С мячом в подполье. Эксперт - о проблемах детско-юношеского футбола
Петербургский «Зенит» на днях досрочно стал чемпионом России. Но городской, в том числе и детско-юношеский, футбол вот уже несколько месяцев фактически находится в вынужденном простое со всеми вытекающими из этого печальными последствиями. Корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» Сергей ПОДУШКИН обсудил ситуацию со спортивным директором и тренером футбольного клуба «Владимирский экспресс» Леонидом ВОРОХОВСКИМ.
– Леонид, вот уже почти четыре месяца в Петербурге, по сути, нельзя тренироваться и играть в футбол. Как это сказалось на вашем клубе?
– «Владимирский экспресс», участвующий в первенстве города среди детско-юношеских коллективов, является муниципальным клубом, он финансируется из бюджета муниципального образования. Ребята занимаются у нас бесплатно, оплачиваются только турнирные взносы и экипировка. Конечно, с финансовой точки зрения ситуация у нас сейчас лучше, чем в частных школах. Там, где ориентированы на маленьких детей, все хуже. Хотя кто-то пытается продолжать дистанционно, а кто-то выкручивается подпольными индивидуальными тренировками. У нас зарплаты тренерам выплачивают в полном объеме. Но бюджет на 2021 год, как я понимаю, будет сокращен. Однако не это является главной проблемой, самое важное – мы, по сути, лишены возможности работать, полноценно тренировать ребят. Да, мы ведем занятия дистанционно, но онлайн в футболе, конечно же, не может заменить реальных тренировок.
– В чем основная проблема подготовки в удаленном доступе?
– У нас в клубе занимаются ребята в возрасте от 7 до 21 года – предельного для «молодежки». И чем старше ребята, тем сложнее с ними вести дистанционную подготовку. Я лично веду 11- и 15-летних, поэтому прекрасно вижу разницу. Если младших контролируют родители и они в подавляющем большинстве выполняют все задания, то со старшими значительно сложнее. Когда мы проводили тренировки в обычном режиме, посещаемость среди 15-летних была близка к 100 процентам. А к дистанционной форме футбольного обучения у них интерес объективно значительно ниже. Да, некоторые дисциплинированные, целеустремленные парни все выполняли, но находились и те, кто, скажем так, саботировал онлайн-тренировки. Соблазнов-то много, в частности, столь вредная для подростков зависимость от гаджетов, влияние улицы. Вот сейчас многие подростки были бы заняты в футбольных лагерях, а так, по сути, предоставлены сами себе. Для них это плохая ситуация, возможно, даже страшнее коронавируса, которым, кстати, кое-кто из моих подопечных уже переболел бессимптомно или в легкой форме. Некоторые ребята из-за паузы набрали лишний вес. В общем, тренировки в удаленном доступе далеки от идеальных.
– Как вы проводили онлайн-занятия? Использовали в квартирных тренировках мяч?
– Конечно, занятия в квартирах – это больше ОФП. Отжимания, упражнения на пресс. Хотя на самом деле даже на ограниченном пространстве можно задействовать упражнения на чувство мяча. Пусть они больше нужны маленьким футболистам, да и не совсем полноценны. Тем не менее сам факт присутствия мяча в тренировках крайне важен для ребят с психологической точки зрения. Сперва я рассылал задания и просил присылать видеоотчеты, затем перешли на тренировки в «Зуме». Родители в целом были довольны заданиями. Знаю, что некоторые взрослые их на самоизоляции с удовольствием выполняли и сами.
– Подопечные часто спрашивают, когда возобновятся тренировки?
– Постоянно. Причем и дети, и их родители начали задавать эти вопросы с самого начала режима самоизоляции. И чем дольше все продолжалось, тем тяжелее было просить их подождать, смотреть ребятам в глаза. Я вижу, что подавляющее большинство очень хотят вернуться к тренировкам. Если же кто-то опасается, он может просто пока не ходить на занятия – у нас ведь все на добровольной основе. Тем более лично я считаю, что спорт на открытом воздухе куда безопаснее тренировок в закрытых помещениях. А ведь занятия в фитнес-центрах разрешили с 6 июля. Объективно, детский спорт стал одной из самых пострадавших от коронавируса сфер. Массовый любительский футбол, конечно, также сильно пострадал, но мы понимаем, что в какой-то момент взрослые ищут и находят возможности где-то поиграть. А с детьми все сложнее. Тренировочные лагеря, сборы, турниры – все это отложено на неопределенный срок. Не хочу быть пессимистом, но есть опасения, что кто-то из талантливых ребят не сможет реализовать свой потенциал, а кто-то вообще не вернется в футбол после длительной паузы.
– Недавно в городе открыли площадки для тренировок на открытом воздухе. Стало легче?
– Дело в том, что у нас в Петербурге в отличие от Ленобласти, где на открытом воздухе можно было заниматься с 12 мая, не совсем понятно прописаны ограничения. Из постановления губернатора от 25 июня следует, что открыты площадки, расположенные в парках, но сколько таких у нас? А пришкольные стадионы по-прежнему, как я понимаю, формально закрыты для тренировок. Причем на этих стадионах все равно играют и взрослые, и дети. Получается, стихийно они собираться могут, а под руководством тренера – нет. Мы недавно в малых группах собирались на пустыре в Купчине, где люди выгуливают собак, загорают. Там вроде бы тренироваться можно, но полноценными занятия не назовешь. Понятно, что сейчас многие тренеры пытаются найти какие-то лазейки – кто-то работает в области, кто-то, скажем так, подпольно. Слышал, что проводятся и подпольные турниры. Но кажется неправильным, когда занятия футболом, призванные укреплять здоровье и иммунитет детей, загоняют в подполье. Естественно, мы ждем возможности нормально заниматься на стадионах – наш «Владимирский экспресс» базируется на стадионе РЖД на улице Константина Заслонова.
– Что с городскими соревнованиями? Ждать ли их в 2020-м?
– Федерация футбола Петербурга, конечно, проявляет активность, президент организации Анатолий Турчак направлял в адрес губернатора письма по поводу возобновления тренировок и соревнований, но четкого ответа до сих пор не получено. Пока проведение чемпионата и первенства города предварительно отложено на конец августа – сентябрь, но не исключено, что в этом году они вообще не состоятся. Ходили разговоры, что футбол в городе «откроют» сперва с начала июня, затем с середины июня, начала июля. Но по факту понимания ситуации до сих пор пока просто нет.
– Предположим, что в ближайшие несколько недель ограничения все же ослабят и детско-юношеский футбол в Петербурге возобновится. Как его изменят пандемия и ее последствия?
– По моим ощущениям, со стороны детей и подростков какого-то изменения отношения к футболу не будет. Они продолжат играть с удовольствием и без опаски. Никто не против разумных мер предосторожности. В частности, ребятам надо чаще мыть руки, а значит, в туалетах стадионов всегда должно быть в наличии мыло. Также я согласен с тем, что в теплую погоду можно тренироваться и играть с закрытыми раздевалками – ребята вполне могут приезжать уже переодетыми или переодеваться на улице. Командных собраний в помещениях тоже стоит избегать. Но, главное, хочется поскорее возобновить занятия – ради ребят, которым сейчас очень тяжело без футбола.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 117(6715) от 09.07.2020 под заголовком «С мячом в подполье».
Комментарии