Марафон с детской коляской

Бегал, бегает и будет бегать. Причем если для подавляющего большинства людей марафоны (42 километра 195 метров) - экстремальное и едва ли преодолимое испытание, то для Кирилла ЦВЕТКОВА - обычная каждодневная рутина. Еще бы, ведь он по ходу своих сверхмарафонских пробегов по интереснейшим, а порой и уникальным маршрутам преодолевает в десятки раз более длинные дистанции. Об особенностях сверхмарафонского и не только бега 33-летний уроженец Гатчины рассказал нашему корреспонденту Сергею ПОДУШКИНУ.

Марафон с детской коляской | ФОТО из личного архива К. Цветкова

ФОТО из личного архива К. Цветкова

- Кирилл, как вы пришли к такому, мягко говоря, не совсем обычному увлечению бегом на сверхдлинные дистанции?

- На самом деле с детства я занимался совсем другим видом - спортивным плаванием. Но когда поступил в спортивный колледж, увлекся беговыми лыжами. Причем настолько, что из секции плавания меня выгнали. Тогда же начал использовать в летний период в тренировках бег. И постепенно сосредоточился на нем - нет необходимости искать трассы, тщательно готовить лыжи. Надел форму и кроссовки, вышел из дома и побежал... К тому же однажды мне попался в руки журнал, где редактор очень увлекательно рассказывал о подготовке и участии в знаменитом многодневном Marathon des Sables по пустыне Сахара.

Вскоре принял предложение друга поехать за компанию на один из старейших пробегов России вокруг озера Ильмень в Великом Новгороде. Признаюсь, тогда был совсем не готов к таким приключениям, дистанция 250 км за три с половиной дня далась физически очень тяжело. Но зато посмотрел на такие сверхмарафоны изнутри, познакомился с людьми, которые этим занимаются. В то же время загорелся идеей пробежать 100 км без остановок. В рамках длившейся около года подготовки преодолел свой первый официальный марафон «Дорога жизни», а сотню пробежал только со второго раза в рамках проводившегося в то время в Петербурге суточного забега «Испытай себя». И, знаете, ощущения после финиша были настолько сильные, что решил - надо продолжать и ставить новые цели!

- Каков ваш личный рекорд по ходу многодневного забега?

- Несколько лет назад пробежал за 21 день 1378 км вокруг Исландии. На данный момент это максимальная для меня дистанция. Насколько было тяжело? Все зависит от тренированности. Сверхмарафоны требуют долгой и тщательной подготовки, иначе не только на третьей неделе, но и с первого дня будет очень непросто. Да и для тренированного организма требуется пара дней, чтобы поймать ритм, «вработаться». Все-таки для человека бежать в режиме нон-стоп не слишком естественно. Тем более в той же Исландии погода нас не баловала - порой из-за сильного встречного ветра даже шли с трудом. Кроме того, иногда в горах приходилось подолгу бежать только вверх, что с учетом полного самообеспечения особенно затруднительно.

- Получается, бегаете с тяжелым рюкзаком за плечами?

- Вес рюкзака небольшой - максимум пять кило. Там у нас самое необходимое - еда для быстрого перекуса, дождевики, телефоны, документы... Все остальное везем в тележке, а точнее, в переделанной под наши нужды детской спортивной коляске, которая выдерживает до сорока килограммов груза - палатки, теплые вещи, большие запасы воды и еды. Обычно мы бежим небольшой группой, тележку толкаем по очереди, меняемся каждый час. Запасы провизии стараемся пополнять, забегая в магазины или на автозаправки.

- Насколько понимаю, чтобы бежать так долго, рекорды скорости лучше не ставить?

- Все верно, но и назвать темп черепашьим нельзя - в среднем он составляет где-то шесть с половиной минут на километр. В Исландии нам приходилось преодолевать в день и по 80 км, что с учетом погоды и рельефа занимало порой и по 12 часов, в менее сложных пробегах хватает и восьми часов бега в сутки.

- А что с питанием, со сном?

- Да ограничений особых-то и нет. В течение дня, конечно, больше упираем на быстрые углеводы - выпечку, сладости, кофе, сладкие газированные напитки, едим и бутерброды с сыром и мясом. Утром и вечером обычно питаемся рисом, гречкой, морепродуктами. Палатки раскладываем обычно уже в 6 - 7 вечера - часик на ужин, часик на «серфинг» в Интернете, и спать. Встаем обычно с рассветом - часов в шесть утра. Так что на сон у нас отведено достаточно времени - 8 - 10 часов. Порой, конечно, случаются и форс-мажоры - так, во время марафона вокруг острова Сардиния я из-за травмы на автобусе уехал в хостел в Кальяри на два дня. После чего, чуть подлечившись, продолжил бежать вместе с ребятами.

- Сверхмарафоны вы бегаете в основном в Европе. Опасаетесь российских дорог?

- Да, помимо пробега вокруг озера Ильмень в 2010-м бежал вокруг Азовского моря по России и Украине. И, надо признать, дороги у нас - настоящая беда. Как и дорожно-транспортная ситуация - автомобилисты не готовы к встрече с бегущими по дорогам людьми, известны случаи наездов на участников. К счастью, без фатальных последствий, но все равно сверхмарафоны в России - большой риск.

- Тем не менее все больше петербуржцев увлекаются бегом, не так ли? Пусть для начала не столь экстремальным, как у вас...

- Все верно - популярность растет, школы бега открываются, я сам занимаюсь организацией различных спортивных мероприятий, в том числе и беговых. Но как человек с двумя высшими спортивными образованиями уверяю вас - квалифицированных тренеров в Петербурге больше не стало. На мой взгляд, в девяти из десяти школ бега, где обещают научить за три недели пробежать марафон, люди не слишком компетентны. Ведь один из главных постулатов для тренеров - не навредить, а не добиться результата любой ценой. Знаю многих, причем хорошо физически развитых людей, чьи тренировки в различных школах бега заканчивались серьезными травмами, операциями, вызванными перегрузками от неправильного планирования тренировочного процесса.

- А разве нельзя научиться бегать без всяких тренеров?

- Никто не спорит, можно. Просто на это уйдет больше времени и сил, поскольку грамотный специалист может научить нюансам техники, сократить риск травм и быстрее добиться желаемого результата.

- Вы являетесь послом доброй воли в благотворительном забеге Wings For Life World Run, который ежегодно одновременно проходит во многих городах мира, в том числе в Коломне. В чем уникальность данного мероприятия?

- Прежде всего в том, что это не соревнование в привычном понимании. Да, есть ребята, которые приезжают бежать на результат, и уже, насколько я знаю, открыта предварительная регистрация на Wings For Life World Run, который пройдет 6 мая будущего года. Но у большинства - другие цели. Собрать средства на благотворительность, а заодно получить удовольствие от процесса, от общения с другими бегунами. К тому же формат у мероприятия очень необычный и классный - дистанции в классическом понимании нет, она заканчивается, когда тебя догоняет машина. Поэтому непонятно, когда начинать терпеть, ускоряться, добегать. Все это очень занимательно. Лично я всегда бегу в Коломне с удовольствием.

#бег #сверхмарафон #Цветков

Комментарии