Бастион левоцентризма. Что показали парламентские выборы в Португалии

Не так много осталось сегодня в Европе государств, в которых левоцентристские партии сохраняют доминирующие политические позиции. Парламентские выборы 30 января в Португалии показали, что эта республика относится к числу таких стран.

Бастион левоцентризма. Что показали парламентские выборы в Португалии | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Выборы раньше срока

Голосование в однопалатный парламент — 230‑местную ассамблею республики — носило в Португалии внеочередной характер. Дело в том, что с конца 2015 года в стране функционирует формируемое Социалистической партией (СП) однопартийное правительство. Однако речь идет о правительстве парламентского меньшинства. Да, и в социальном плане, и на уровне законодательного органа в этой западноевропейской стране имеется левое большинство. Но кабинет генерального секретаря СП Антониу Кошты шесть лет зависел от лояльного отношения со стороны более радикальных политических сил — Левого блока (ЛБ) и Португальской коммунистической партии (ПКП)

Благодаря сотрудничеству различных левых сил во второй половине 2010‑х годов удалось при­остановить процессы приватизации (и даже, например в транспортной сфере, расширить общественный сектор), были повышены минимальные зарплаты и пенсии, принят закон о 35‑часовой рабочей неделе для служащих госсектора, снижена налоговая нагрузка на людей труда, расширены права работников на предприятиях.

В целом успешная внутренняя политика правительства встретила одобрение со стороны электората, в 2019 году на законодательных выборах СП одержала очевидную победу, но социалистам не удалось добиться абсолютного большинства. Однако в отличие от 2015 года, когда социалисты подписали с другими левыми парламентскими партиями официальные соглашения, в 2019‑м СП такую практику не продолжила.

В результате все новые законопроекты, особенно ежегодные бюджеты, стали проходить через ассамблею с большим скрипом. Радикальные левые парламентарии упрекали правительство в некритичном следовании рецептам по финансовой дисциплине из органов Евросоюза, недостаточных усилиях по увеличению расходов на здравоохранение и действиях по росту минимальной зарплаты. В результате в конце октября впервые в истории демократической Португалии был отвергнут в парламенте бюджетный законопроект.

Представляющий правоцентристский лагерь президент республики Марселу Ребело де Соуза уже 4 ноября распустил ассамблею и назначил голосование на январь 2022 года. Как отметил глава Португалии, «если ассамблея не может принять бюджет, который является основополагающим для страны документом, было бы правильно отдать слово португальцам, которые скажут, что они думают относительно будущего парламента».

Почему доверяют правительству

Высокий уровень поддержки действующей власти появился, что называется, не сам по себе. Левоцентристское правительство за более чем 6 лет своего функционирования сумело заметно сократить уровень безработицы, сведя его до 6 % трудоспособного населения. Увы, все еще значительна незанятость среди молодых португальцев (22 %), но и этот показатель снижается.

Без сомнения, за шесть лет левого большинства в ассамблее уровень жизни большей части граждан страны повысился. Среднегодовой рост зарплаты составлял 4 %, хотя, разумеется, на фоне пандемии коронавируса этот показатель стал поскромнее. Посетив несколько раз Португалию за последние годы, могу лично засвидетельствовать, что эта страна определенно развивается в правильном направлении. Ее опыт показывает, что рыночная экономика вполне может соседствовать с активной социальной политикой государства.

Как и другие страны Европы, португальская экономика и система социального обеспечения испытали серьезные трудности в условиях пандемии. В 2020 году падение экономики, в частности, превысило семь пунктов. В этой ситуации помимо обращения к традиционной европейской помощи правительство страны сделало важные шаги. Появились такие важные документы, как план восстановления и устойчивости, национальная программа реформ, программа стабильности. Ориентация была взята на поддержку системы здравоохранения, усиление качества и привлекательности образования, модернизацию экономики посредством цифровизации, инноваций и повышения квалификации рабочей силы, обеспечение условий для достойной оплаты труда, реализацию «климатического транзита» в соответствии с европейскими обязательствами Лиссабона.

Португалия в 2020 — 2021 гг. использовала разные рычаги в противостоянии коронавирусу. Изоляционные, ограничительные меры то усиливались, то ослаблялись. Бушующая в Западной Европе волна омикрона тоже сполна прошлась по Португалии. Как отметил в рождественском поздравительном обращении премьер-министр Антониу Кошта, пандемия «оказала жесткое воздействие на наше общество». В конце января ежедневно в 10‑миллионной Португалии фиксируют свыше 65 тысяч новых случаев инфицирования. На сегодняшний день переболели COVID-19 23 % граждан страны. Поскольку, согласно правительственным данным, около 90 % взрослого населения республики вакцинированы (совсем недавно начали прививать и детей от пяти лет), может возникнуть справедливый вопрос: а очень уж сильно помогает вся эта вакцинация португальцам? Ведь сейчас в стране болеют коронавирусом более полумиллиона человек. Но здесь есть один немаловажный момент: смертельные случаи от пандемии коснулись менее одного процента заболевших. И это говорит о том, что для стоящих у власти левоцентристов забота о здоровье сограждан — приоритетное дело.

За европейский выбор и многополярность

Как правило, политико-идеологические расхождения в странах Западной Европы не сильно влияют на реальную внешнюю политику. В целом в Португалии между ведущими силами — социалистами и главной оппозицией в лице правоцентристской Социал-демократической партии (СДП) — имеет место внешнеполитический консенсус. В частности, это касается принадлежности страны к НАТО, энергичной поддержки европейской интеграции и активной политики на южном направлении.

Как основные партии, так и португальская общественность относятся к числу «еврофилов». Думается, это логично, ведь страна продолжает получать от Евросоюза много больше, чем давать ему. В течение последних семи лет Лиссабон получил из различных фондов ЕС 45 млрд евро.

Португальская дипломатия поддерживает реализацию глобальной стратегии Брюсселя по безопасности и обороне, считая необходимым усиление партнерства европейских государств в противостоянии терроризму, в миграционной политике, защите внешних границ ЕС. Лиссабон ратует также за развитие единого внутреннего рынка (это касается сферы услуг, цифровизации экономики, Энергетического союза и т. д.), продвижение социальной и экономической солидарности, а также общих для стран-членов социальных прав.

Но и тут левоцентризм правящей партии все же сказывается. Так, министр иностранных дел Португалии Аугусту Сантуш Силва убежден, что «НАТО и Россия должны поддерживать политический диалог».

В последние годы нахождения у власти правительства СП продолжали развиваться и заметно углубляться португальско-китайские отношения, причем в самых разных областях: промышленность, транспорт, наука и техника… Несмотря на то что Сантуш Силва выступает против формального присоединения Лиссабона к китайскому формату 16+1, справедливой кажется точка зрения президента страны Марселу Ребело де Соузы о том, что на сегодняшний момент португальско-китайские отношения переживают самый лучший период в истории. Достаточно динамичным выглядит и сотрудничество Португалии с Индией.

В годы нахождения у власти социалистов официальный Лиссабон, как и при прежнем правоцентристском кабинете, продолжал уделять серьезное внимание развитию отношений с португало­язычными странами, в прошлом колониальными владениями республики. Довольно большая помощь выделяется, в частности, Мозамбику и Восточному Тимору. Естественно, приоритетный характер носят и разнообразные связи с Бразилией.

Кошта выиграл «референдум»

В ходе предвыборной кампании португальские СМИ подчеркивали, что выборы в ассамблею республики станут своего рода референдумом по доверию главе правительства. Что ж, если так, то 60‑летний лидер португальских социалистов Антониу Кошта может быть полностью удовлетворен. Голосование 30 января показало, что соцпартия, набрав 41,7 % голосов, не только безоговорочно выиграла выборы. Этот результат позволил СП получить в парламенте 117 мандатов: во второй раз в национальной истории у социалистов отныне будет абсолютное большинство кресел в ассамблее.

Выступая перед активистами своей партии, Кошта в ночь после выборов сказал: «Это победа послушания, доверия и стабильности». Получив абсолютное большинство депутатских мандатов, социалисты теперь без всякой оглядки на другие парламентские группы смогут реализовывать в течение ближайших четырех лет свои внутриполитические планы. Это касается, в частности, того, как именно расходовать инвестиционный план в 16 млрд евро, профинансированный за счет ЕС.

Наверное, еще никогда после «революции гвоздик» 1974 года превосходство левоцентризма в левом движении Португалии не было столь очевидным: почти 53,4 % граждан голосовали 30 января за партии левой ориентации. Однако если, скажем, в 2015 году радикальные левые силы располагали поддержкой почти 18 % португальцев, то на сей раз и ЛБ, и возглавляемая ПКП Коалиция демократического единства (КДЕ) потеряли заметное число голосов и мандатов; в совокупности списки радикального левого фланга не набрали в этот раз и 10 пунктов. Очевидно, что немалая часть их избирателей отошли к социалистам.

Досадным для левых будет лишь то, что третье место впервые получит партия «ЧЕГА» («Хватит!») — относительно недавно созданная крайне правая политическая сила, выступающая с националистическими и антииммиграционными лозунгами. Долгие десятилетия Португалия была политическим исключением среди западноевропейских стран — в ней отсутствовали на парламентском уровне крайне правые. Набрав сейчас 7,2 % голосов, партия «ЧЕГА» сумела обойти и КДЕ, и ЛБ. Опередили их и либералы, также резко нарастившие поддержку с 5 % голосов. Все это сильно ослабило потенциал ведущей оппозиционной партии, СДП. Правоцентристы получили по итогам выборов 29,3 % голосов и 76 мандатов. Результат, далекий от того, на что надеялся председатель этой партии Руи Рио. Скорее всего, лидеру СДП придется вскоре подать в отставку.

Вряд ли португальский пример показателен для всей Европы. Но тем не менее он свидетельствует, что левоцентризм способен проводить эффективную политику и пользоваться широкой народной поддержкой. А также иметь популярных и авторитетных в обществе руководителей, каким для Португалии и является Антониу Кошта.


#Португалия #выборы #парламент

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 20 (7103) от 04.02.2022 под заголовком «Бастион левоцентризма».


Комментарии