Комары «поумнели»? Петербуржцы отмечают изменения в поведении этих насекомых
Ни одна звезда не удостаивается таких аплодисментов (впрочем, не бурных и не продолжительных), как комары. Сейчас разгар их концертного сезона, но многие горожане уверяют: раньше комара было слышно издалека, успеваешь изловчиться и прихлопнуть. А сейчас подлетает тихо, по‑партизански и уворачивается проворнее. Может, это какие‑то другие комары? Разобрались с помощью эксперта.
Несмотря на достижения химической науки, самое эффективное средство от комаров — по‑прежнему обычная «физическая» преграда вроде москитной сетки./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Досадно, но неопасно
У Пушкина было четыре причины не относиться к лету с восторгом, они перечислены в стихотворении «Осень»: «…зной, да пыль, да комары, да мухи». К слову, последние две причины — родственны.
— Кровососущие комары — двукрылые насекомые, родственники комаров-долгоножек, мошек, слепней и комнатных мух, — поясняет Алексей Халин, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории по изучению паразитических членистоногих Зоологического института РАН.

Сенсорные волоски на лапках, антеннах и теле этого комара почувствовали вибрацию в воздухе, созданную действиями фотографа, — и насекомое успешно ретировалось./ФОТО АВТОРА
Для нас все местные кровососущие комары — на одно лицо, но в наших краях обитает около 40 их видов (кровопийцы из них, как известно, только самки). Эти виды отличаются друг от друга и строением тела, и особенностями поведения, в том числе при нападении на человека, отмечает ученый.
— Думаю, субъективное ощущение о «поумневших» комарах связано с нападением на человека разных видов комаров.
О том, что «местных» вытесняют какие‑то «пришлые», речи пока не идет. Однако новые виды появляются: потепление климата влияет на границы ареалов кровососущих комаров.
— Например, в Ленинградской области в последние годы обнаруживается вид Culex modestus, известный на юге РФ как переносчик вируса Западного Нила.
Бояться не нужно. Да, в наших «пампасах» помимо упомянутого Culex modestus (и еще одного переносчика вируса Западного Нила, Culex pipiens) есть также виды, отмеченные в качестве переносчиков малярийных плазмодиев (Anopheles maculipennis s. l.) и вируса Синдбис (Aedes cinereus, Culex torrentium). Но опасность зависит не только от видов комаров, но и от наличия возбудителей болезней. А очаги соответствующих заболеваний (малярии, карельской лихорадки и лихорадки Западного Нила) в Ленинградской области отсутствуют, констатирует ученый. И в целом в наших краях нет тех видов кровососущих комаров, которые представляют реальную опасность для человека.
Объективно и субъективно
Комаров может нарождаться не одно, а два поколения в сезон — опять же из‑за потепления климата. Так что в этом смысле ощущение, будто комаров в отдельно взятое лето прибавилось, может быть вполне объективным.
Однако и субъективных ощущений предостаточно. Справедливее будет сказать, что меняются не столько комары, сколько мы сами.
Например, в отличие от мошек и слепней, которые в поиске жертвы полагаются на органы зрения, комары в основном ориентируются на CO₂, который человек выдыхает. При физических нагрузках (допустим, трудясь на даче) мы дышим чаще: потребляем больше кислорода, выдыхаем больше углекислого газа — и становимся заметнее для комаров.
Кроме того, этих насекомых могут привлекать летучие органические соединения, выделяемые бактериями на поверхности нашей кожи. Микробиом, в том числе кожи, зависит от множества факторов (гигиены, диеты, образа жизни, состояния организма) и тоже меняется.
Даже в восприятии комариного писка больше субъективного. Противное гудение на высоких частотах издают быстрые-быстрые взмахи крыльев, но у человека может снижаться чувствительность к высокочастотным звукам — с возрастом или просто из‑за стресса или утомления.
В общем, достоверных данных о том, что комары «эволюционируют» в сторону тишины, нет.
А можно не жужжать/не кусать?
История, что называется, из жизни. Человек купил квартиру рядом с великолепным парком и накануне комариного сезона предусмотрительно запасся репеллентами. Сказался опыт дачника: где природа — там комары. Что вы думаете: репелленты не пригодились. Круглое лето окна открыты — комаров нет! А другого петербуржца, живущего не в самом зеленом районе города, комары одолевают и вне сезона.
Алексей Халин комментирует:
— Жители первых этажей зачастую страдают от подвальных комаров (Culex pipiens pipiens биотип molestus), личинки которых способны развиваться в полузатопленных подвальных помещениях в течение всего года. А в городских парках кровососущих комаров вообще можно не увидеть: весной территорию парков осушают и/или обрабатывают от личинок, поэтому летом взрослые особи почти полностью там отсутствуют.
Что до репеллентов, то кровососущие комары к ним очевидно приспосабливаются. Но, отмечает эксперт, этот процесс происходит постепенно, и не следует опасаться, что средство, эффективное в этом году, окажется бесполезным в следующий сезон. Репелленты (спреи и спирали) лучше использовать на открытом воздухе, если кровососущих комаров не очень много. Если тьма-тьмущая, то лучшего средства, чем «физическая защита» в виде накомарников и закрытой одежды, пока не придумали. А в помещении, говорит Алексей Халин, «можно использовать фумигаторы, но, на мой взгляд, москитной сетки на окнах и дверях достаточно».
Представим себе, что укусы комаров стали для человека совсем незаметными. Это стало бы победой не человека, а комара. В комариной слюне, которая попадает в нашу кожу при укусе, даже содержатся анестетики — вещества, которые понижают у жертвы (у нас с вами) болевую чувствительность. Этими качествами комар обзавелся не из сочувствия к нам, а для того, чтобы по возможности успеть насытиться. Чувствительность к укусам — побочный эффект того, что не такая уж мы легкая добыча.
Читайте также:
Жужжит и жалит: пчелиные укусы для животных не менее опасны, чем змеиные
Отдыхая на природе, не вреди! Как защищают экологию в Ленобласти
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (7942) от 07.07.2025 под заголовком «Комары «поумнели»?».





Комментарии