В Ленобласти запустили культурно-просветительский проект «Театр — школам»

В некоторых удаленных уголках Ленинградской области есть дети, которые ни разу не видели театральной постановки в профессиональном исполнении. Чтобы устранить социальную несправедливость, в регионе при поддержке Президентского фонда культурных инициатив запустили культурно-просветительский проект «Театр — школам». В 2024 году он будет реализован на территории Лодейнопольского, Подпорожского и Волховского районов — в населенных пунктах, в которых нет театра.

В Ленобласти запустили культурно-просветительский проект «Театр — школам» | ФОТО Claire P on Unsplash

ФОТО Claire P on Unsplash

Первыми участниками проекта стали учащиеся школ поселков Рассвет и Алеховщина Лодейнопольского района и Паша — Волховского. Всего в проекте примет участие 21 школа Ленинградской области.

«Идея театрального проекта по­явилась еще в 2017 году, — рассказывает его автор, аспирант факультета социологии СПбГУ, магистр педагогики Мария Желизнык. — Тогда театральные постановки транслировались в формате онлайн во всех 17 районах и городском округе области. В мероприятии приняли участие 55 школ. Для многих ребят это было первое знакомство с театром. Каждый спектакль сопровождался выступлением в прямом эфире режиссера и актеров с возможностью обратной связи. Тогда мы получили много положительных откликов и запрос на продолжение такой практики. При этом мы понимали, что театр предполагает живой контакт, только так можно по‑настоящему почувствовать его магию и волшебство. В итоге мы решили проект усовершенствовать и показать в сельских школах удаленных населенных пунк­тов театр в очном формате».

«Не скрою, что в Петербурге тоже есть дети, которые не были в театре, — поясняет театровед, театральный критик, преподаватель, член Союза театральных деятелей России Алексей Пасуев. — Но в таком случае это выбор детей и родителей. Для поселков же, на которые направлен этот проект, культурная обособленность — данность, в которой люди оказались вынужденно. Местные жители по ряду причин (в том числе и финансовых) заведомо не могут приехать не только в Петербург, но и в областной центр, где можно сходить в театр, посетить выставку или другое культурное мероприятие».

Формат — театральное передвижничество. Чтобы в актовых залах школ создать настоящую атмосферу театра, команда берет с собой полноценные декорации, костюмы, свето- и видеооборудование.

Часовой спектакль, выбранный для проекта, называется «Загадочная натура». В его основе — пять ранних разножанровых рассказов Антона Чехова, от хрестоматийного «Злого мальчика» до атмосферной готической истории «Кривое зеркало». В целом представление получилось легким и светлым, что по достоинству оценили ученики средних и старших классов.

«Спектакль идеально подходит не только для восприятия неподготовленной аудиторией, но и для понимания, как устроен театр, каким он может быть, — комментирует Алексей Пасуев. — Каждый рассказ подается в своей театральной эстетике. Использованы разные техники, в числе которых и эстрадная подача, и театр кукол. При этом жанр самой постановки — моноспектакль: на сцене всего один актер и его ассистент. Важную роль играет интер­актив, когда сцена и зрительный зал объединяются в одно целое и зрители становятся участниками действа».

Важную роль в восприятии спектакля школьниками играет руководитель проекта и исполнитель главной роли артист театра и кино Дмитрий Гульнев.

«Несмотря на то что неподготовленные зрители 12+ — заведомо сложная аудитория, нас они приняли идеально, — поделился артист. — Зритель в деревнях в отличие от мегаполиса более благодарный. Играя перед городскими школьниками, мы зачастую видим, как они зависают в телефоне. В некоторых случаях они не заинтересованы в том, что происходит на сцене, потому что попали в театр случайно. В отдаленных поселках таких зрелищных мероприятий острый дефицит, и ребята после просмотра спектакля бывают просто ошарашены увиденным. Поэтому у нас очень высокая ответственность. Крайне важно, чтобы первое знакомство с театром происходило на высшем уровне».

В рамках проекта после каждого спектакля в неформальной обстановке проходит творческая встреча с его режиссером и актерами. Кроме обсуждения показанной на сцене истории организаторы проводят и своего рода профориентационную работу: развеивают мифы об актерской работе, ориентируют, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную театральную профессию.

Кроме социально-просветительского эффекта организаторы проекта проводят исследование. «Мы пытаемся выяснить, что школьники из удаленных регионов знают о театре и как меняется их отношение к театру после наших визитов, — объясняет Мария Желизнык. — Для этого мы просим ребят заполнить анкеты с соответствующими вопросами».

Предварительный анализ этих анкет показал, что каждый пятый школьник (77 % опрошенных), который живет далеко от райцентра или мегаполиса, ни разу не был в театре. Те ребята, которые все‑таки в нем бывали, в основном попадали туда в составе организованной школьной группы. А если им предложить на выбор два билета в театр и в кино, большинство выбирают кино.

«Радует, что, после того как школьникам был показан наш спектакль, их мнение поменялось, — подчеркивает Мария Никола­евна. — Ребята в анкетах отметили, что спектакль им очень понравился, что они с удовольствием посмотрели бы еще какую‑нибудь постановку и посоветовали бы сходить в театр своим друзьям. Незначительно, но все же увеличился процент школьников, которые выбрали бы билет не в кино, а в театр. Но самое главное: после просмотра спектакля дети (73 %) захотели прочитать рассказы Чехова, на основе которых построен его сюжет».

По мнению Марии Желизнык, это очень важно, ведь изначально на вопрос, любят ли они читать, треть ребят ответили отрицательно, отметив, что русскую литературу вне школьной программы читают очень редко.

Еще одна важная миссия те­атрального проекта — положительное воздействие на любительские драмкружки и самодеятельные коллективы, которые в области тоже есть не везде. В этом случае приезд профессионального театрального коллектива необходим, чтобы местная самодеятельность не шла по ложному пути и у нее появилось понимание, к чему нужно стремиться. Например, в школе поселка Рассвет есть драмкружок, организованный энтузиастами из Введено-Оятского женского монастыря. Сейчас они работают над спектак­лем «Конек-Горбунок» и пригласили представителей проекта на прогон, чтобы получить рекомендации профессионалов.

«Несмотря на то что театральное любительство в Ленобласти развито, не каждый поселок может похвастать своим театральным кружком или любительским театром, — подтверждает Алексей Пасуев. — Коллективы из отдаленных районов остро нуждаются в контактах с профессиональным театром, чтобы понять, в каком направлении развиваться. Поэтому многие из них охотно участвуют в фестивалях и подобных проектах, чтобы пообщаться, получить ценную информацию и, самое главное — зарядиться вдохновением».


#Ленобласть #школы #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (7619) от 11.03.2024 под заголовком ««Загадочная натура» едет к вам».


Комментарии