Конкурс без победителей. Ни один из вариантов нового герба России не соответствовал геральдическим правилам
Событие из совсем недавней истории, но уже порядком подзабытое. В начале 1990‑х годов гипотетически гербом «новой России» мог стать вовсе не двуглавый орел, унаследованный от Российской империи. А что именно — можно судить по эскизным проектам, сохранившимся в фондах Госархива РФ.
ФОТО Aurelien Romain on Unsplash
Разработка новой символики была начата, когда еще существовал Советский Союз. Постановлением Совета министров РСФСР от 5 ноября 1990 года была образована специальная комиссия, которой надлежало в трехмесячный срок представить проекты флага и герба. Те, что получат одобрение комиссии, следовало опубликовать в СМИ для всенародного обсуждения.
В изображении герба авторам предлагалось либо модернизировать советские символы, либо вернуться к традиционной российской геральдической символике, либо создать принципиально новое изображение. Обязательное требование: отсутствие в изображении атрибутов, разделяющих людей по какому бы то ни было признаку.
Время было бурное, казалось, что история творится прямо на глазах, и многим хотелось внести в нее свою лепту. Так что вскоре в Верховный совет РСФСР начали поступать письма с самыми различными идеями. Как отмечает Ксения Гринько, ведущий специалист отдела изучения и публикации документов ГАРФ, авторами были как профессиональные художники, так и любители.
Едва ли не самым юным участником конкурса стал 15‑летний подросток из Ленинградской области, который сообщал о себе, что он «глубоко занимается политикой и экономикой всех стран, но особенно России». В его редакции название государства должно было звучать как Российская Федеративная Республика (РФР). Столицей он видел Петербург (напомним, тогда, в 1990 году, он еще именовался Ленинградом).
К письму юноша приложил два варианта герба. На одном из них на голубом фоне, в окружении еловых ветвей, он изобразил 32 звезды — по числу автономных республик, областей и округов. В основании композиции располагался сине-зелено-красный флаг. На втором варианте вместо звезд были помещены карта страны и солнце — как символ светлого будущего.
Некоторые авторы меняли изображение орла на голубей, лебедя, предлагали поместить на геральдическом щите животных — медведя и оленя. Житель Владимирской области объединил в своем эскизе элементы советской и имперской геральдики: звезду, серп и молот, национальный флаг, восходящее солнце и двуглавого орла. Некоторые авторы использовали христианскую символику — кресты и купола, а также символику даосской философии (инь и янь).
На заседаниях «круглого стола» по вопросам символики все поступившие проекты были рассмотрены и… отвергнуты. Специалисты назвали их эклектичными и неподобающими Российскому государству. Художникам было рекомендовано продолжить работу в тандеме с учеными, владеющими знаниями о геральдике и истории символики. Однако и к концу 1991 года ни один представленный на конкурс проект так и не стал победителем.
Тем не менее предложения участников помогли создать образ принятого в итоге изображения Государственного герба Российской Федерации. Ведущий художник Эрмитажа Евгений Ухналев выполнил несколько изображений двуглавого орла, после чего президенту России Борису Ельцину был представлен окончательный вариант. Однако в силу различных причин в посткоммунистической России продолжал официально существовать прежний советский герб.
Нынешний золотой двуглавый орел на красном геральдическом щите был утвержден указом главы государства от 30 ноября 1993 года, а затем подтвержден федеральным законом, принятым в 2000 году.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 32 (7608) от 21.02.2024 под заголовком «Конкурс без победителей».
Комментарии