Победа на президентских выборах в Словакии Петера Пеллегрини привела к резонансу в Евросоюзе

Прошедшие недавно президентские выборы в Словакии вызвали на удивление большой интерес, а победа на них Петера Пеллегрини, сторонника премьера страны Роберта Фицо, привела к большому резонансу в Евросоюзе. Многие западные аналитики и ведущие СМИ оценили итоги выборов чуть ли не как появление в Словакии еще одного пророссийского политика и даже окончательное сворачивание страны с проевропейского пути развития. Впрочем, такие оценки явно преувеличены и не соответствуют действительности.

Победа на президентских выборах в Словакии Петера Пеллегрини привела к резонансу в Евросоюзе  | ФОТО engin akyurt on Unsplash

ФОТО engin akyurt on Unsplash

Победитель предвыборной гонки определился во втором туре, который состоялся в начале апреля. За пост главы государства боролись экс-глава МИД Иван Корчок и спикер парламента Петер Пеллегрини. Первого эксперты определяли как прозападного политика, второго — как пророссийского. Примечательно, что в первом туре Корчок опередил своего соперника на пять процентов, набрав 42 % голосов избирателей. Результат оказался неожиданным, поскольку соцопросы пророчили победу стороннику премьера Фицо. Но такой итог вдохновил как местную либеральную оппозицию, так и евросоюзовских чиновников в Брюсселе: прогнозируемая победа спикера парламента Петера Пеллегрини, чья партия «Голос» входит в правящую коалицию, грозила усилить позиции премьера Роберта Фицо, которого в ЕС уже записали в самые пророссийские политики объединения наряду с его венгерским коллегой Виктором Орбаном.


Следует напомнить, что левоцент­ристская партия Фицо «Направление — социальная демократия» (НСД) одержала победу на парламентских выборах в октябре 2023 года. Его приход к власти взволновал западные страны из‑за репутации Фицо как «пророссийского популиста». После начала специальной военной операции на Украине он выступил с критикой поддержки Киева и возложил вину за начало конфликта на Украину. В ноябре прошлого года Братислава прекратила оказывать ей военную помощь, но продолжила предоставлять гуманитарную.

TASS_68837526.jpg

ФОТО Martin DIVISEK/EPA/ТАСС


Во многом такую ситуацию балансировала фигура президента Словакии Зузаны Чапутовой, которая была представителем оппозиции. Хотя полномочия президента в стране весьма ограниченны, он всегда играл важную роль в балансе сил, выступая своеобразным буфером и даже противовесом исполнительной и законодательной ветвям власти. По мысли Запада, победа сторонника Роберта Фицо эту конструкцию нарушает, причем не в пользу Брюсселя.

Итог второго тура был почти похож на итог первого, но в зеркальном отражении: Пеллегрини опередил своего соперника на шесть пунктов и получил кресло главы государства. Корчок свое поражение признал и поздравил победителя, теперь Пеллегрини на пять лет станет хозяином дворца Грашалковичей, официальной резиденции президента страны в Братиславе.

Новый президент родился в 1975 году в старинном городе Банска-Бистрица в Чехословакии (сейчас это территория Словакии). Звучную фамилию он унаследовал от прапрадеда, итальянца Леопольда Пеллегрини, поселившегося на территории нынешней Словакии в конце ХIХ века. Семья Петера не имеет никакого отношения к политике: отец всю жизнь работал автомехаником, а мать — учителем начальных классов.

В 1998 году он окончил экономический факультет Университета Матея Бела в Банска-Бистрице, а чуть позже — Технический университет в Кошице по специальности «Финансы, банковское дело и инвестиции». Получив высшее образование, молодой человек решил уйти в бизнес и несколько лет был индивидуальным предпринимателем.

Политикой Петер Пеллегрини решил заняться в 2002‑м. Четыре года он был помощником депутата национального совета (парламента) Словакии, а в 2006‑м стал депутатом парламента от левоцентристской партии «Курс — социальная демократия», возглавляемой Робертом Фицо. Политическая карьера в отличие от предпринимательской у будущего главы государства складывалась весьма успешно и поступательно. Свой депутатский мандат Пеллегрини подтвердил еще раз через четыре года. В 2012‑м начинается правительственный период в карьере депутата. Два года он работает статс-секретарем министерства финансов Словакии, затем занимает пост министра образования. В марте 2016‑го Пеллегрини назначается вице-премьером по инвестициям и информатизации в правительстве Фицо. В июне 2020 года он решает подкрепить свою государственную карьеру политической — основывает партию «Голос — социальная демократия». В сентябре минувшего года на досрочных парламентских выборах его партия занимает третье место и входит в правящую коалицию, в следующем месяце Пеллегрини был избран спикером национального совета страны.

Новый президент разделяет позицию действующего правительства Словакии о необходимости восстановления отношений республики с Россией, интенсивность которых резко сократилась после начала СВО, на госуровне. По украинскому вопросу Пеллегрини полностью разделяет подход Роберта Фицо, об этом он заявил в конце марта в интервью новостному агентству TASR. «Правительство Словакии заняло реалистичную позицию по украинскому кризису, видя, что за два года мы никуда не продвинулись… Мы сказали: давайте остановим огонь и начнем какие‑­то переговоры о мире», — цитирует Пеллегрини РИА «Новости». Также он выразил недоумение из‑за того, что некоторые европейские страны не готовы уважать Словакию за ее подход к украинскому конфликту. «Я скажу откровенно, я бы хотел, чтобы этот конфликт [на Украине] закончился как можно скорее. Мы будем вновь искать пути [активного] общения и с РФ, пути обновления отношений, конечно, как закончится конфликт», — заявил политик вскоре после избрания президентом.

Также он считает, что санкции против России оказались в большинстве случаев неэффективными и негативно отразились на жителях Словакии. Пеллегрини не отвергает единый подход Евросоюза к РФ по ситуации на Украине, но отмечает необходимость учитывать воздействие рестрикций на экономику стран сообщества. По его мнению, Словакия должна учитывать собственный национально-государственный интерес, формируя позицию по этому вопросу.

При всем при этом сразу же после избрания президентом Пеллегрини заверил, что Словакия «не изменит свою внешнеполитическую ориентацию и останется надежным членом ЕС и НАТО». Президентские выборы не были, по его словам, референдумом о будущем курсе республики. При этом он добавил, что «респуб­лика будет проводить суверенную внешнюю политику, отстаивая преж­де всего свои интересы и интересы своих граждан». И тем самым косвенно подтвердил, что не является никаким «пророссийским политиком». «Словакия всегда будет Словакией, Словакия никогда не будет Чехией, Польшей, США или Венгрией. Мы всегда будем независимой Словакией со своими собственными мыслями и традициями», — подчерк­нул новый президент.

Появление прагматичного властного тандема Фицо — Пеллегрини тем не менее вряд ли будет означать радикальный поворот именно в отношении российского внешнеполитического вектора — это мнение большинства экспертного сообщества, с которым трудно не согласиться. 

Появление властного тандема Фицо - Пеллегрини, не означает резкого поворота к Москве, но это явно усилит головную боль Евросоюза. 

Нежелание словацкого политического истеблишмента оказывать поддержку киевскому режиму и стремление проводить прагматичную политику по отношению к Москве связано не с тем, что влас­ти страны занимают особую позицию по России или особую позицию по самому кризису, военным действиям, а с тем, что они бы хотели максимально компенсировать национальные расходы и развивать экономику страны в соответствии со своими возможностями. Но, скорее всего, по мнению аналитиков, теперь властный тандем дружно и последовательно будет вести свое­образный торг с наднациональным Евросоюзом о том, скольких дополнительных инвестиций и дополнительных программ по финансовой и модернизационной помощи будет стоить Брюсселю более сговорчивая позиция Словакии.


#выборы #словакия #президент

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (7648) от 19.04.2024 под заголовком «Прословацкий президент».


Комментарии