный круговорот: в России продолжается акция по сбору макулатуры


#экология #отходы #переработка мусора #ТКО

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 192 (8014) от 15.10.2025 под заголовком «Мусор под наблюдением».


Комментарии