Не обогнуть ли Гренландию?

Российские и швейцарские ученые обсуждают прошедшую Антарктическую циркумполярную экспедицию и планы на будущее.

Не обогнуть ли Гренландию? | Иллюстрация Anton Balazh/shutterstock.com

Иллюстрация Anton Balazh/shutterstock.com

Прошедшая в Президентской библиотеке конференция «Наука без границ. Швейцарские полярные исследования и Антарктическая циркумполярная экспедиция» еще как соответствует своему названию. В декабре 2016 года собрались 22 команды ученых со всего мира (биологи, климатологи, океанографы...), «загрузились» на российское научно-исследовательское судно «Академик Трешников» и отправились огибать Южный полюс, что и означает «циркумполярный» - «вокруг полюса».

Тот проект был дебютом «новорожденного» (в 2016 году появился) Швейцарского полярного института и, как было подчеркнуто, следовал традиции, заложенной еще Беллинсгаузеном и Лазаревым.

Как прокомментировал посол Швейцарии в России Ив Россье, Швейцария ведет полярные исследования примерно 100 лет, а кульминацией стало то, что страна в мае вошла наблюдателем в Арктический совет. Антарктида, конечно, не Арктика, а совершенно противоположное, но, отметил посол, влияние, которое оказывают на Швейцарию изменения климата, «похоже на то, как оно влияет на Арктический и Антарктический регионы».

«В Антарктиде лед - под ногами, у нас - над головами», - подразумевая Альпы, сравнил генконсул Швейцарии в Петербурге Мишель Файетта. - И температура растет примерно в тех же темпах, что и в Антарктиде.

Между тем не без странностей: как отметил директор Арктического и Антарктического НИИ Иван Фролов (в Антарктиде у нас, не считая сезонных станций, пять круглогодичных), если с 1960-х температура на антарктической станции «Беллинсгаузен» повышается, то в некоторых других местах - тенденция к понижению.

Фредерика Паулсена, почетного генконсула РФ в Лозанне, мало назвать полярным исследователем. Потому что, побывав в 2010-м и 2012-м на двух полюсах, он решил, что надо добраться и до остальных. Если вы забыли - их восемь: «северные» - географический, магнитный, геомагнитный и полюс недоступности, и то же самое у «юга».

Паулсен считает, что анализ данных экспедиции займет три-четыре года, но все же кое-что очевидно уже сейчас. Например, раньше считалось, что пластик загрязняет только прибрежные воды - там, где обитают люди. Оказалось, пластик есть уже во всех океанах. И, кстати, самое большое животное на планете, синий кит, численность которого лет сто назад стала стремительно снижаться, теперь не такой уж и редкий. «Мы, к примеру, видели 50 особей!».

У исследователя есть рационализаторское предложение: как обогнули Антарктиду - обогнуть и Гренландию. «В Гренландии - кубические километры льда - и в Альпах тоже, - соотнес он. - Надо знать динамику таяния». Но и в России, как известно, льда не занимать.

#Арктика #Антарктика #исследования

Комментарии