Сигнальщики все‑таки были! На это указывает множество свидетельств

В полосе «Память» от 8 февраля была опубликована статья кандидата исторических наук Сергея Рудника. В ней он, в целом, ставил под сомнение существование в Ленинграде во время блокады вражеских лазутчиков, которые подавали сигналы самолетам противника. Отмечая огромное количество воспоминаний о том, как в городе ловили ракетчиков, автор констатировал: исследователям до сих пор не удалось обнаружить в архивах ни одного уголовного дела, в котором обвиняемым был бы подававший сигналы вражеский диверсант.

Сигнальщики  все‑таки были! На это указывает множество свидетельств | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сразу же отмечу, что занимаюсь главным образом исследованием блокадного спорта, тем не менее с информацией о «ракетчиках-сигнальщиках» мне приходилось сталкиваться, и не раз.

Так, в июле 1941 года футболис­ты-динамовцы были призваны в ряды милиции, после окончания срочных курсов одни из них поступили на службу в уголовный розыск, другие оказались в районных отделениях милиции. Всем им доводилось участвовать в рейдах против «ракетчиков-сигнальщиков». Об этом они довольно часто вспоминали после войны.

Лариса Александровна Федорова, дочь легендарного нападающего «Динамо» Александра Федорова, затронула эту тему в интервью, показанном в документальном фильме «Блокадный футбол». По ее словам, отец рассказывал, что, хотя ни одного ракетчика задержать ему с товарищами не удалось, «зеленые цепочки» они не раз видели.

Совсем недавно мне было передано воспоминание об отце, написанное сыном другого динамовца, — Георгия Московцева. В годы блокады он был оперативным сотрудником милиции.

Николай Георгиевич передает слова отца: «Взял на крыше ракетчика (были такие, наводку немцам давали куда бомбить). Веду вниз. Смотрю, а там уже разъяренная толпа собралась. Кричат: «Не отпус­тим шпионов живыми! Разорвем этих гадов!». Это жильцы вышли милиции помогать. А я же без формы. Сотрудника нашего, который внизу должен ждать, не видно, куда‑то оттеснили. Понимаю, и меня сейчас заодно разорвут, как пойманного шпиона. Объяснений они уже слушать не будут. И пистолет тут не поможет, сколько вверх ни стреляй. Опыт уже был. Еле тогда спасся, через одну из квартир выпустили нас с арестованным черным ходом».

Еще один свидетель действий ракетчиков — Павел Лукницкий, военный корреспондент ТАСС на Ленинградском и Волховском фронтах. В первом томе его знаменитой эпопеи «Ленинград действует» есть запись, датированная 10 сентября 1941 года: «Огненным пунктиром вздымались к тучам ракеты — белые и красные, прошлый раз я не понял их назначения, теперь знаю — это сигнализирует всякая сволочь, шпионы».

В Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга мне довелось ознакомиться со сте­нограммой сообщения старшего лейтенанта милиции Александра Горбунова — помощника начальника политотдела милиции по комсомолу (оно датировано 15 июля 1944 года). Он сообщал, что начиная с сентября 1941 года десять комсомольских бригад в темные осенние ночи, несмотря на дождь и непогоду, ежедневно выходили на ловлю ракетчиков и сигнальщиков. «Комсомолка Ипатова задержала ракетчика. Комсомолка Васильева задержала сигнальщика, и ряд других комсомольцев проявили инициативу в этом деле», — указал Горбунов.

Сошлюсь также на ­отчет «Итоги боевых действий частей Ленинградской армии ПВО 22.06.1941 – 22.06.1942», хранящийся в Центральном архиве Министерства обороны, в котором сообщалось: «Для лучшей ориентировки противник применял ЗАБ (зажигательные авиабомбы. — Ред.), САБ (светящиеся авиабомбы. — Ред.) и использовал целеуказание ракетами, выбрасываемыми диверсантами с земли».

Невозможно закрыть глаза и на научные труды. В докторской диссертации В. П. Гриднева (1996 год) «Отечественная историография обороны Ленинграда (1941 – 1944) говорится о том, что с июня 1941 года по январь 1944 года войска НКВД на Ленинградском фронте задержали 67 фашистских парашютистов, 75 шпионов и диверсантов, 56 ракетчиков и сигнальщиков и 38 немецких летчиков.

В кандидатской диссертации «Ленинградская милиция в годы блокады», защищенной А. В. Панфильцем в 2000 году, есть упоминание: «Денисов Юрий (28 отд.) задержал подозрительного гражданина, у которого при обыске обнаружен револьвер и ракетница с 5 ракетами».

Не могу не согласиться с мнением историка Сергея Рудника, что в истории с «зелеными цепочками» слишком много странного и недосказанного. Может даже возникнуть впечатление, что в Ленинграде боролись с «черной кошкой в темной комнате». Но ведь боролись, искали ракетчиков, шли за ними по пятам, задерживали, доставляли!.. И занималось этим большое число людей.

Так что, уверен, изучение истории «зеленых цепочек» нужно продолжать.


#блокада #зеленые цепочки #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 49 (7625) от 19.03.2024 под заголовком «Сигнальщики все‑таки были!».


Комментарии