Буровая на Васильевском острове. Как будущие нефтяники постигают особенности производства
Около Петербурга нефть не добывают. Но это не мешает городу готовить для отрасли инженеров, за которыми работодатели стоят в очереди, вести прорывные разработки и по ряду направлений отраслевых исследований идти впереди всех. Как Горный университет это делает? Благодаря своим современным лабораториям и учебно-тренажерному блоку, где технологии воссоздают среду, имитирующую условия реальных месторождений. Недаром на форумах здесь встречаются знатоки этого дела со всего мира. А опыт Горного, реализующего пилотный проект по совершенствованию в России системы высшего образования, изучают многие вузы.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Вдали от промыслов
Трудно поверить, но петербургская школа подготовки инженеров-нефтяников, известная ныне далеко за пределами России, совсем молодая. Нефтегазовый факультет был открыт в Горном всего 16 лет назад. Первым его деканом стал профессор Михаил Рогачев, специалист в сфере повышения нефтеотдачи пластов, лауреат премии правительства Санкт-Петербурга.
Почему инженеров такого профиля стали готовить вдали от нефтегазовых промыслов? Не стоит удивляться, полагает проректор вуза доктор технических наук Дмитрий Тананыхин. Для этого нужно иметь сильный преподавательский состав и основательную материально-техническую базу. Ну а в Горном было, разумеется, то и другое. Вот вуз и решил пойти на такой шаг, ощущая растущую потребность в кадрах для нефтегазовой отрасли.
Утолить этот кадровый голод отчасти помогал он и раньше. Кроме горных инженеров там готовили, например, геологов и геофизиков, содействующих развитию отрасли. А имена сотрудников геологоразведочного факультета вуза гремели по всей стране. Вспомнить хотя бы профессора Кудряшова, основателя отечественной школы буровой теплофизики. Или профессора Васильева. Благодаря буровому станку, который он усовершенствовал, впервые удалось пробурить в Антарктиде ее мощный ледник и достичь подледникового озера Восток…
Инженеров-нефтяников готовят сегодня 53 вуза России, а специалистов для всего минерально-сырьевого комплекса и того больше. Но многие едут за знаниями в Петербург из нефтяных регионов, где есть свои вузы того же профиля. На нефтегазовом факультете Горного теперь учатся 2 тыс. человек, и большинство из них — иногородние студенты.
Что их влечет — престиж первого высшего технического учебного заведения России? Конечно, но не только. Будущих инженеров-нефтяников привлекает уровень подготовки и возможность глубоко погрузиться в отраслевую науку, которая неплохо здесь развивается (скажем, по таким направлениям, как механика горных пород). А этот уровень зависит опять же от базы и преподавателей: на факультете работают сегодня девять докторов наук, все остальные — ученые, защитившие кандидатские диссертации.
Одним из первых в стране Горный отказался от Болонской системы и стал готовить инженеров по программам высшего инженерного образования. Для этого вуз разработал программы, соответствующие запросам профессиональной среды и необходимые для обеспечения технологического лидерства России. Оценивая их, эксперты из флагманских компаний, для которых Горный — опорный вуз, не высказали ни одного замечания, вспоминает проректор. Значит, эти учебные планы соответствуют интересам отрасли.
Обоюдная польза
Нефтегазовое подразделение вуза «ушло» на специалитет почти десять лет назад, когда в стране только шла дискуссия на эту тему. Бакалавров готовили по сжатой программе за четыре года, урезав фундаментальные предметы и практику. Вузы покидали недоучки, которых подтягивали на производстве. А по новой системе, создаваемой с учетом опыта советских лет, подготовка инженера-нефтяника занимает шесть лет. И она очень гибкая, позволяет вносить коррективы в зависимости от происходящих на рынке изменений.
«Как на них реагировать? Делать это можно по‑разному, — рассуждает Дмитрий Сергеевич. — Мы даем студентам дополнительные профессиональные компетенции, в которых нуждается отрасль. Знакомим их с новейшими технологиями, проводим конференции, семинары…»
По его словам, на корректировку образовательных программ (как и на исследовательскую работу) повлияло также изменение геополитической обстановки. Но принципиально важно, чтобы они были едиными по всей стране: реформировать нужно всю систему подготовки инженерных кадров, «вливающихся» в нефтегазовый комплекс.
Пилотный проект, в котором участвуют Горный и еще несколько российских вузов, на это и направлен. Не должно быть так, чтобы в Перми и Тюмени буровиков готовили по‑разному: требования к ним, как ни крути, для всей отрасли едины. В рамках этого проекта, который был запущен (во многом по инициативе Горного) два года назад, в настоящее время идет работа по унификации подходов к разработке образовательных программ по каждой специальности.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
«Огромное внимание при этом мы уделяем повышению мотивации студентов в ходе учебы. Плохо, если молодой человек, выучившись на геолога, разочаруется в своем выборе и захочет стать, например, буровиком. Значит, нужно больше знакомить ребят с производством», — делится собеседник, отвечающий в Горном за реализацию этого пилотного проекта.
Мы идем с ним по бесконечным коридорам главного корпуса вуза, где легко заблудиться. И он показывает «нефтегазовые» лаборатории, где чего только нет. Одни из них открывал в разное время сам вуз, другие — его индустриальные партнеры, ведущие отраслевые игроки, и они же их оснащали.
Стратегия обновления: воплотить в жизнь её положения помогут энергия и знания молодыхТак, китайская нефтегазовая корпорация открыла здесь лабораторию по визуализации работы газотранспортных установок. Факультет активно взаимодействует с вузами Китая и других стран: ведет обмен студентами, совместные исследования и т. д. А благодаря газпромовской «дочке» на факультете появилась недавно метрологическая лаборатория, оснащенная новейшими системами учета и контроля. Это было сделано для того, чтобы ее специалисты повышали там свою квалификацию, а студенты могли получить дополнительные компетенции. Обоюдная польза.
Зачем студентам очки
Что ж, будущие нефтяники и буровики постигают в этих стенах, на Васильевском острове, тонкости своего дела не только по учебникам. Своя лаборатория, а то и не одна, «привязана» на факультете к каждому направлению подготовки специалистов. А весь этот лабораторный комплекс таков, что ему позавидует любой родственный вуз, говорит проректор.
Вот здесь, указывает он, изучают буровые и тампонажные растворы. Это помещение манит тех, кого интересует транспортировка углеводородов. Здесь — кабинеты для проектирования подобных и промысловых объектов. А неподалеку — лаборатория трехмерной визуализации этих объектов, где студенты, надев специальные очки, отрабатывают операции — например, по запуску скважины.
Учебно-тренажерный блок факультета обосновался на первом этаже здания. Спустившись туда, мы попадаем… прямо на нефтегазовый промысел. Учебные места с компьютерами, софт которых позволяет имитировать рабочие процессы, тут тоже имеются, но этим в наши дни никого не удивишь. А здесь кроме тренажеров, где используются технологии дополненной и виртуальной реальности, есть также стенды и действующее оборудование.
Поработав тут, студенты обретают производственный опыт, не покидая вузовских стен. Одни учатся осваивать скважины, грамотно их обслуживать, регулировать давление на устье, отбирать пробы и т. д. Другие крутят задвижки. А в дальней части «промысла» находится, представьте, буровой станок. Не в полном виде, без верхнего привода, но настоящий, массивный, с работающим двигателем и буровым инструментом. Скважину в фундаменте здания никто, разумеется, не бурит. Но просверлить здоровенный валун и отобрать керн можно здесь запросто, а это тоже ценные навыки.
Технологии в промышленности меняются сегодня как никогда быстро. Поэтому и «железо» в этом учебно-тренажерном комплексе Горный постоянно обновляет, подчеркивает декан нефтегазового факультета Дмитрий Подопригора. Так будущие инженеры приобщаются к особенностям и нюансам современного производства, повышая заодно свои компетенции.
Другие вузы тоже идут этим путем, но Горный и тут постарался их опередить. Первым в России он получил лицензию на недропользование и обустроил свой загородный учебно-научный полигон «Саблино» (см. «Индустрия под боком» — «СПб ведомости» от 2 сентября 2025 г.).
Теперь его студенты не едут на практику за тридевять земель. На этой площадке, подобной «живому» месторождению, они бурят под руководством наставников настоящие скважины, обслуживают станок-качалку. В общем, занимаются всем, что нужно делать на реальном промысле. А по завершении занятий получают «корочки» буровика, оператора по добыче нефти и газа.
Такого в России нигде больше нет. Причем вуз планирует развивать полигон, чтобы там могли проходить практику будущие энергетики и строители. Горный воссоздал здесь, по сути, весь «нефтяной» производственный цикл. А в перспективе запустит еще и «газовый промысел» (оборудование для этого обещает дать предприятие, работающее на Ямале), и трубопроводный участок. Тогда полигон сможет принимать студентов из других регионов, превратившись в межвузовскую технологическую площадку, объяснил проректор.
Камни преткновения
Создавая новое оборудование по программе импортозамещения, компании — партнеры вуза обкатывают его здесь, на полигоне (делать это на производстве, где непрерывный процесс, сложнее). Но и ученые не остаются в стороне. Аспиранты-«нефтяники» и другие сотрудники факультета ведут исследования (по освоению шельфовых месторождений, работе с газогидратами и др.), используя оснащение вузовского научного центра. Ежегодно они выполняют 10 – 15 таких договоров и получают не одну сотню патентов на свои изобретения…
«Говорят, прежде у нас в стране добывали легкую нефть, и для этого не приходилось ломать голову. Но ее запасы истощились, настал черед трудноизвлекаемых, — продолжает проректор. — Думаю, это не совсем так: просто раньше решали одни задачи, и они не были легкими, а теперь другие».
Но геологическая изученность некоторых территорий, особенно в Арктике и на шельфе, где месторождения отличаются от материковых, пока невысока. Без морских платформ (которые в России уже создаются) и высоких технологий на шельфе сырье не добыть. А на суше добыча смещается в сторону отдаленных регионов со сложным геологическим строением и особыми нефтяными коллекторами, подступиться к которым без новых технологических решений нелегко.
Так или иначе, предприятия отрасли нуждаются в научной поддержке. Каждая крупная компания имеет при себе инжиниринговый центр, где отрабатывает новые технологии. Но без отраслевой науки нефтяникам не обойтись. И к решению сложных проблем они подключают ученых, предоставляя им нужные материалы.
Серьезные исследования выполняет для отрасли и Горный. По освоению трудноизвлекаемых запасов, например, и повышению нефтеотдачи пластов. По борьбе с отложениями в нефтепроводе парафина и серы, мешающими работе трубопроводной системы, разработке карбонатных коллекторов с помощью гидроразрыва пласта. Подобные камни преткновения мешают и работе зарубежных компаний, тоже заинтересованных в совместных исследованиях.
Международные научно-технические проекты нефтегазовый факультет реализует вместе с вузами Китая, Ирана, Малайзии, африканских стран. Условия формирования нефти и газа на всей Земле ведь схожие. Но вот по поводу происхождения углеводородов единого мнения до сих пор нет. Чтобы понять, какая из теорий верна, в Горном стартовал проект по глубинному изучению генезиса типовых структур в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции.
Там будут пробурены две скважины глубиной 8 км (на первую из этих точек сотрудники вуза скоро отправятся), значительно глубже прежних. Изучая полученный керн, ученые больше узнают о строении земной коры и процессах, повлиявших на формирование углеводородов. Эти знания, возможно, изменят направление геологоразведочных работ, и не только в России.
Другой важный для мировой науки проект Горного связан с бурением в Антарктиде, у станции «Восток», еще одной скважины. Буровой станок, который сотрудники вуза для этого модернизировали, уже отправился туда на судне. И работы эти включены в научную программу 71‑й Российской антарктической экспедиции.
Читайте также:
«Байки» у костра: невыдуманные истории из жизни петербургских геологов
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (8044) от 27.11.2025 под заголовком «Буровая на Васильевском острове».




Комментарии