История строительства Военно-морской академии в Ленинграде

В 1933 году командование Военно-морской академии имени К. Е. Ворошилова обратилось в Ленсовет с просьбой выделить земельный участок для строительства нового здания. В мае следующего года, после долгой переписки, президиум Ленсовета закрепил за академией участок бывшей усадьбы Строганова у Черной речки.

История строительства Военно-морской академии в Ленинграде | Ныне здание Военно-морской академии имени адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова является объектом культурного наследия регионального значения./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Ныне здание Военно-морской академии имени адмирала флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова является объектом культурного наследия регионального значения./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Прошло еще почти два года, и 9 мая 1936 года нарком обороны Климент Ворошилов подписал приказ о сооружении комплекса зданий Военно-морской академии на тысячу слушателей и финансировании этого строительства.

Был проведен закрытый конкурс, к сентябрю 1936 года были готовы три эскизных проекта, выполненные архитекторами Давидом Бурышкиным, Александром Гегелло и Ноем Троцким. Однако ни один из них не был утвержден Ленсоветом. Они были опубликованы в ежегоднике Союза архитекторов и, следует признать, действительно были уж слишком грандиозными и помпезными.

Составление проекта решили передать молодому и талантливому, как писали про него газеты, архитектору отдела проектных работ Инженерно-строительной службы Военно-морских сил Александру Васильеву. В содружестве с Александром Романовским (интерьерами занимались Кирилл Халтурин и Василий Савков) он смог за месяц разработать чертежи и согласился руководить стройкой в должности главного архитектора. Проект был утвержден в ноябре 1937 года.

Место будущего строительства прежде не пустовало. Под снос пошли пять домов по набережной и три — в глубине сада. Ленсовет утвердил ходатайство академии о выплате компенсаций их жильцам.

Строительство началось в 1939 году. В построении композиции здания авторы отталкивались от классической схемы петербургского Адмиралтейства: такое же П-образное здание, такое же выделение цоколя, такая же частота использования колонных портиков. Кроме того, на фасаде академии была задумана скульптура, но эту идею так и не реализовали.

Как сообщала 19 мая 1941 года газета «Красный флот», здание было уже готово вчерне, в одной из его частей идут отделочные работы. «Главный вход из полированного гранита поведет в большой вестибюль, украшенный мраморными колоннами с бронзовыми вазами и капителями. На полу перед лестницей будет выложен мрамором компас. В читальных залах будут висеть картины на темы о крупнейших сражениях русского флота, на постаментах установят бюсты знаменитых русских мореплавателей и флотоводцев. Аудитории и залы радиофицируются. Корпуса будущей академии расположены по территории огромного парка с беседками и цветниками».

«Ленинградская правда» добавляла: «Здание поражает своей величиной… По своим размерам среди всех новостроек Ленинграда оно уступает лишь Дому Советов. В здании будут библиотека на 300 тысяч книг и большой актовый зал. Главный вход украшается скульптурами на тему «СССР — великая морская держава».

В 1941 году слушатели академии готовились начать здесь новый учебный год. Однако началась ­война, и переезд факультетов с Васильевского острова был остановлен.

Архитектор Александр Васильев приложил много усилий, чтобы осуществить консервацию здания. Хотя забот ему добавилось: в августе 1941 года он занимался маскировкой батарей Балтийского флота. В январе 1942 года он в возрасте сорока лет погиб «при исполнении служебных обязанностей» — замерз по пути на стройку, потеряв силы из‑за истощения…

Летом 1944 года строительство продолжилось, им занимались архитектор Давид Бурышкин и его помощники. Доделывали в первую очередь восточную часть, обращенную в Строгановской сад. «Это будет одно из самых больших и красиво отделанных зданий города», — сообщалось летом 1946 года в «Ленинградской правде».

Стройку завершили к началу 1950 года. Здание действительно получилось чрезвычайно монументальным: центр, обращенный к Большой Невке, выделен десятиколонным портиком, боковые ризалиты снабжены шестью колоннами на трех верхних этажах. Фасад, выходящий на улицу Академика Крылова, оформлен аналогично, но он короче и скромнее. В центре — восьмиколонный портик, а по краям не колонны, а только пилястры. Фасад, обращенный в сад, — еще более скромный, на нем только пилястры и не выделен центр.

Внутренняя отделка в большинстве своем была выполнена именно такая, как о ней сообщали газеты перед войной, — и бюсты флотоводцев установили, и помещения отделали мрамором. Плафон библиотеки декорировали орнаментальными росписями в стиле ампир. Бра в коридорах выполнили в форме моржовых голов.

В последующие годы здание и внутренние помещения академии еще не раз претерпевали изменения. В 1965 – 1967 годах восточное крыло здания было удлинено путем пристройки нового лабораторного корпуса, выполненного в тех же неоклассических формах. А в главном вестибюле, где первоначально установили скульптуру Сталина, в 1954 году ему на смену пришел Ленин, а в 2000‑м — адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов, имя которого ныне носит академия.

Увы, архитектурные критики почему‑то обходили это сооружение, имеющее важнейшее градостроительное значение, стороной. Попало оно только в «Архитектурный путеводитель» 1971 года, да и то туманной фразой: «В архитектуре огромного здания отражены поиски новых стилевых черт советской архитектуры на основе трансформации форм стиля классицизма».


#здание #история #академия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 237 (7566) от 15.12.2023 под заголовком «Почти как Дом Советов».


Комментарии