С 1 декабря этого года директор Мариинского театра Валерий Гергиев возглавляет также Большой театр

Разговоры об этом шли давно, особенно активизировавшись накануне недавно прошедшего Культурного форума, на котором многие ждали официального объявления. Но назначение произошло лишь сейчас, и, хотя театры будут существовать как отдельные институции, возглавлять их будет один человек.

С 1 декабря этого года директор Мариинского театра Валерий Гергиев возглавляет также Большой театр | ФОТО Kilyan Sockalingum on Unsplash

ФОТО Kilyan Sockalingum on Unsplash

Валерий Гергиев, помимо того, что он — выдающийся музыкант, еще и хороший администратор. Возглавив Мариинский театр в 1988 году, он сделал его огромным культурным комплексом, в который входят не только три сцены в Петербурге, но Приморская сцена во Владивостоке, филиал во Владикавказе. Сегодня в репертуаре петербургского Мариинского более 100 опер и почти 90 балетов, симфонический оркестр насчитывает около 400 человек, оперная труппа состоит из 148 артистов, при этом многие из них регулярно появляются на спектаклях в Москве. Балет включает в себя 250 артистов, среди которых солисты и премьеры. В год на своих трех площадках коллектив дает около 1000 представлений (примерно 90 в месяц), за прошлый год театр посетили около 800 000 зрителей (до пандемии — 900 000). Мариинский театр недавно отпраздновал свое 240‑летие в статусе интенсивного репертуарного театра. По многим параметрам ему нет равного в мире.

Например, по статистике ноября, на сценах театра состоялись в общей сложности 111 представлений: 43 — на исторической сцене, 32 — на сцене Мариинского-2, 36 — в Концертном зале. А также 4 концерта в камерных залах: 1 — в Зале Мусоргского, 2 — в Зале Щедрина, 1 — в Зале Рахманинова (цифры приводятся по данным театра). Кроме того, в октябре-ноябре прошел масштабный гастрольный тур в Турции и Китае (где помимо всего прочего целиком было показано «Кольцо нибелунга» в новой сценической версии). Напомню, что на тетралогию Вагнера отважился лишь Мариинский театр, где она давно и с успехом идет. Валерий Гергиев, оркестр и артисты театра выступали и в зале Зарядье в Москве.

В Большом театре, где тоже сейчас три сцены, живут по‑другому: театр ставит название блоками, что позволяет тщательно отрепетировать каждое из них и собрать оптимальный состав, более взвешенно подходят в театре и к выбору постановщиков. Однако даже беглый взгляд показывает, что при большем финансировании Большой театр явно делает меньше Мариинского, по крайней мере количественно, а если разобраться, то и качественно. Ведь при нынешней ситуации выбор режиссеров, дирижеров, артистов ограничен. И Большого явно «не хватает» москвичам и гостям столицы, о чем свидетельствует недавняя история со «Щелкунчиком», когда за место в очереди (!) за билетами люди платили тысячи рублей. А Мариинский в то же время ставит на новогодние праздники сорок «Щелкунчиков» в трех разных постановках…

Думается, что только Гергиев, при нынешнем сокращении его международных ангажементов, может вдохнуть в Большой новую жизнь. На поверхности — обменные гастроли. Ведь в репертуаре Мариинского все оперы Вагнера, несколько опер Рихарда Штрауса, огромный русский репертуар, среди которого спектакли-легенды, такие как «Хованщина» или «Евгений Онегин» Юрия Темирканова, целый блок спектаклей на музыку Родиона Щедрина, только что показали «Войну и мир» Прокофьева. Как нужно было бы показать их в Москве! Но и Большому есть чем поделиться с Петербургом. Кроме того, это даст большие возможности артистам, особенно молодым, ведь звезды Мариинского, такие как Ильдар Абдразаков, Владислав Сулимский, Святослав Трофимов, Ольга Пудова, Сергей Скороходов, и многие другие часто появляются в Москве, а вот обратный процесс происходит не всегда. Как интересно было услышать звезд Большого Игоря Головатенко и Марию Баракову на Гала-концерте Премии «Онегин», но еще интереснее услышать того же Головатенко в его лучших партиях в полноценных спектаклях. И это лишь один пример.

Так что будем надеяться, что маэстро Гергиеву хватит сил и энергии для этого нового вызова, не только творческого, но и административного. И что он будет уделять равное внимание двум театрам, составляющим наше культурное и историческое наследие.

И еще: в Большом театре давно не было крупной дирижерской фигуры, какой является Валерий Гергиев, в свои семьдесят лет находящийся в расцвете сил и таланта. Поэтому новое назначение, хотя и не обещает спокойной жизни, но таит в себе захватывающие возможности, которые только Гергиев и может осуществить.


#театр #директор #назначение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 228 (7557) от 03.12.2023 под заголовком «Наш, не только наш».


Комментарии