По Невскому со свистом. Чем интересна акварель Александра Беггрова

«Невский проспект у Аничкова дворца» - таково название этой акварели академика и почетного члена Императорской академии художеств Александра Беггрова, созданной в 1895 году. Впрочем, место легко определить и без подсказки. Посередине - тот самый дворец, отделенный от павильонов Росси заснеженным садом. Влево уходит Невский проспект, вдали виднеется кирпично-красный дворец Белосельских-Белозерских...

По Невскому со свистом. Чем интересна акварель Александра Беггрова | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Невский всегда был средоточием транспорта: разве что вместо двигателя внутреннего сгорания раньше применялась лошадиная сила. Акварель запечатлела, как по проспекту мчатся разномастные сани, а пешеходы взирают на ездоков: кто с интересом, а кто и с завистью.

В центре картины - санный выезд, к которому приковано особое внимание. Многие снимают шапки: несомненно, едет заметная персона. Может, вдовствующая императрица Мария Федоровна возвращается в свою резиденцию - в Аничков дворец?

Мстислав Добужинский вспоминал, что у богатых саней на запятках всегда «стоял, держась за особые петли, рослый лакей в ливрее и цилиндре с кокардой сбоку», укутанный в огромный медвежий воротник. «На запятках же саней царицы Марии Федоровны, часто проезжавшей по Невскому, всегда высился великолепный камер-казак в красном кафтане с откидными рукавами и в высокой папахе с кистями», - уточнял Добужинский.

В левой части акварели - женщина с ребенком выбирает удобный момент, чтобы перейти проспект. Погода ясная, риск попасть под лошадь минимален. Не то что во время густых зимних туманов, когда, как отмечал в своем дневнике библиофил Сергей Минцлов, «с тротуара с трудом можно различить что-либо на середине улицы».

Федор Достоевский в очерке «Маленькие картинки» рассказывал о нешуточной опасности, таившейся за этой густой пеленой: «Известно, что Невский проспект переходишь всегда с осторожностью, не то мигом раздавят, - лавируешь, присматриваешься, улучаешь минуту, прежде чем пуститься в опасный путь, и ждешь, чтобы хоть капельку расчистилось от несущихся один за другим, в два или три ряда, экипажей. Зимой, за два, за три дня перед Рождеством, например, переходить особенно интересно: сильно рискуете, особенно если белый морозный туман с рассвета опустился на город, так что в трех шагах едва различаешь прохожего»...

#акварели #художники #искусство #Невский проспект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (6593) от 20.12.2019 под заголовком «По Невскому со свистом».


Комментарии