Механизм государственно-частного партнёрства начали использовать в России для увеличения запасов нефти и газа
Крупные геологические открытия на территории России стали редкостью. Да и в целом поисковые работы менее успешны, чем в советское время. Тем не менее при нынешнем уровне добычи поставленных на госбаланс запасов нефти и газа хватит нашей стране надолго. Правда, долю рентабельных запасов нужно повысить, увеличив число подготовленных для разведки объектов.
Федеральный бюджет уже не так сильно зависит от работы нефтегазовой отрасли, как раньше. Сказываются усилия власти по диверсификации экономики. Но и сегодня вклад сырьевого сектора в наполнение бюджетного «кошелька» страны трудно переоценить.
А потому не утихают дискуссии об укреплении сырьевого потенциала России. Недавно на этот счет высказался и Олег Казанов, глава федерального агентства «Роснедра», назначенный на эту должность осенью 2024‑го.
Согласно обновленной Энергостратегии РФ, добыча нефти в нашей стране через пять лет должна составить 540 млн тонн в год и оставаться на этом уровне до середины XXI века. А газовики, тоже выйдя на приемлемый уровень добычи (свыше 1 трлн кубометров в год), должны сохранить его до 2050 года.
Но хватит ли запасов углеводородов, чтобы обеспечить эти целевые показатели? По расчетам, даже при более скромных темпах добычи накопленных запасов нефти (31,4 млрд тонн) России хватит на 60 лет. А запасы природного газа (63 трлн кубов) позволят извлекать его при годовой добыче в 700 млрд кубометров почти сотню лет. Это если геологи и вовсе прекратят поисково-разведочные работы, чего, конечно, не случится.
Казалось бы, живи да радуйся, но… Только две трети запасов нефти (19 млрд тонн) относятся к категории доказанных и подготовленных к добыче, отмечает Казанов. А доля экономически рентабельных, пригодных для разработки в текущих ценовых и налоговых условиях и того меньше. Если не переломить ситуацию, Россия будет обеспечена запасами нефти лишь до конца периода, охватываемого национальной Энергостратегией-2050.
«В последнее десятилетие мы восполняем запасы углеводородов в объемах, превышающих их добычу, — пояснил глава «Роснедр». — Но добываем рентабельные, а восполняем запасы разных категорий».
Значительную часть их прироста дают открытия, совершаемые в пределах действующих месторождений. Чтобы совершить рывок, следует усилить геологоразведку в Якутии и в других новых регионах. Судя по федеральному проекту «Геология. Возрождение легенды», это и происходит. Но ожидать там колоссальных открытий, как в Западной Сибири (благодаря которым геологи подготовили ощутимый задел), вряд ли приходится. Это было уникальное геологическое явление, отметил эксперт.
Потенциал континентального шельфа тоже недооценен. И хотя шельфовые проекты связаны с высокими затратами и технологическими сложностями, геологоразведка ведется и там. Но пока не очень активно. В целом же бизнес неохотно берет на себя риски, связанные с геологией, особенно в нынешних экономических условиях. Поэтому аукционы, на которые государство выставляет объекты с «туманными» ресурсами, часто срываются: брать кота в мешке мало желающих.
Геологическая отрасль нуждается в дополнительном финансировании. Но главное — нужно вовлекать бизнес на ранних стадиях поисковых работ, наиболее рискованных, где видна перспектива открытий. И подтолкнуть его к выходу на нераспределенный фонд недр, полагает эксперт.
Такой эксперимент «Роснедра» проводят ныне в семи регионах, осуществляя проекты по региональному геологическому изучению недр с участием бизнеса. И если механизм государственно-частного партнерства тут себя оправдает, подобная практика получит в этой сфере широкое распространение.
Читайте также:
«Байки» у костра: невыдуманные истории из жизни петербургских геологов
Газ пойдет через Монголию. Россия и Китай заключили прорывные соглашения в экономической сфере
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 182 (8004) от 01.10.2025 под заголовком «Как расширить задел».





Комментарии