На Новой сцене Александринского театра состоялся вечер спектаклей Inner Company

Центральным событием программы стала петербургская премьера танцевального спектакля «Чудо», впервые показанного в Воронеже на фестивале современной хореографии «Re: Форма танца».

На Новой сцене Александринского театра состоялся вечер спектаклей Inner Company | ФОТО предоставлено Inner Company / АВТОР Анастасия Ускова

ФОТО предоставлено Inner Company / АВТОР Анастасия Ускова

Inner Company — петербургский коллектив, основанный хореографом Константином Кейхелем, композитором, медиадизайнером Константином Чистяковым и художником по свету Ксенией Котеневой в 2020 году. Проект сразу же получил поддержку и творческий дом в пространстве современного танца Escabo. За плечами Константина Кейхеля богатый творческий опыт. Выпускник магистратуры Академии им. А. Я. Вагановой по направлению «искусство хореографа» (класс Анастасии Кадрулевой), экс-танцовщик театра «Провинциальные танцы» под руководством Татьяны Багановой, финалист конкурса молодых хореографов фестиваля Context. Diana Vishneva, автор постановок в крупнейших театрах страны (Большой и Мариинский театры, Урал Опера Балет, Театр балета им. Л. Я. Якобсона, Балет Москва и др.), до 2019 года Кейхель руководил компанией сов­ременного танца «Акведук».

Спектакли Inner Company дают простор воображению и ассоциативному мышлению зрителя. В них отсутствуют развитое действие и повествовательная логика. Это спектакли-погружения, медитации, спектакли-путешествия в мир чувств, фантазий и снов. Не случайно в названии труппы присутствует слово inner, что означает «внутренний», «сокровенный».

Постановки компании — редкий в отечественном современном танце пример тесного сотрудничества хореографа и композитора. К каждому спектаклю создаются оригинальная музыкальная партитура и саунд-дизайн. В музыке Константина Чистякова отсутствуют предсказуемые танцевальные ритмоформулы, зато она очень перформативна, осязаема и оказывает сильнейшее воздействие.

Открыл вечер спектакль «Чудо». На белом квадрате сцены три девушки в черном (Юлиана Анфимова, Татьяна Краснова, Сабина Саутиева) на глазах зрителей вершили обряд, в котором человеческое переплеталось с магическим, а телесное — с сакральным. Танцевальный текст возникал из минималистичных движений и их трансформации. Легкие покачивания корпуса, шажки, полуприседания сменялись широкими взмахами рук-крыльев, наклонами всем телом, суфийскими кружениями. В танце проступали отголоски древних ритуальных заклинаний и в то же время телес­ная экспрессия, усилием воли сдерживаемый нерв нашей эпохи. Когда же сцену заливал красный свет, казалось, что перед нами неумолимые мойры, прядущие нити судьбы.

Спектакль Echo, завершавший вечер, — обновленная версия работы 2021 года. Постановка изменилась количественно (пять танцовщиков вместо тринадцати), но не пострадала качественно. Спектакль начинается с музыки, звуковой лавиной обрушивающейся на публику. Некоторое время зрители находятся в полной темноте: свет и танец присоединяются к звучанию позже.

Авторы определяют Echo как «абстрактный пейзаж, вовлекающий в медитацию посредством музыки, света и хореографии». Текучие мягкие извивы рук, плавные глубокие наклоны корпуса, круговые линии танцевального рисунка напоминают движения воздуха, воды, потоков невидимых энергий, проводниками которых становились тела танцовщиц (Юлиана Анфимова, Светлана Бажина, Анастасия Бояринцева, ­Татьяна Краснова, Сабина Саутиева).

Впечатление усиливалось благодаря необычайно выразительному, нередко отсылающему к творчеству великих мастеров прошлого, свету Ксении Котеневой. Так, в одном из эпизодов свет в духе живописи Караваджо выхватывал лишь торсы и руки, в то время как нижняя часть фигур артистов сливалась с темным фоном. В другом световые потоки, озарявшие сцену, будто лились с небес, вызывая ассоциации с характерными приемами на полотнах Рембрандта.

В финале артисты двигались, растворяясь в темном пустом пространстве, которое затем взрывалось слепящей вспышкой направленных на зрителей прожекторов. Быть может, это был Большой взрыв, знаменующий рождение новой Вселенной, начало новой жизни…

Постановки Inner Company завораживающе красивы. Это спектакли о поиске красоты, о ее хрупкости и пронзительной силе, притягательности и непостижимости, о стремлении к красоте даже в периоды жизненных катастроф.

В новом сезоне в планах творческого трио — работа над новыми спектаклями для пермского балета Евгения Панфилова, краснодарской компании современного танца и собственными постановками.


#Александринский театр #спектакль #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (7436) от 15.06.2023 под заголовком «В поисках красоты».


Комментарии