Чем занимался в Петербурге, основанный в 1923 году, передвижной театр «Санпросвет»?

Жизнь этого необычного профессионального театра, сведений о котором осталось очень мало, оказалась довольно долгой, хотя постановки были весьма специфичны. Они были адресованы прежде всего зрителям с медицинским образованием.

Чем занимался в Петербурге, основанный в 1923 году, передвижной театр «Санпросвет»? | Уже сама афиша, сохранившаяся в коллекции Музея театрального и музыкального искусства, говорит о репертуарной политике и целевой аудитории театра.

Уже сама афиша, сохранившаяся в коллекции Музея театрального и музыкального искусства, говорит о репертуарной политике и целевой аудитории театра.

«Охрана здоровья трудящихся и медицинская профилактика постепенно приобретают значение актуальных тем, медленно, но верно проникающих в искусство, — говорилось в июле 1929 года в «Красной газете». — Эти темы широко используются в живописи (агитационные плакаты), приобретают права гражданства в кино (научные фильмы) и, наконец, находят свое выражение на подмостках театра. Естественно, что такой специфический жанр должен освещаться и в специфическом театре».

В Петрограде этой темой занимался основанный в 1923 году передвижной театр облздравотдела «Санпросвет». После организации в 1932 году Дома санитарной культуры (на ул. Ракова, 25, нынешней Итальянской) в печати стало фигурировать и другое название театра — Ленинградский Государственный театр Дома санитарной культуры.

Его директором и художественным руководителем был театральный ­режиссер Георгий Сергеевич Мнацаканов. Все постановки так или иначе были связаны с темами медицины и здравоохранения. Так, в 1930 году был поставлен спектакль «Зеленый звон» — про борьбу с алкоголизмом.

«Спектакль достаточно метко и сильно бьет алкоголь как язву, которую необходимо уничтожить в борьбе за социализм, — говорилось в отзыве, опубликованном в журнале «Рабочий и театр». — В пьесе есть и здоровый юмор, и трагедия борьбы, и революционный пафос. Артисты играли если не талантливо, то в достаточной степени убедительно».

В мае 1936 года в театре состоялась премьера спектакля по пьесе американского драматурга Сидни Кингсли «Люди в белом». Двумя годами ранее автор был удостоен за нее Пулитцеровской премии — в номинации за лучшую драму. Пьеса была поставлена на Бродвее, где с большим успехом шла долгое время. В том же 1934 году режиссер Ричард Болеславский перенес пьесу на большой экран, сняв фильм «Мужчина в белом» с Кларком ­Гейблом в главной роли.

Советские критики отмечали, что пьеса исключительно полезна для советского зрителя, поскольку в ней обличаются пороки капитализма, в частности, печальное состояния здравоохранения в Америке и участь преданных науке врачей, которые полностью зависят от «магнатов капитала».

«Существенное место занимает в пьесе и трагедия медицинской сестры — студентки Барбары Дениг, для которой смерть явилась в некотором смысле избавительницей, так как беременность закрывала перед ней всякие источники заработка. Для театра Дома санитарной культуры, в первую очередь обслуживающего работников медицинского труда, постановка представляла особый смысл», — отмечалось в том же «Рабочем и театре».

Спектакль имел большой успех как в Ленинграде, так и во время гастролей в 1936 году в Казахстане — в Актюбинске, Чимкенте, Петропавловске, Алма-Ате, Семипалатинске. Выходившая в Петропавловске газета «Ленинское знамя» подчеркивала, что приехавший на гастроли театр — совершенно особого типа. «Он ограничен узким кругом вопросов, тематика его слишком одно­образна… С одной стороны, название обязывает, но с другой — пьес о медицинских работниках, как назло, мало. Потому‑то и приходится, скрепя сердце и соблюдая марку, — поступиться некоторыми художественными достоинствами».

Увы, именно нехватка хороших пьес для постановки и определила дальнейшую судьбу театра. В 1937 году его пришлось закрыть.


#история #театр #санпросвет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (7648) от 19.04.2024 под заголовком «Театр узкой темы».


Комментарии