Городская Общественная палата на днях провела форум «Некоммерческий сектор Санкт-Петербурга»

В программе восемь стратегических сессий — профессиональных площадок, где говорили о роли добровольческих команд в поддержке семей участников СВО, о волонтерстве и благотворительности, взаимодействии НКО с государством, бизнесом и СМИ, а также о полезных обществу молодежных проектах и лучших практиках социально ориентированных организаций.

Городская Общественная палата на днях провела форум «Некоммерческий сектор Санкт-Петербурга» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Кандидат в трудящиеся

Такой форум палата проводит уже во второй раз. О его целях на открытии сообщила председатель ОП Ирина Соколова: «Это прежде всего площадка для диалога некоммерческого сектора, исполнительной, законодательной власти и бизнеса. Сильный и профессиональный некоммерческий сектор, способный реализовывать значимые проекты, направленные на улучшение жизни петербуржцев, — наша общая большая цель».

И еще форум — это учеба для общественников и добровольцев. Знаниями, идеями и практиками делятся не только НКО друг с другом, но и чиновники с НКО. Потому что в этих самых новых — изменяющихся вместе с федеральным законодательством — реалиях даже профессионалу бывает трудно разобраться.

Петербург уже более тридцати лет практикует помощь некоммерческим организациям, регион фактически был первым в стране, кто стал этим заниматься. В прошлом году, например, ими было освоено 3,5 млрд рублей поддержки из городского бюджета.

Поддержка — это не подарок, а возмещение расходов. Государство, по сути, в той или иной форме (субсидия, грант) платит НКО за оказываемые гражданам социальные услуги, руководствуясь действующим законодательством. О новых и старых механизмах такого финансирования говорили участники сессии «НКО и государство. Услуги в социальной сфере».

В 2020 году Минфином был инициирован закон о государственном социальном заказе (если точнее — об исполнении негосударственными поставщиками государственных и муниципальных услуг) — 189‑ФЗ. Цель благая — открыть дорогу к бюджетным деньгам социально ориентированным НКО. Только закон этот решили для начала апробировать в нескольких регионах и получить от них отзывы. Петербург вошел в число первых 16 субъектов, где 189‑ФЗ вступил в силу в рамках пилотного проекта.

Первой была апробирована гос­услуга по сопровождению при содействии занятости инвалидов.

В сентябре в Петербурге, по данным Фонда социального страхования, насчитывалось 117,5 тыс. инвалидов трудоспособного возраста.  Часть из них не против приступить к работе, несмотря на ограничения здоровья, но не могут сделать это самостоятельно.

Госзаказ правительства Петербурга на сопровождаемое трудоустройство в 2021 году был рассчитан на 100 инвалидов, в 2023‑м — уже на 200, а в 2024-м власти города рассчитывают «сопроводить» на рынок труда и успешно адаптировать там уже порядка 400 инвалидов. И если нынче на это дело Смольный выделил 3 млн 717 тыс. рублей, то на будущий год предусмотрено 9 млн 552 тыс. рублей. Норматив затрат на каждого «соп­ровожденного» в 2023 году составлял 18,5 тыс. рублей на человека, в 2024‑м — 23,9 тыс. рублей на весь период предоставления услуги (максимум полгода).

За это время инвалида нужно подготовить, трудоустроить и, возможно, помогать ему в период адаптации. В «пакет» входит самая разная помощь: консультации с работодателями и психологами, ознакомление с условиями труда на подобранном рабочем месте, подготовка к собеседованию и ведению переговоров (и даже доставка к мес­ту их проведения, если надо), помощь в сборе документов…

Работает это так: инвалид обращается в Службу занятости, та запрашивает медэкспертизу, ­нуждается ли этот человек в соп­ровождении при трудоустройстве. МСЭ дает такое заключение. После чего кандидата в трудящиеся направляют в некоммерческую организацию, которая предоставляет услугу сопровождения по госзаказу.

Схема в целом простая, но только пока не наложишь ее на реальную действительность… Ведь инвалидность бывает разная и ограничения по здоровью тоже. Соответственно, и время на вхождение в работу будет различаться, и участие специалистов потребуется каждому свое. А тут норматив затрат…

В мае для оказания услуги по сопровождаемому трудоустройству сотни инвалидов, по 189‑ФЗ, у нас были выбраны две НКО — благотворительный фонд «Рауль» (он работал и в прошлом году) и частный центр социально-трудовой адаптации инвалидов «Мастер ОК». Каж­дая организация получит субсидию в размере 1 млн 858 тыс. руб­лей. В результате заказчик-город рассчитывает, что часть из этих двухсот сопровождаемых будут трудоустроены на временное или постоянное рабочее место, а часть даже закрепится на нем больше чем на три месяца.

— Точку можно ставить, когда мы понимаем, что человек вышел на рынок труда и успешно закрепился на нем, то есть когда он отработал не менее шести месяцев при поддержке, потом еще полгода без поддержки, — считает директор фонда «Рауль» Илья Сметанин.

Этот фонд работал с выпускниками детдомов (в том числе и инвалидами) с момента создания в 2011 году, оказывая им социально-психологическую поддержку. С 2014‑го здесь начали выстраивать специальные программы соп­ровождения, рассчитанные на то, чтобы поддерживать их как крат­косрочно (3 – 9 месяцев), так и долгосрочно.

— Для людей с серьезными ограничениями здоровья программа может требоваться и на протяжении нескольких лет, — говорит Илья Евгеньевич. — Ребят с такими ментальными нарушениями, каких мы порой видим у себя, в советской школе считали необучаемыми. А сегодня они не только учатся, но и выходят на работу. Мне кажется, мы как общество делаем сегодня серьезные шаги — меня это очень радует.

При этом многие предприниматели еще находятся в плену стереотипов, не воспринимая людей с ментальными нарушениями как потенциальных работников, сетует Сметанин. По его мнению, нужно искать работодателей, способных воспользоваться услугой сопровождения при наборе персонала, агитировать их, убеждать.

За год у «Рауля» бывают 550 – 600 кандидатов на трудоустройство. В стандартной практике, то есть до госзаказа, благополучателями фонда были в основном молодые инвалиды — от 15 – 16 до 35 лет, теперь же более 70 % — старше 45.

— Пришлось поменять некоторые подходы, проводить внутренние тренинги для специалистов, учить работать с возрастными людьми, — поясняет Сметанин. — Ведь заново социализироваться нужно и тем, кто когда‑то работал, но перестал, получив инвалидность…

Сертификат на «развивашку»

Еще один вариант апробации 189‑ФЗ, осуществляемой в Петербурге, — сертификаты на дополнительное образование детей.

Изменения, касающиеся прог­рамм допобразования, законодатели внесли в него под самый занавес уходящего 2022 года, и профильному комитету Смольного пришлось формировать заказ на эту услугу в авральном порядке. Заявиться на ее исполнение может без конкурса любой желающий. Условий два: нужно иметь лицензию на образовательную деятельность и все заявленные программы должны пройти экспертизу. Как пояснили в комитете по образованию, в результате должна сложиться здоровая конкуренция государственных и негосударственных организаций.

О том, что получается, судить рано (сертификаты начали выдавать только с сентября), пока больше говорят о планах.

— На сегодня в список исполнителей услуги включены 882 организации, — сообщила руководитель сектора по развитию дополнительного образования профильного комитета Ирина Журавлева. — На экспертизу ими подано 3075 программ, в основном общеразвивающих. В этом году мы планируем выдать 171 320 сертификатов. Стоимость обучения и в государственных, и в коммерческих центрах одинаковая. Нынче продолжительность программ всего 12 часов, в следующем будет 36, в 2025‑м планируем уже 72 часа.

Первые программы заработали с 1 октября и будут продолжаться до 10 декабря. Пока это больше группы выходного дня, «Веселые каникулы», «Умные каникулы» и т. д., то есть возможность для ребенка провести первую половину дня, когда взрослые на работе, с пользой и под присмотром педагогов во внеучебное время. Наиболее популярен этот сертификат у родителей детей 5 – 7 лет — сертификаты несут в разнообразные «развивашки» и на подготовку к школе. У ребят постарше пользуются спросом программы по экологии и лидерству…

В 2023 году на программу сертификатов допобразования «зашли» всего четыре негосударственные организации.

189‑й — не скорый…

Из 8,9 тыс. петербургских НКО около 3,6 тыс. (то есть примерно 38 – 40 %) — социально ориентированные. Финансовая поддержка — субсидии и оплата предоставляемых негосударственными организациями социальных услуг — превышает 2,3 млрд рублей. Это самый большой показатель в РФ.

Имущественной поддержкой социально ориентированных НКО город занимается уже на протяжении трех десятилетий.

— Закон о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций появился только в 2011 году, но реально мы начали заниматься этим еще с 1992‑го, когда был создан территориальный фонд социальный поддержки населения — в основном он и был посвящен поддержке, как их тогда называли, общественных организаций, — поясняет начальник управления социального развития комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Наталья Лемке. — А в 2015 году вступил в силу федеральный закон № 442‑ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», который установил правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания.

По словам Лемке, Петербург уже тогда позволил себе создать равный доступ к предоставлению гос­услуг как государственным, так и негосударственным учреждениям — с едиными порядком, нормативами, тарифами и требованиями для вхождения в реестр поставщиков. Сегодня на рынке социальных услуг работают 37 негосударственных, 25 некоммерческих и 12 коммерческих организаций, входящих в этот реестр. Негосударственный сектор в этой сфере в Петербурге составляет 12,12 %.

О 189‑ФЗ большинство специалистов говорят осторожно — он сложный. Наталья Лемке высказывается решительнее:

— Мое личное мнение — это абсолютно опоздавший закон, для социального обслуживания он не несет ничего нового. Вот если бы он был принят лет двадцать назад, когда мы просили о законе, по которому деньги бы шли за человеком (и даже направляли свои проекты на федеральный уровень)…

— Возможно, он и хорош для других отраслей, но для социального обслуживания ничего не дает, — продолжает Наталья Петровна. — Его базовый постулат — сертификат, за которым идут деньги, у нас был реализован с 1 января 2015 года, сразу после вступления в силу 442‑ФЗ. Этим сертификатом фактически является индивидуальная программа социального обслуживания, имея которую, человек может выбрать, где ему получать услуги — в государственной или негосударственной организации. Индивидуальная программа, индивидуальный подход к обслуживанию — это огромное достижение 442‑ФЗ. Ну как выдавать на рынок индивидуальные сертификаты, но по единой утвержденной стоимос­ти? А ведь у нас на обслуживании 320 тысяч человек. И у каждого свои особенные проблемы…

Пока в «социальном» управлении решили в качестве апробации 189‑ФЗ перевести на этот режим лишь услугу тревожной кнопки. Это же не люди, а техника — там с объемами работы и тарифами все стандартно и понятно…

«Вопросов больше, чем ответов» — эта фраза на сессии звучала чаще каких‑либо других.

— При апробации 189‑ФЗ Общественная палата станет коммуникативной площадкой, на которой всеми участниками будет обсуждаться ход эксперимента, — по­обещала аудитории модератор член петербургской ОП Ирина Артюхова. — По итогам сформулируем свое заключение.

Чудеса в обычной жизни

О том, что быть поставщиком услуг непростое дело и что внятные механизмы осуществления финансовой поддержки со стороны государства очень нужны, хорошо знают собравшиеся в зале представители социально ориентированных НКО.

Это те, у кого все получилось. Своими историями успеха и опытом реализации проектов за счет грантов и субсидий они делятся друг с другом.

За суммами и цифрами — истории доброты и заботы, самоотверженного труда и невероятного порой результата.

Благотворительному фонду социальной реабилитации и помощи инвалидам «Кедр» в будущем году исполнится 30 лет. Он занимается предпрофессиональным образованием и социокультурной адаптацией выпускников коррекционных школ и интернатов в реабилитационных творческих мастерских Александро-Невской лавры. Приобрести печи для обжига керамики и организовать собственное производство смальты помогло государство, лавра предоставила помещения в безвозмездную аренду.

— Три мозаичные иконы, сделанные руками наших ребят, уже освящены и установлены в нишах Федоровского и Семинарского корпусов лавры, весной будут освящать четвертую, — рассказывает исполнительный директор фонда Александра Сердитова. — Это не кружковая работа — у нас разработана программа вхождения в профессию. В школу мозаичного мастерства принимаем людей вовсе без навыков, а получаем мастеров.

Благотворительная католическая организация помогает «выпавшим из системы» петербуржцам с 1992 года. Один из проектов — приют для маломобильных бездом­ных: армейская палатка с 40 койками, столом и двумя дровяными печами. За год здесь получают теплый ночлег и трехразовое питание около двухсот-трехсот бомжей-инвалидов — ампутанты, травмированные, слепые, глухие, инсультники… В среднем каждый находится в этом приюте месяц-два. За это время им помогают восстановить документы, проводят медобследование, одевают-обувают, обеспечивают необходимым инвалидным инвентарем. Человек 50 – 60, как правило, удается пристроить в госучреждения.

«ПАЗЛ» — это социальный проект фонда поддержки талантливой молодежи «Будущие лидеры». Здесь готовят к ОГЭ и ЕГЭ детдомовцев и помогают им поверить в себя.

Волонтеры проекта «Общее дело» заменяют мам оказавшимся в больнице маленьким сиротам, помогают родителям детей-инвалидов и воспитанникам детдомов и приютов.

«Школа взаимопомощи» в психоневрологическом интернате № 9 взяла за основу работы с очень непростыми детьми принципы Макаренко, описанные в «Республике ШКИД». В итоге интернатский «арт-терапевтический» драмкружок превратился в креативный кластер, объединивший 15 команд детских и взрослых учреждений Петербурга. В нем молодежь (с не такими уж, как выясняется, ограниченными возможностями!) снимает мультфильмы, которые ставит в программу вещания один из центральных телеканалов, сочиняет и иллюстрирует книжки, которые берется печатать известнейшее в России издательство, записывает видеоролики, репортажи и подкасты, занимается пластилинографией. Причем, научившись производить медийный контент, жители интерната начинают учить и других.

В ходе занятий и тренингов здесь сформировалась группа добровольцев, действующих в стратегии «равный — равному», занимающихся наставничеством и оказывающих посильную помощь другим. В официальных документах это называется «реабилитацией инвалидов с нарушениями социальной адаптации». В жизни хочется назвать чудом…

Прямая речь 

Валерий Солдунов, член Общественной палаты Петербурга и представитель нашего города в Общественной палате России:

— На недавнем форуме «Сообщество», организованном Общественной палатой России в Москве, представляли рейтинг «Регион НКО». По уровню организации и поддержки некоммерческого сектора Петербург вошел в десятку лучших. Достижения Петербурга в этой сфере регулярно получают высокую оценку на федеральном уровне, наши проекты и практики почти по всем направлениям занимают призовые места, обсуждаются и активно тиражируются в других регионах РФ.


#форум #НКО #волонтерство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (7544) от 15.11.2023 под заголовком «НКО? ОК!».


Комментарии