Только на сайте

Логотипы для Петербурга: скандалы, суды, дурновкусие

После публикаций в газете «Санкт-Петербургские ведомости» комитет по развитию туризма расторг контракт со студией А. Лебедева на туристические логотипы Санкт-Петербурга. Те графические изображения, что уже присутствуют в облике города, демонтировать не будут, дальнейшая их эксплуатация запрещена. Объявление нового конкурса пока не предполагается.

Логотипы для Петербурга: скандалы, суды, дурновкусие | Изображение: www.artlebedev.ru

Изображение: www.artlebedev.ru

Напомним, что в 2014 году фотограф-любитель Инна Шалыто, будучи председателем комитета по развитию туризма, купила у печально известного московского «дизайнера» А. Лебедева логотипы для Петербурга, которые сразу не понравились горожанам за вторичность, безвкусие и халтурность. Мнение петербуржцев значения не имело, и лебедевские логотипы были как будто силой были навязаны туристической рекламе города. Из-за очевидных нарушений закона в ситуацию вмешалось УФАС.  Однако комитет с упорством, достойным лучшего применения, защищал эти значки, работая за деньги налогоплательщиков, по сути, в пользу московской студии.  

Как развивалась эта скандальная ситуация и кто получил свою выгоду,  разбирался наш специальный корреспондент Евгений Колесников.

16 апреля 2018 года Арбитражный суд Северо-Западного округа запретил комитету по развитию туризма использовать туристические логотипы Санкт-Петербурга, разработанные студией дизайнера Артемия Лебедева.

Лебедев Артемий. Фото Дениса Кожевникова / ТАСС

Того самого Лебедева, который обсмеял петербургское метро в своем блоге, чье имя ассоциируется со скандалами вокруг фотографий несовершеннолетних, а репутация выстраивается за счет нецензурного интернет-блога, где он пишет, например, что считает георгиевскую ленточку «символом разнообразного быдла».

Ранее УФАС настаивало, что договор со студией был заключен без открытых торгов, а это, по мнению ведомства, является нарушением закона о конкуренции. Комитет отчитался перед антимонопольной службой о расторжении контракта.

Лебедев Артемий. Фото Дениса Кожевникова / ТАСС

Однако важнее в этой позорной эпопее детали, в которых кроются интересы многих сторон. Город в этой цепочке оказался на последнем месте.

Топовый дизайнер запросил за работу 1 рубль

Эта постыдная для Петербурга ситуация растянулась на несколько лет. Предыстория такова. В 2014 году комитет по развитию туризма администрации Санкт-Петербурга заключил контракт с ООО «Студия Арт. Лебедева». Ранее мы уже писали об этой истории: по данным «Картотека.ру», «генеральным менеджером» указанного ООО с уставным капиталом около 22 тыс. рублей является Артемий Лебедев. По контракту, студия графического дизайна обязывалась разработать туристические логотипы Северной столицы для имиджевой рекламы и для оформления туристической продукции города. В этом контракте примечательны две вещи: первая - Артемий Лебедев, руководитель студии, почти самый известный российский графический дизайнер, запросил за работу своего коллектива всего 1 рубль, вторая - контракт между комитетом и студией был подписан, скажем так, келейно, без проведения открытых торгов. Другими словами, иные субъекты, осуществляющие деятельность на рынке рекламных услуг, не были проинформированы о том, что город собирается заказывать туристические логотипы коммерческим организациям.

Генеральный директор ООО «Маркетинговая компания "Григорьев Борис и партнеры"» Борис Григорьев, от имени которого был подан иск о незаконности контракта комитета по туризму и студии Лебедева, поясняет:

«На наш взгляд, есть прямая связь между стоимостью того контракта и тем, что он проходил без открытых торгов. В этом усматривается некая договоренность, что противоречит закону о конкуренции. Что касается расценок за такую работу, как производство логотипов для Петербурга, великого города, то речь, конечно, идет о миллионах рублей, может быть, десятках миллионов. Хотела ли наша компания участвовать в конкурсе на такой заказ? Да, не скрою. Но законной возможности мы не получили».

tema.livejournal.com

Изображение: artlebedev.ru

Нарушена ли конкуренция?

В декабре 2016 года в ситуацию вмешалось Управление ФАС по Санкт-Петербургу, которое возбудило в отношении комитета по туризму дело о нарушении конкуренции. Ознакомившись с соответствующими документами, антимонопольный регулятор посчитал, что договор был заключен без проведения торгов, что является нарушением ч. 1 ст. 15 «Закона о защите конкуренции» (запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти).

«Учитывая закрытый характер взаимоотношений комитета и студии по вопросу разработки логотипа, иные хозяйствующие субъекты, работающие на этом рынке, были лишены аналогичной возможности», - сообщила пресс-служба ведомства.

Также в УФАС нашему изданию сообщили, что безвозмездная практика разработки логотипов в нашем городе уже имела место быть: к примеру, администрацией Невского района на разработку логотипа к 100-летнему юбилею района; администрацией Фрунзенского района на разработку эмблемы-символа Фрунзенского района; комитетом по благоустройству на разработку логотипа ко Дню благоустройства. Однако такие работы компании получали именно на конкурсной основе. Другими словами, заказ получил не тот, кто предложил меньшую сумму за свою работу, а тот, кто сделал более профессиональную заявку.

В связи с претензиями УФАС комитет по развитию туризма обратился в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решения и предписания УФАС. Однако 31 июля 2017 года решением арбитражного суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований комитета было отказано.

Не согласившись с решением, комитет обратился с апелляционной жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд, в котором чаша весов качнулась в сторону городской администрации. В резолютивной части своего постановления от 17 ноября 2017 года апелляционная инстанция указала следующее:

«Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31 июля 2017 года по делу № А56-24586/2017 отменить. Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14.03.2017 по делу № 1-00-71/78-03-16 и выданное на основании данного решения предписание».

Получается, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга разрешил комитету использовать туристические логотипы, разработанные студией Лебедева, признав претензии УФАС необоснованными. В мотивировочной части решения суда, опубликованной 24 ноября 2017 года, указывалось: комитет мог заказать логотип без конкурса, так как стоимость товара составила менее ста тысяч рублей. И получается – никакого нарушения конкуренции.

Но нашла коса на камень. УФАС подало жалобу на это решение. И 16 апреля 2018 года Арбитражный суд Северо-Западного округа признал законность решения антимонопольной службы, обязывающего Смольный перестать использовать логотипы Петербурга от ООО «Студия Арт. Лебедева». Как отмечает в своем постановлении кассационная инстанция, цена при выборе поставщика на разработку логотипа для города федерального значения не может являться решающим фактором и комитет не должен был пренебрегать  открытыми и прозрачными механизмами выбора такого поставщика.

«… Имидж города федерального значения, уровень его продвижения на туристических рынках в разных странах не может быть поставлен в зависимость от субъективного усмотрения одного или нескольких должностных лиц, не обладающих специальными знаниями, в условиях закрытого (тайного) соглашения», - отмечает в своем постановлении суд.

«Для нас это принципиальный момент, - говорит глава УФАС по Петербургу Вадим Владимиров. – Не важна сумма контракта, главное - конкурс должен проводиться в обязательном порядке».

Петербургский адвокат Сергей Малков, имеющий опыт работы в администрации Петербурга, говорит, что, на первый взгляд, правда явно за комитетом по туризму:

«А как же иначе? Если исходить из положений статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственный заказчик вправе осуществить закупку товара, работы или услуги у единственного поставщика без проведения конкурсных процедур, если стоимость товара, работы или услуги не превышает 100 000 рублей.

Действительно, не объявлять же конкурс по каждому поводу, когда какому-либо исполнительному органу государственной власти Санкт-Петербурга потребуется сделать закупку расходных материалов для канцелярии! В противном случае это просто-напросто парализует работу всего отечественного госаппарата. В дополнение можно было бы заметить, что, в соответствии со статьей 421 ГК РФ, установлен принцип свободы договора. Пункт 4 этой статьи закрепляет, что условия договора (включая, конечно же, и цену) определяются по усмотрению сторон.

И все же, как говорили в свое время классики, «политика есть концентрированное выражение экономики». А раз так, то без анализа экономических аспектов дела нам не обойтись.

Важнейшими категориями современной экономики являются понятия цены и ценообразования. Принято считать, что в эффективной экономике цена определяется затратами производителя товара и никак не может быть меньше расходов на его производство. Иначе производство продукции нельзя признать рентабельным. А из каких фондов работодатель станет выплачивать заработную плату своим работникам, трудом которых конкретный продукт был создан? Или они работали бесплатно? А работа без заработной платы подпадает под понятие принудительного труда, который в нашей стране запрещен частью 2 статьи 37 Основного Закона – Конституции Российской Федерации.

Вернемся же к контракту. По непонятной причине на его цену в целый один-единственный рубль должного внимания обращено не было. А зря. Рассмотрим по аналогии ситуацию, при которой совершается сделка купли-продажи объекта недвижимости, имеющего рыночную стоимость 10 000 000 рублей. Если стороны договора, руководствуясь статьей 421 ГК РФ, определят цену продаваемой недвижимости в 100 000 рублей, то как минимум им придется очень долго отвечать на различные вопросы представителей налоговых органов. И радужным для них это общение можно будет назвать с большим трудом.

А здесь, в нашем конкретном случае, заказчиком выступает государственный орган, все действия которого хотелось бы видеть безупречными.

В нашем городе функционирует специализированная организация — Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Центр мониторинга и экспертизы цен», находящееся в ведении комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга. В деле оно никоим образом не фигурирует. Одним из направлений деятельности этого ГБУ является мониторинг и анализ цен на товары, закупаемые для государственных нужд Санкт-Петербурга. Может быть, было бы уместным привлечь данную организацию для расстановки точек во всех нужных местах?».

 Реклама Петербурга висит во многих аэропортах мира

Итак, ООО «Студия Арт. Лебедева предоставила графические логотипы Санкт-Петербурга комитету по туризму еще в октябре 2014 года.

«Благодаря удачным и мощным графическим приемам стиль работает и узнается в любом сочетании. Проделана огромная работа. И теперь гордиться новым стилем может и Студия Лебедева, и Санкт-Петербург», - самонадеянно написал тогда в своем блоге Артемий Лебедев.

В итоге было разработано 20 логотипов для разных сфер жизни Санкт-Петербурга и три вида плакатов: The home of Russian intelligentsia, The home of Russian revolutsia и The home of Russian dusha (надписи на плакатах сделаны специальным шрифтом).

Петербургская общественность и профессиональные дизайнеры встретили новые городские логотипы, скажем мягко, настороженно. Кому-то не понравился шрифт, кому-то не характерные для города символы.

Между тем, сам Лебедев в своем блоге рассказал и показал, что «реклама Петербурга с этими логотипами уже висит во многих аэропортах мира, а также во всех аэроэкспрессах на московские аэровокзалы. На рекламных постерах Петербург именуется «домом русской души», «революции», «интеллигенции». В настоящее время рекламная кампания туристических возможностей Санкт-Петербурга с использованием новых логотипов проводится в крупнейших аэропортах мира. В Лондоне реклама с новым петербургским логотипом нанесена на борта такси, в Москве - на спинки кресел в аэроэкспрессах».

В качестве иллюстраций Лебедев опубликовал несколько фотографий, на которых видно, как используется логотип в рекламных кампаниях города, в том числе в крупных международных аэропортах.

«Лебедев получил шикарный заказ»

Мы нашли два источника, которые в свое время были близки к комитету по туризму, и не понаслышке знают, как подписывался контракт с Лебедевым на 1 рубль.

Первый источник говорит:

«В чем на самом деле сейчас претензия УФАС по Петербургу к комитету (по туризму)? За официальными строками читается – претензия в лоббизме в пользу Лебедева.

Студия Лебедева получила на самом деле шикарный заказ, а цена не имеет значения. Так было и с московским метро, когда Лебедев сделал новый логотип, так было с некоторыми городами, Ярославлем, например. В случае с Петербургом студия Лебедева заносит себе в портфолио шикарную строчку – сделаны логотипы для всемирно известного города. Это круто.

И это отбивается, потому что студия получает возможность поднимать свой ценник по другим работам. А еще, насколько я знаю, Артемий Лебедев очень хотел открыть в Петербурге представительство своей компании – а это опять-таки необходимость в аренде престижного помещения, других деталях, заказах, конечно.

А еще, знаю, при комитете [по туризму] шло обсуждение заказа на логотипы и были такого рода разговоры: «ну вот Лебедеву вся Москва заказывает, значит, он лучший»; «логотипы Лебедева все обсуждают, значит, будут в тренде и наши – а это самое главное для раскрутки». Так или иначе, фактов того, что Лебедева наши чиновники именно лоббировали вопреки закону, у меня нет, но то, что он был чуть ли не единственным приоритетным кандидатом – это точно. Было ли это жестким решением тогдашнего председателя [комитета по туризму] Инны Шалыто? Слухи такие ходили, потому что она занималась до работы в правительстве всякими мультимидийными проектами в частной сфере и могла сталкиваться с Лебедевым. Но слухи есть слухи».

Второй источник рассказывает о ситуации более современной:

«Вопросы к комитету по туризму возникли не тогда, когда подписывался контракт со студией Лебедева, хотя о нем написали все городские СМИ, а когда, собственно, дизайн-студия представила логотипы, выложив их в интернете.

Помните, был большой резонанс: пользователи Сети ругали картинки на чем свет стоит, местные дизайнеры подвергли их профессиональной критике, может, из ревности, сам Лебедев тут же в своем стиле крайне грубо огрызался в своем блоге. Короче говоря, общественное мнение проявило резкий негатив.

И потому к контракту с Лебедевым тут же было привлечено внимание, на которое отреагировало Управление ФАС. Насколько знаю, огромное, просто огромное влияние на этот момент оказала скандальная репутация самого Лебедева. Тут и частые обвинения в плагиате, и оскорбления Дня Победы, и его резкие, даже снобистские, высказывания по самым разным темам».

Скандал с логотипом московского метро и другие

Какие же были скандалы вокруг А. Лебедева и его компании? Например, в 2007 году студия Лебедева разорвала их контракт с Nokia в России, графически изобразив расставание матерным словом.

А спустя десять лет на сайте «Студии Артемия Лебедева» появился логотип гомельской бургерной «ДжонФедор». Лого было сделано за 100 тысяч рублей по специальной программе «экспресс-дизайн», суть которой состоит в том, что заказчик не имеет права вносить правки и коррективы в создание логотипа. В итоге руководители белорусской компании впали в шок от итогового логотипа и долго поносили творение студии Лебедева.

А уж особую бурю негодований у общественности вызвал и ребрендинг логотипа московского метрополитена. Знак метро практически не изменился, единственное - в нем была убрана синяя линия вокруг буквы «М». Общественность посчитала, что Лебедев, по сути, ничего и не сделал.

16 января 2018 года на сайте «Студии Артемия Лебедева» появился логотип сервиса быстрых знакомств «Плюс». Разработчик приложения Кирилл Артеменко раскритиковал работу студии, посчитав, что логотип был нагло заимствован у другой компании. По его мнению, если в поиске Google ввести запрос creative plus logo, то первый результат в выдаче укажет на зарубежное агентство Creative Plus, логотип которой показался разработчику максимально похожим на лебедевский.

Однако главные претензии к Артемию Лебедеву и его компании, как и в случае с петербургским комитетом по туризму, касаются получения госконтрактов без тендеров (конкурсов).

К примеру, в январе этого года СМИ выяснили, что из 27 госконтрактов, заключенных с 2013 года на общую сумму более 140 млн рублей, более половины студия получила не совсем понятным путём. Часть конкурсов, якобы, не объявлялась официально (например, на разработку логотипа городов Сатка, Ижевск или Ярославль), часть контрактов, якобы, отсутствует в реестре на сайте госзакупок (например, контракты на разработку фирменного стиля Парка Горького или на оформление плоскостных парковок в Москве). Знакомая ситуация, прямо как в Санкт-Петербурге, не правда ли?

Как видим, у всех заинтересованных лиц и структур были свои интересы в этом запутанном деле – явные, тайные и другие, а вот самому городу туристические логотипы от Лебедева принесли лишь скандальный, постыдный флёр. Что особенно досадно накануне чемпионата мира по футболу.

Согласно решению Арбитражного суда Северо-Западного округа, скандальные логотипы больше нельзя использовать. Государственный контракт расторгнут. Что-то хорошее случилось в сложной будничной жизни нашего города. Газета будет следить за развитием ситуации и за тем, как безвкусные значки убираются из рекламы Санкт-Петербурга.

#Логотипы Петербурга #Лебедев #дурновкусие

Комментарии