От киля до клотика. Новости судостроения: 19 ноября 2025
ФОТО redcharlie on Unsplash
Перспективы. На развитие отечественного судостроения и создание техники для освоения шельфовых месторождений из госбюджета в ближайшие три года намечается выделить 232,7 млрд рублей. Благодаря этой федеральной программе строительство судов и морской техники в РФ существенно вырастет. А доля российских компонентов и технологий в продукции верфей к 2028 году может достичь 70 %.
Ранее правительство РФ актуализировало стратегию развития отрасли, расширив горизонт планирования до 2036‑го и на перспективу до середины XXI века.
Рыболовный флот. В соответствии с госпрограммой «Квоты под киль» и по итогам крабовых аукционов в России построено 48 траулеров и краболовных судов, а также 30 рыбоперерабатывающих заводов. Такие данные на совещании с членами правительства РФ привел глава Росрыболовства Илья Шестаков.
По его словам, в 2026‑м отрасль получит еще 24 таких судна, продолжится также строительство двух научно-исследовательских судов. Благодаря мерам господдержки в этом году ситуация стала выравниваться, подчеркнул Шестаков.
Цифровизация. Специалисты ЦМКБ «Алмаз» создали программу цифрового взаимодействия инженеров-конструкторов с Российским морским регистром судоходства (РС). Она позволит этому классификационному обществу рассматривать конструкторскую документацию и чертежи в виде трехмерных моделей, где будут заложены все данные о будущем судне.
Обкатывая технологию, алмазовцы загрузили в 3D-модель, основанную на их программном обеспечении, данные по одному из новых проектов. Используя этот инструмент, сотрудники РС смогут четче формулировать свои требования. И в целом участники процесса получат возможность перейти на более высокий уровень взаимодействия. Поддержав это перспективное направление работы, Объединенная судостроительная корпорация, в которую входит «Алмаз», распространит его опыт на другие конструкторские бюро.
Природоохранная работа. Сотрудники Онежского судостроительно-судоремонтного завода (город Петрозаводск) спустили на воду второе экологическое судно «Эко-1» проекта NE028. Серию из двух таких судов, предназначенных для сбора нефтяных пятен и наплавного мусора, они строят по заказу «Росморпорта» для его дальневосточного филиала.
Нефтемусоросборщик «Эко-1» оснащен боновыми заграждениями и другими средствами борьбы с загрязнениями, вызванными утечкой нефтепродуктов в прибрежной зоне и акватории портов. Он ликвидирует нефтяные пятна с помощью нейтрализующих веществ и щеточного скиммера, способного собирать до 120 кубометров в час. И поднимает с поверхности воды мусор, попадающий в море во время половодий и ливней. Такие современные суда уже работают в акваториях Владивостока и Находки, где растет грузооборот, а значит, и нагрузка на окружающую среду.
Автономное судоходство. Летом этого года Макаровка (ГУМРФ имени адмирала Макарова) подписала соглашение о сотрудничестве с Даляньским морским университетом (КНР). А недавно приняла участие в международной конференции, состоявшейся в этом китайском вузе.
Петербуржцы представили свои наработки в области автономных навигационных систем. Они рассказали также о созданной ими концепции применения буксиров-автоматов и об использовании тренажеров в подготовке специалистов по эксплуатации морских автономных надводных судов. Эту работу они ведут в рамках федерального проекта «Автономное судовождение».
Знаменательные даты. Специалисты, обеспечивающие безопасное плавание на Балтике, отметили 65‑летие со дня ввода в эксплуатацию первого в нашей стране центра управления движением судов. Радиолокационная станция «Раскат», появившаяся в Ленинградском порту, служила для лоцманской проводки судов на сложных участках ведущего к нему морского канала.
Установили ее на берегу моря в районе Петергофа. Она была оснащена передовым на ту пору оборудованием с высокой разрешающей способностью, созданным в Ленинграде. Станция работала по запросу капитанов судов, получавших при входе в порт навигационные рекомендации, необходимые в сложных метеорологических условиях. Обретя современное оснащение, она входит сегодня в состав региональной службы, координирующей работу систем управления движением судов в портах Петербурга и Ленобласти.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (8038) от 19.11.2025.




Комментарии