Индустрия под боком: как Горный «добывает» для студентов нужные навыки
Саблинский заповедник давно привлекает геологов. Природа сотворила здесь, южнее Петербурга, необычный для этого равнинного края ландшафт с живописными каньонами, водопадами и скалами. По берегам рек Тосны и Саблинки видны обнажения горных пород, которые изучают во время летней практики будущие геологи, студенты Госуниверситета. А недалеко от его учебной базы находится полигон Горного «Саблино». Этот вуз первым в стране получил лицензию на недропользование, превратив полигон в подобие месторождения, оснастил оборудованием, и теперь студенты сами бурят там скважины, обслуживают станок-качалку. А зарубежные специалисты приезжают туда, чтобы перенять этот опыт.
Чтобы ремонтировать скважину с помощью такой установки, требуется особое мастерство./ФОТО АВТОРА
В ногу со временем
В просторной долине, по которой течет, плавно изгибаясь, река Тосна, учебно-научный полигон Горного существовал с давних пор. Правительство Ленобласти выделило вузу в этом месте, на окраине поселка Ульяновка, участок земли, помогло подключить его объекты к энергосетям и водоснабжению.
Кроме одного корпуса, впрочем, ничего поначалу там не было. Горный университет перевез на полигон из поселка Кавголово, где расположена одна из его учебных баз, несколько буровых установок. Студенты нефтегазового факультета там с ними знакомились, изучали механизмы, используемые в бурении и на промыслах, спецтехнику. Словом, эта площадка в ту пору мало отличалась от полигонов родственных вузов, находящихся в других регионах страны.
Второе дыхание месторождений: учёные нашли способ добывать металлы из отходов НорильскаГорный, который стремится идти в ногу со временем, однако, это не устраивало. Проходить учебную практику имеющееся там «железо» студентам еще позволяло (да и то не всем и лишь в узком формате). А вот управлять, например, буровыми станками ребята не могли даже мечтать.
Вот вуз и решил приобщить их к реальному производству, сблизив теорию с практикой, индустрию с наукой. Но как это было сделать? Под Петербургом нефтегазовых месторождений нет. Старшекурсники отправлялись в дальние края, скажем, в Сибирь, и устраивались там на преддипломную практику.
Оно бы и ладно, но главное на любом предприятии — рабочий процесс. Это в советское время принято было возиться со студентами, а теперь все иначе: время — деньги. Попав в компанию, они в лучшем случае поверхностно знакомятся с производством. А в худшем работают на складах или на подхвате: подай — принеси.
А если «сотворить» месторождение на загородном полигоне? Тогда студенты смогут отрабатывать там основные операции, связанные с геологоразведкой, бурением, эксплуатацией скважин и т. д. Но для бурения необходима лицензия, а получить ее можно лишь в двух случаях: для геологического изучения недр или для разведки и последующей добычи сырья. Вузовский полигон в Законе о недрах не упоминается, и такого прецедента в стране не было.
Другие бы отказались от этой затеи. А петербуржцы запаслись терпением и стали добиваться своего. Переписка с федеральным агентством «Роснедра» и другими структурами шла около двух лет, вспоминает директор полигона Николай Рудницкий. Но привела к нужному результату: лицензию вуз получил, проторив дорогу другим (ожидается, что последуют изменения в законодательстве).
Тем временем на полигоне шли работы по его масштабной модернизации. И «саблинский» парк спецтехники, которая применяется на промыслах при разных видах работ, три года назад начал расти. Вуз приобретал новые машины и буровые станки. А технику, стоявшую прежде без движения, возвращали к жизни сотрудники полигона вместе со студентами.
Лаборатория на колесах
Всех гостей первым делом ведут теперь на вместительную площадку, где стоят эти машины (рядом с каждой — информационный щит с указанием технических характеристик). Таким богатством не располагает ни одна вузовская учебная база, уверяет Рудницкий.
«Вот смотрите, — показывает он, — это техника для гидродинамических исследований скважин, рядом — промысловая лаборатория на колесах. Тут стоят цементировочные агрегаты, здесь — паропередвижная установка, используемая в зимнее время. А вот самоходная буровая установка, которая требуется для инженерно-геологических изысканий».
Каждая из этих машин в рабочем состоянии — заводи и используй по назначению. Предмет особой гордости вуза — подъемник, предназначенный для ремонта и освоения скважин. И уж тем более — настоящая буровая установка, которую вуз некогда приобрел. С устремленной в небо вышкой, лебедкой, растворным блоком. В общем, со всем «снаряжением», которое позволяет буровой работать автономно где угодно, хоть среди тайги, хоть в тундре.
Здесь‑то будущие буровики и постигают основы своего сложного ремесла. Полноценную практику, впрочем, могут проходить теперь на полигоне и другие студенты, а не только те, которым предстоит развивать минерально-сырьевой комплекс.
Ребята знакомятся с техникой, учатся управлять машинами и механизмами, узнают тонкости и нюансы технологических процессов. А обретать навыки помогают им специалисты, работавшие на предприятиях, и наставники из числа прошедших обучение магистрантов.
Летом на полигон приезжают полторы-две сотни студентов разных курсов, а то и больше. Они проходят инструктаж по технике безопасности, им выдают спецодежду и каски, после чего разбивают на бригады, у каждой из которых — свое особое задание и наставник. И ребята начинают осваивать (как бы на месторождении) азы производства, обретая начальный опыт.
Учебная практика длится полтора месяца, производственная — куда больше. В итоге студенты получают «корочки», подтверждающие, что они имеют рабочую специальность (помощника бурильщика, например), отмечает Дмитрий Тананыхин, декан нефтегазового факультета Горного. Работа на полигоне дает будущим инженерам также дополнительные компетенции по разным направлениям, перечень которых вуз расширяет с учетом потребностей современного производства.
Образование в Горном получают и иностранные студенты. Сырьевые компании по ряду причин неохотно берут их на производственную практику, но пройти ее можно без проблем на этом полигоне. Так что кроме студентов-россиян здесь можно увидеть выходцев из африканских стран, таких как Гана и Чад, или из Арабских Эмиратов.
«Хитрое» устройство
Роль наставников — без пяти минут инженеров — вообще трудно переоценить. Они помогали готовить для полигона учебные программы и методические пособия, обустраивали его в период между летними практиками. И доводили до ума некоторые участки полигона, развивая его и выполняя там, скажем, сварочные операции (получив предварительно все нужные допуски и «корочки»).
Полигон считается учебно-научным, поскольку исследования помимо работников вуза здесь проводят еще и студенты. Свою разработку изготовил благодаря таким изысканиям Денис Рыбаков, окончивший магистратуру и решивший пойти в науку, стать аспирантом. Опытный образец созданного им «хитрого» устройства для скважин был запатентован, испытан на Ковыктинском месторождении и, вероятно, скоро будет запущен в производство на тюменском заводе.
«Когда три года назад я впервые здесь появился, у всех было смутное понимание того, каким должен быть полигон и по каким стандартам нужно вести обучение, — рассказывает Денис. — Ведь подобного ему в России попросту нет. Но за эти годы все кардинально изменилось…»
Производственную практику он проходил в компании «Сургутнефтегаз», работая помощником бурильщика на буровой. И полагает, что производственные условия на «месторождении» этого полигона все больше приближаются к реальным.
Теперь Денис пребывает здесь в роли наставника, помогая одной из студенческих бригад освоить установку УРБ-2Д3 и пробурить неглубокую скважину на воду. Для чего? Чтобы ребята закрепили на практике теоретический материал, хотя вода нужна и для потребностей полигона. Это один из примеров того, как студенты, овладевая специальностью, между делом способствуют его развитию.
Недалеко от этой бригады трудится другая под руководством наставника-магистранта Семена Чернышева. Она имеет дело с установкой, которая используется в геологоразведке и при инженерных изысканиях, чтобы получать с небольших глубин образцы грунта. Изучив в лаборатории такой материал и оценив параметры проектируемого фундамента, специалисты говорят, годится ли такой грунт для возведения на нем здания или нет.
Семен был одним из тех, кто принимал участие в строительстве наклонно-направленной и добычной скважин (точнее, их моделей) — двух из трех пробуренных на полигоне. К устью одной из них мы держим путь вместе с Николаем Александровичем, который не без гордости — на каком еще вузовском полигоне такое увидишь? — показывает «саблинские» владения.
Вот станок-качалка, имитирующий механизированный способ добычи. Вместо нефти, правда, он поднимает из недр воду с глубины 104 метра. На этом оборудовании оттачивают свои навыки будущие операторы по добыче нефти и газа. А вот подъемная установка, на которой студенты отрабатывают операции по текущему и капитальному ремонту скважин или их освоению после бурения…
Буровая в Антарктиде
Стоящий неподалеку буровой станок прошел недавно модернизацию на одном из заводов в Башкирии, поясняет провожатый. Горный университет продлил таким образом срок его службы, превратив в современную установку с новым верхним приводом и другими механизмами, хотя это и стоило приличных средств. Осталось доделать сущие мелочи: установить дисплей в кабине бурильщика да подключить кое‑что из автоматики.
Эту скважину специально не довели до проектной глубины, чтобы при необходимости была возможность пробурить боковые стволы-ответвления, как принято у нефтяников. Причем опять‑таки силами студентов, которые учатся (под присмотром наставников и специалистов) выполнять при бурении ключевые операции.
А еще здесь можно апробировать новинки, которые создают представители самого Горного и компаний-разработчиков. Так, в «Саблине» прошли испытания датчика, контролирующего работу забойного двигателя (первого в России аналога зарубежного) и скважинного оборудования, тоже создаваемого в рамках программы импортозамещения.
На полигоне тестировать его проще, чем на действующем нефтепромысле. А для Горного это еще один источник получения средств, которые нужны в том числе для развития «Саблина». Общий объем инвестиций в его модернизацию уже перевалил за 2 млрд рублей. Это не считая денег, требующихся для бурения, — пожалуй, самого дорогостоящего в нефтегазовом деле процесса.
Строительство и благоустроительные работы между тем здесь продолжаются (в соответствии с требованиями экологической безопасности). После первого этапа модернизации полигона его административное здание преобразилось: теперь там компьютерные классы, столовая, раздевалки и прочее. Появились и другие объекты. Область пошла вузу навстречу, и территория «Саблина» выросла до 14 га.
Строители постарались: к 1 сентярбря распахнуло свои двери трехэтажное общежитие, предназначенное для персонала и студентов (прежде ребятам приходилось приезжать сюда каждый день, но ничего, это же почти под боком, шутили они). А рядом строители возвели лабораторный корпус площадью 1,6 тыс. кв. метров. Он оснащен новейшим оборудованием, используя которое студенты смогут исследовать получаемый при бурении керн горных пород и изучать образцы нефти, которые предоставили вузу его партнеры.
На полигоне «Саблино» появятся и объекты, связанные, к примеру, с возобновляемыми источниками энергии. Кроме того, там формируется команда, которая будет участвовать в одном из крупных научных проектов Горного. В Тимано-Печорской провинции вуз намечает вести работы по подтверждению гипотезы глубинного происхождения нефти, в том числе путем бурения сверхглубоких скважин.
А в рамках другого проекта (активное участие в нем принимает «саблинский» мастер Артем Запрудский) на одном из российских заводов по техническому заданию Горного университета производится буровая установка для работ в Антарктиде. Пройдет время, и эти работы наверняка получат известность, убеждены работники вуза.
Читайте также:
Изменить вектор: уникальный эксперимент по возрождению экосистемы ледникового периода
Учёные СФУ завершат оцифровку отчётов губернаторов Енисейской губернии в 2025 году
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 161 (7983) от 02.09.2025 под заголовком «Индустрия под боком».




Комментарии